Творчество елены благининой для детей. Дипломная работа: Творчество Е

Благинина Елена Александровна, родилась 14(27).5.1903, в селе Яковлево (ныне Свердловский район Орловской области). Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1, зимовали в Ямской слободе под Курском, на лето приезжали к деду, в Яковлево. Здесь Елена получила первые уроки словесности от деда - сельского дьякона и учителя церковно-приходской школы, а также от матери - «великой книгочейки с феноменальной памятью». Отец тоже любил читать, он выписывал журналы «Светлячок», «Путеводный огонёк», «Нива» со всеми приложениями.

Детство

Жили Благинины не богато. Колбаса и конфеты бывали только на Пасху и на Рождество. Ели щи да кашу, по воскресениям - пироги с ливером. И вдоволь овощей и фруктов. Тем не менее отец, человек редкой доброты, регулярно устраивал «леденцовые праздники» для всей окрестной детворы, на гроши выписывал детские журналы, и где сама Благинина с 8 лет начала писать стихи.

Вскоре семья насовсем переехала в Ямскую слободу под Курском. В 1913 году Елена Благинина окончила железнодорожную школу и поступила в Мариинскую гимназию, где училась с большой охотой и продолжала писать стихи. Окончить гимназию Благининой ее не удалось: гром войны вскоре слился с громами революции, гимназию сперва слили с реальным училищем, а после, не сумев наладить занятия в новой школе, вручили всему выпуску справки и отпустили без экзаменов.
С детства Елена мечтала стать учителем и в 1921 году поступила в Курский педагогический институт. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в институт.

Однако желание писать оказалось сильнее, и вскоре Елена поняла, что её страсть к поэзии намного сильнее, нежели к преподаванию. Она была увлечена Блоком, Ахматовой, Гумилевым, Мандельштамом. В 1921 году в сборнике «Начало» было опубликовано первое стихотворение Благининой «Девочка с картинкой». Вскоре молодая Благинина уже была членом Курского союза поэтов. Стихи, с которыми она выступала на вечерах, публиковались в сборнике «Золотое зерно» (1921) и в «Альманахе первом» курского Союза поэтов (1922).

Узнав, что в Москве существует Литературно- художественный институт им. Валерия Брюсова (его называли просто - «Брюсовский институт»), Благинина решила в него поступить, и в 1922 году уезжает в Москву. Она поступила в институт и одновременно работала в багажном отделении газеты «Известия». Училась у Г. Шенгели, поэта и стиховеда.

Творчество

После окончания института по творческому и редакционно-издательскому циклу в 1925 году, Елена трудится в «Известиях», в университете радиовещания, Всесоюзном радиокомитете. Печатать свои творения у Елены Благининой не было возможности по идеологическим соображениям, потому как что они были достаточно серьезными и основывались на христианской вере и категорически не вписывалась в концепцию пролетарского искусства. С этим и был связан ее приход в детскую литературу.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов, заявив о себе как даровитый литератор. Именно тогда на страницах, где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина. С 1933 года Благинина становится постоянным автором, а затем и редактором журнала «Мурзилка», затем - журнала «Затейник».

Благинина часто выступала перед юными читателями вживую. С помощью своих произведений она проникала в их душу и создавала поистине очаровательную сказку, куда мог уйти любой ребенок. «Ребята любили и её, и её прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

За журнальными публикациями пошли и книги. Практически одновременно в 1936 году вышли поэма «Садко» и сборник «Осень», в который Благинина поместила свои лирические красивые стихотворения о золотой поре года.
Потом было много других книг. Появляется ряд сборников «Вот какая мама!» (1939), «Радуга» (1948), «Сорока-белобока», «Стихи», «Посидим в тишине», «Огонек», «Гори-гори ясно!», «Башмачки», «Осень спросим», «Трудные стихи», «Не мешайте мне трудиться», «Аленушка», «Травушка-муравушка», «Журавушка», «Улетают-улетели» и другие. С 1938 года Е. А. Благинина – член Союза писателей СССР.

Тема труда как радости с большей психологической глубиной и тактом утверждается Благининой в целом ряде ее стихотворений - «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму дрова», «Уморилась» и др.

В 1943 году Благинина побывала в Орле, освобождённом от немецко-фашистских захватчиков, помогала возрождать литературную жизнь старинного русского города. Именно в этот период ею написаны стихи «Орёл 43-го», «Окно», «Была и буду», маленькая поэма «Гармошка», посвящённая воспитаннику орловского Некрасовского детского дома партизану Мише Курбатову.

Книги Благининой, вышедшие в 50-60-е годы («Гори-гори ясно!», «Огонёк», «Осень – спросим», «Алёнушка», «Не мешайте мне трудиться» и другие), – книги уже зрелого мастера.

Уже во второй половине 1960-х Благинина издала два сборника «взрослых» стихов – «Окна в сад» (1966), и «Складень» (1973), ряд публикаций в периодической печати, в частности, в журнале «Новый мир» и «Знамя». Все это свидетельствует о растущей философской насыщенности и нравственной остроте творчества писательницы.

Именно с этого времени внимание издателей и критиков к Благининой все больше и больше уменьшается. Ей пришлось столкнуться с арестом отца и мужа. Она была подругой и женой талантливого поэта Георгия Николаевича Оболдуева (1898- 1954), представителя древнего дворянского рода, в годы сталинских репрессий пережившего тюрьму и ссылку, а затем тяжело контуженного на фронте. При жизни Г. Оболдуева было опубликовано только одно его стихотворение в 1929 году. Единственная книга стихов - «Устойчивое неравновесье» - вышла в 1979 году в Мюнхене, подготовленная усилиями западногерманского слависта Вольфганга Казака. Роман «Люблю мучителя своего все неистовее» опубликованный в 1997, посвящен горькой литературной судьбе ее мужа, поэта Георгия Оболдуева (1898-1954).

Благинина поддерживала гонимых Б.Пастернака и Л.Чуковскую. В ее доме собирались люди, способные к «самостоянию», объединенные честностью и преданностью искусству, умением достойно встречать горести и беды.

Уроженка орловского села Яковлево, Елена Благинина не сразу нашла свое призвание. Первоначально, будущая детская поэтесса, мечтала стать учителем. С большим упорством, она ходила за семь километров учиться в Курский педагогический институт
Все же Елена Благинина родилась поэтом. Желание писать оказалось сильнее, и уже в годы студенчества, среди курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны .
Позже Елена Благинина поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым в те года руководил выдающийся поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Благинина не могла напечатать свои серьезные, основанные на христианской вере стихи, и посвятила свою жизнь детской поэзии . Именно тогда на страницах журнала Мурзилка появилось новое имя - Елена Благинина.
Детские стихи , считалки, сказки полюбились многими поколениями детей.
За журнальными публикациями последовали книги.
У Елены Александровны была долгая насыщенная жизнь. Она постоянно работала. Елена Благинина писала детские стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.

Которой тесно связана с миром детства, - известная русская поэтесса и переводчик. На добрых и душевных стихотворениях автора выросло не одно тематика ее произведений понятна взрослому человеку.

В основе творчества Елены Благининой лежит русский фольклор. Ее стихи, песенки, сказки, прибаутки, дразнилки, считалки, скороговорки искрятся добрым юмором, а темы: окружающий мир, забота матери о ребенке, общение с ровесниками, деревенская природа - близки и детям, и взрослым.

Благинина Елена: краткая биография

Не забывала Благинина Елена, биография которой являет яркий пример целеустремленности и любви к поэзии, и о взрослой аудитории, для которой было выпущено два сборника стихотворений: в 1960 г. - «Окно в сад», в 1973 г. - «Складень».

Творческий вклад в детскую литературу

В личной жизни Елена Благинина была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым, оригинальное творчество которого на долгие годы скрыла от читателя советская цензура. О своем самобытном и ярком супруге поэтеса впоследствии написала книгу воспоминаний.

Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги, став в один ряд со стихотворениями Самуила Маршака и Корнея Чуковского.

Талантливая поэтесса, любимый автор многих детей прожила долгую жизнь, которая поставила точку 24 апреля 1989 года. Благинина Елена, биография которой вошла в историю русской литературы, похоронена в Москве на Кобяковском кладбище рядом с супругом.

Елена Александровна Благинина (1903 - 1989) - детская поэтесса, писатель, переводчик. Ее стихи искрятся юмором, а ее шутливые "дразнилки", считалки, песенки. Публиковала стихи с 1921, в 1925 окончила Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова в Москве. Благинина не могла напечатать свои серьёзные, основанные на христианской вере стихи, и посвятила свою жизнь детской поэзии, работала в журналах «Затейник» и «Мурзилка». Её книги (более 40) всегда пользовались признанием. Её мужем был поэт Георгий Оболдуев, наследие которого она сохраняла.

Мама спит, она устала…

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..

С добрым утром!

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!
Вот как славно мы поём!

Уморилась

Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке
Я сегодня босиком
Бегала по травке.
Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видал, как цветут
Синие барвинки.
Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.
Я видала гусака
У цветочной грядки -
Он большого червяка
Расклевал у кадки.
Я слыхала соловья -
Он певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.
Я такому силачу
Два часа дивилась...
...А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась!

Паровоз

Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
- Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!

Наша Маша

Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Матрёшки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпочке
На дубовом сундучке!

Барабанщик

Барабанщик сильно занят,
Барабанщик барабанит:
- Та-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора!

Я дома не люблю сидеть

Я дома не люблю сидеть,
Мне нравится ходить.
Люблю ходить, люблю глядеть,
Друзей с собой водить.
Люблю глядеть на облака,
На солнечный восход;
На то. как гулкая река
Разламывает лёд.
На то, как мастерит столяр
Стол, стул иль табурет
И красит комнаты маляр
В любой весёлый цвет.
Как дворник убирает двор -
Сгребает в кучу снег,
И как танцует полотёр -
Весёлый человек.
Как в бурю, в зной или в мороз,
Под ветра острый свист
Ведёт тяжёлый паровоз
Бесстрашный машинист.
Я дома не люблю сидеть,
Нет, не люблю сидеть.
Мне нравится на мир глядеть,
На солнечный глядеть!

Эхо

Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.
Я спросила это: - Замолчишь ты? -
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: - Ишь ты, ишь ты! -
Значит, понимает речь мою.
Я сказала: - Ты поёшь нескладно!
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: - Ладно, ладно! -
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь - и всё звенит от смеха,
Замолчу - и всюду тишина...
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо...

Мыльные пузыри

Тихо шепчется с ветлой старая берёза.
Ходит по двору с метлой дедушка Серёжа.
- Дед Серёжа, посмотри,
Мы пускаем пузыри!
Видишь, в каждом пузыре -
По малиновой заре,
По берёзке, по ветле,
По Серёжке, по метле.
Ты смотри, смотри, смотри:
Полетели пузыри -
Красный, жёлтый, голубой -
Выбирай себе любой!

Про хрустальный башмачок

Верещит в углу сверчок,
Дверь закрыта на крючок.
Я разглядываю книжку
Про хрустальный башмачок.
Во дворце весёлый бал,
Башмачок с ноги упал.
Очень Золушке обидно
Покидать высокий зал.
Но она домой ушла,
Платье пышное сняла
И опять в тряпьё оделась
И работать начала...
Стало тихо и темно,
Лунный луч упал в окно.
Слышу голос мамин милый:
"Спать тебе пора давно!"
Замолчал в углу сверчок.
Повернусь-ка на бочок -
Догляжу во сне я сказку
Про хрустальный башмачок.

Подарок

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки -
Любимая была, -
А всё-таки подружке
Лягушку отдала.

Улетают, улетеле...

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

Форточка

Форточку открыл я на минуту
И как зачарованный стою...
Точно в капитанскую каюту,
Рвётся ветер в комнату мою.
Полетев, затрепетали шторы
И надулись, будто паруса.
Вижу океанские просторы,
Яркие, чужие небеса.
Знаю, знаю - за окном не лето,
Стужа там крепчает под луной.
Почему ж квадратики паркета,
Дрогнув, закачались подо мной?
И вода, взревев, забушевала...
И уж не во сне, а наяву
Я стою на вахте у штурвала,
К берегам неведомым плыву.
Вот сирена бережно и низко
Понесла свой голос в высоту.
Где мы будем завтра?
В Сан-Франциско?
Иль в другом каком-нибудь порту?
Или поплывём без передышки
По лазурной этой глубине?
...Я очнулся. Ноги - как ледышки,
Руки - тоже. Голова - в огне.
Я захлопнул форточку. И стало
Всё на место. Я залез в кровать,
Поплотней зарылся в одеяло
И тихонько начал отплывать.
Звук разнёсся важный и протяжный -
Это полночь за стеною бьёт.
Весь наш дом - корабль многоэтажный -
Океаном тишины плывёт...

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Благинина Елена Александровна - поэт, переводчик, мемуарист.

Родилась в семье багажного кассира. Первые уроки словесности получила от деда - сельского священника и учителя церковно-приходской школы, а также от матери - «великой книгочейки с феноменальной памятью». Отсюда - из семьи прочных крестьянских корней, из детства, прошедшего в окружении тургеневско-бунинской природы, под музыкальное звучание подлинно русской народной речи - этика и эстетика ее произведений для самых маленьких, неотделимая от атмосферы совсем незажиточного дома, где тем не менее отец, человек редкой доброты, регулярно устраивал «леденцовые праздники» для всей окрестной детворы, на гроши выписывал детские журналы, и где сама Благинина с 8 лет начала писать стихи.

После переезда семьи в Курск, окончив Мариинскую гимназию, Благинина поступает в педагогический институт, одновременно все больше осознавая свое писательское призвание. Знаменательным для нее становится 1921, когда впервые было опубликовано ее стих. «Девочка с картинкой», а затем и ряд др.- в альманахе курских писателей. В этом же году Благинина уезжает в Москву, где - с благословения самого В.Брюсова - поступает в возглавляемый им Высший литературно-художественный институт, после окончания которого (1925) трудится в «Известиях», в университете радиовещания, Всесоюзном радиокомитете. Затем становится сотрудницей, постоянным автором детских журналов «Мурзилка» и «Затейник». «Детские» стихи, сочиняемые вначале просто для знакомых рябяти-шек, приобретают для Благининой все большее значение.

В 1936 выходят 2 ее книги для детей «Осень» и «Садко», в 1939 - «Вот какая мама!», в 1940 - «Посидим в тишине», в 1941 - «Мишка-шалунишка». Благинина становится одним из ведущих детских писателей, с 1938 - член СП СССР. Высокий профессионализм поэзии Благининой основывается на органическом продолжении традиций русской поэтической классики и устного народно-поэтического творчества. Она владеет всеми жанрами детской литературы - от сказок, считалок, дразнилок, скороговорок до песен, баллад, детской пейзажной и психологической лирики (пробуждение любви к близким и осознание необходимости заботы об уставшей маме, о дедушке), а давняя домашняя игра с братом в «сестрицу Аленушку и братца Иванушку» («Сказка») естественно приводит к созданию ряда игровых сценариев (в т.ч. для кукольного театра - «Выше дружбы счастья нет», «Петрушка на крыше»). Всепоглощающей любовью наполнены стихи Благининой для младшего возраста («Вот какая мама!», «Посидим в тишине», «Осень» и др.). В маленькой поэме «Аленушка» (1940) даже композиционное построение текста как бы демонстрирует логику изменения характера произведений для детей в зависимости от их возраста. Начало «Аленушки» - восторг общения с ребенком, активная ласковая игра: «Как у нашей дочки / Розовые щечки, / Как у нашей птички / Темные реснички! / Как у нашей крошки / Тепленькие ножки, / Как у нашей лапки / Ноготки-царапки!». То же самое, но в иной «тихой» интонации - в «колыбельной главке»: «Баю-баю-баиньки, / Прискакали заиньки: / - Спит ли ваша девочка, / Девочка-припевочка? / - Уходите, заиньки. / Не мешайте баиньки!» Потом появляются и «цветные книжки, / Пусть читают ребятишки», и «Я привез карандаши / Пусть рисуют малыши!». А дальше придет время осознания необходимости полить огород, так как он - «тоже хочет пить», как и маленькие читатели. Тема труда как радости с большей психологической глубиной и тактом утверждается Благининой в целом ряде ее стихотворений - «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму дрова», «Уморилась» и др.

С началом Великой Отечественной войны в творчество Благининой входит военная тематика: и в самом трагическом ее повороте - смерть, разрушение («Одинокие печки»), и в патриотической вере в неизбежность победы именно как торжества добра и правды. В послевоенные годы эта тема будет продолжена в утверждении благодарной памяти, без которой немыслимо будущее («Шинель» и др.). В сборнике «На привале» (1945), «Радуга» (1948), «Огонек» (1949), «Не мешайте мне трудиться» (1959), «Травушка-муравушка» и «Гори-гори ясно!» (оба - 1971), «Журавушка (1973) особенно привлекает основанная на ряде приемов фольклорной поэтики патриотическая пейзажная лирика («Черемуха», «Гори-гори ясно», «Золотая осень» и др.), а также тема «братьев наших меньших» (С.Есенин), любовь к которым всегда была присуща самой Благининой и которую она завещала своим маленьким читателям. Детские стихи Благининой переведены на немецкий, польский, болгарский, китайский, украинский, белорусский и другие языки. Под ее пером зазвучали по-русски произведения Т.Шевченко, И.Франко, Л.Украинки, Л.Квитко, Ю.Тувима и др.

Уже во второй половине 1960-х в творчестве Благининой все более активно начинает заявлять о себе «взрослая» лирика (сб. «Окна в сад», 1966; «Складень», 1973; ряд публикаций в периодической печати, в частности, в журнале «Новый мир» и «Знамя»). Все это свидетельствует о растущей философской насыщенности и нравственной остроте творчества писательницы. Именно с этого времени внимание издателей и критиков к Благининой все больше и больше уменьшается. Сумевшая внутренне противостоять тоталитаризму, отстоять свою независимость, что в меньшей степени удалось, например, Агнии Барто или Вере Инбер (Приходько В. Золушка и принц. С.97), Б. все меньше вписывалась в атмосферу «застойного периода». Ей пришлось столкнуться с арестом отца и мужа. Благинина поддерживала гонимых Б.Пастернака, Л.Чуковскую и др. В ее доме (в одном из стих, она назвала его «пристанищем чуда») собирались люди, способные к «самостоянию», объединенные честностью и преданностью искусству, умением достойно встречать горести и беды. Роман «Люблю мучителя своего все неистовее» опубликованный в 1997, посвящен горькой литературной судьбе ее мужа, поэта Георгия Оболдуева (1898-1954), представителя древнего дворянского рода, участника Великой Отечественной войны, увидевшего при жизни напечатанным только одно свое стихотворение (1929).

В мемуарную прозу Благининой вошел целый ряд воспоминаний о детстве, юности, 1930-х, военном и послевоенном периоде отечественной истории. Эта книга - «о времени и о себе», в ней отразился «век и человек» с его интеллектуальной и нравственной высотой и трагически неустойчивым бытом. Публикацию романа завершает цикл «взрослых» стихов Благининой: «Другие сны слетятся к изголовью, / Умолкнут грозы в стынущей крови. / И все, что называли мы любовью, / Воспоминаньем станет о любви... / И если в час последнего прощанья / Восстанут вдруг в проснувшейся крови / Все неисполненные обещанья, / Все росстани, все горести любви, /Мы встретим их томительным рыданьем, / Обрадуемся, что еще живем, / И то, что называли мы страданьем, / Обыкновенной жизнью назовем...»

К.Ф.Бикбулатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 221-222.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Огонек. М. 1950;

Не мешайте мне трудиться. М., 1959;

Азбука в стихах. М., 1964;

Окна в сад. М. 1966;

Гори-гори ясно! М., 1971;

Журавушка. М., 1973;

Складень. М., 1973;

Стихи, сказки. М., 1990;

Как была я, так и буду быть // Общая газета. 1994. №43. С.16;

Бабушка-забота. М., 1996;

Люблю мучителя своего все неистовее // Новая Россия. 1997. №1,2;

«Я стану чище и моложе...» и др. стихи // Знамя. 1998. № 10.

Литература:

Инбер В. О веселом и серьезном // Детская литература. 1940. №11,12;

Соложенкина С. Е.Благинина. Окна в сад // Новый мир. 1968. №2;

Приходько В.А. Е.Благинина. Очерк творчества. М., 1971;

Озеров Л. И только песня остается. Памяти Елены Благининой // Детская литература. 1989. №9;

Приходько В. Была и буду. О творчестве Е. Благининой // Дошкольное воспитание. №10;

Приходько В. Золушка и принц: предисл.к публикации биографического романа // Новая Россия. 1997. №1. С.97.