Кто построил дольмены. Северный Кавказ сквозь столетия

Дольмен - (кельтск.) «tol» - стол, «men» - камень. т.е. «Каменный стол». Относятся к культуре «мегалитов» - (от греч.) «огромные камни». Носители этой удивительной культуры точно не определены, но памятники оставленные ими поистине грандиозны. Название европейское не спроста, распространены дольмены довольно широко. Можно проследить интересную последовательность их распространения. Ранние дольмены встречаются на западном побережье Чёрного моря, затем полоса их распространения простирается к Малой Азии, далее Ближний Восток.

Палестина - Северная Африка - Испания - Португалия - Франция - Голландия - север Германии - по Дунаю к Балканам - Западный берег Чёрного моря. Таким образом прослеживается замкнутая петля. Видимо носители «Дольменной» культуры мигрировали по этому маршруту. Правда, существуют отдельные дольмены и в Центральной Африке, и Индии, и даже в Японии. Но все-таки самыми интересными для исследователей стали дольмены Северо-западного Кавказа. Название Каменный стол дано не спроста - наличие массивной крышки, которая венчает практически каждый дольмен, делает похожим на стол. Кавказские дольмены практически все индивидуальны, хотя на протяжении десятилетий археологи не оставляли попытки найти некую математическую закономерность их структуры. Но по выражению известного советского археолога Марковина, исследователя дольменов посвятившего им несколько десятилетий своей жизни, - эта затея с систематизацией этих каменных монументов «искусство - ради искусства», наподобие средневековой схоластики. Вряд ли древние строители подозревали о некоторых математических закономерностях, под которые пытались подвести дольмены их исследователи. Скорее важно понять, что пытались показать постройкой дольменов их создатели.

Научные исследования кавказских дольменов начинаются в конце XVII в., когда известный русский естествоиспытатель и географ Паллас впервые сделал подробные описания этих построек, найденных им на Таманском Полуострове. Правда, он несколько приуменьшил их возраст. Палласом были обнаружены в одном из дольменов несколько предметов более позднего времени, чем сами погребальные сооружения. Поэтому он датировал их временем греческой колонизации. Позднее исследованием дольменов занимались такие ученые как Тебу де Мариньи, Фредерик Дюбуа де Монпере, Фелицын, Веселовский и др. С середины ХХ века этой проблемой занимались археологи Тешев, Кондряков, Аутлев, Марковин. Благодаря их работе сейчас раскрыты многие вопросы касающиеся дольменов.
Полоса распространения кавказских дольменов простирается от Таманского полуострова до Абхазии в длину 480 км. Ширина её варьируется от 30 до 75 км. Дольмены расположены не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, и близ перевалов. Карта распространения дольменов при совмещении с картой простирания основных горных пород показала, что эти постройки располагались всегда там, где имелся удобный для их постройки материал. Всего по данным археологов на Кубани около 2500 дольменов. У местных построек несмотря на их определённое сходство с европейскими дольменами есть и свои особенности, например практически у всех кавказских дольменов с фронтальной стороны сделано отверстие, как правило, круглой формы диаметр которого колеблется от 37 до 43 см. Видимо кавказские дольмены более поздние, чем Европейские и это прослеживается по их более правильной форме. По Иессену они датируются примерно 2500 г. до. н.э. период постройки дольменов продолжался около 900 лет, после чего следы их строителей исчезают.
Характер находок сделанный в дольменах позволяет сделать два вывода - это были погребальные сооружения т.к. в нетронутых дольменах найдены останки человеческих погребений (как правило кости присыпанные красной охрой) и предметы погребального инвентаря. - второй вывод - это несомненно культовые постройки, о чем свидетельствует их монументальность, астрономическая ориентация (некоторые исследователи делают вывод, что отверстия дольменов направлены на место захода солнца в определенные дни).
Несмотря на то, что Владимир Иванович Марковин, отверг попытки математической систематизации, он сам и его соратник Пшемаф Улагаевич Аутлев систематизировали дольмены на пять основных групп.

1. Плиточный - самый распространенный тип дольменов, порядка 90% от общего количества известных. Название происходит от формы, и принципа строительства. Сооружался из пяти массивных каменных плит (отсюда и название), Четыре плиты составляли стенки, пятая - перекрытие. Имеет форму усеченной пирамиды толщина стен от 30 до 60 см. С большой осторожностью В. И. Марковин, проведя тщательные измерения, вывел пропорцию соотношения фронтальной, тыловой и равных боковых плит. Оказалось, что у строителей дольменов существовал определенный архитектурный модуль, т.е. единица измерения, которой, починялась вся конструкция. Модуль этот равен 1\10 фронтальной плиты. Общая пропорция большей части плиточных дольменов составляла 10 х 12 х 8 (соотношение фронтальной, боковой, и тыловой стороны соответственно, внутренней камеры дольмена).

Плиты массивны, отесаны и по толщине не уступают современным искусственным панелям. Надо не забывать что, никаких кранов и тягачей в эпоху возведения древних сооружений не было.
Дольмены в полном смысле этого слова творением рук человеческих. Историки единодушно рассматривают их как древнейшие памятники архитектуры. Именно с описания мегалитов начинаются почти все учебные курсы истории зодчества, ведь в произведениях архитектуры неразрывно сочетаются решения практически необходимых утилитарных задач, с чисто художественным творчеством. Каждой эпохе соответствует свои архитектуры, образы которой активно воздействуют сознание чувства человека. Следует добавить, что архитектура - это не только строительное дело или чисто художественное творчество; это синтез того и другого.
Известный искусствовед Михаил Владимирович. Алпатов, изучая древние мегалитические памятники как архитектурные сооружения, писал: «Можно себе представить с каким чувством собственного достоинства и творческого удовлетворения взирали на эти памятники люди, которые своими усилиями побеждали физическое сопротивление камня». Строя дольмен, человек по его словам «путем нагромождения материала ограничивает пространство; впервые здесь ясно противопоставлены несущие и покоящиеся части; противопоставление это стало основой архитектуры» Из внутреннего пространства дольмена «должен был развиться внутренний интерьер» - «В дольменах проявляется начало порядка, в первую очередь ритма, начало которое в тех или иных формах стало основой художественного языка архитектуры». К этим качествам можно добавить пропорциональность и масштабность, ибо они создают ощущение прочности и грандиозности. Как правило, материалом для строительства дольменов были песчаники и кварциты. И чем мягче был камень, тем более правильную форму имели сами дольмены и плиты их составлявшие. Археологи с большой достоверностью восстановили технологию постройки этих гробниц. Сначала откалывалась от пласта массивная глыба приблизительно подходящая по толщине. По контуру будущей плиты выбивался тонкий желоб глубиной около 1 см. Через 20-30 см., по периметру будущей плиты (по желобу), просверливались сквозные отверстия в которые плотно вбивались деревянные клинья. После этого желоб поливался водой, и через некоторое время дерево разбухало, и камень трескался. Получалась заготовка для будущей дольменной плиты.

археологи нашли и неиспользованные заготовки будущих плит, и инструменты с помощью которых эти плиты обрабатывались. Во фронтальной плите пробивалось отверстие. После тщательной огранки и подгонки плиты транспортировались к месту сборки (порой за несколько километров, учитывая горно-лесистую местность). Транспортировка происходила по-видимому с помощью как человеческой тяги, так и тяги волов. Транспортировали плиты на брёвнах-катках, поочередно подкладывая их под передвигаемую плиту (похожим способом транспортировался знаменитый Гром-Камень, для памятника Петру в Петербурге). Место для сооружения выбиралось не случайно, не далеко от воды (как правило по берегам рек), и на возвышенности, или на склонах гор (обычно, это места откуда хорошо виден закат). Выкладывалось мощное каменное основание из двух-трех крупных камней, реже из одного. Для плиточных дольменов, выбивались пазы в местах стыков плит и начинался их монтаж. Сначала устанавливались фронтальная и тыловая плиты с помощью подпорок, а затем к ним с боковых сторон пристыковывали боковые плиты. Стыки так плотно подгонялись, что у сохранившихся дольменов в них не просунешь и лист бумаги. Иногда сооружалось капище вокруг дольмена, предназначенное скорее всего для ритуальных жертвоприношений. После этого делалась земляная насыпь с одной из сторон постройки, и по ней накатывалась верхняя крышка-плита. Отверстие закрывалась грибовидной каменной пробкой. Исходя из того, что дольмен весит как правило несколько тонн, то по расчетам археологов в его постройке участвовало примерно 50 - 70 человек. Не сразу дольмен становился гробницей. Есть дольмены в которых никогда не было погребений, этот факт говорит о том, что скорее всего дольмен не строился для конкретной личности, а захоронение в нем производилось, через определенный период, после его возведения. Все плиточные дольмены имеют «портал» т.е. выступают на 30-40 см. за место стыка фронтальная и боковые плиты. Наличие портала некоторые ученые связывают, с тем, что дольмен олицетворял переход в потусторонний мир. И портал таким образом мог изображать ворота. Так это или нет, но у некоторых дольменов такой массивный портал, что приходилось делать для него дополнительные подпорки. Все плиты дольмена имели в плане форму трапеции, а в общем плиточный дольмен имеет форму усеченной пирамиды, что обеспечивает общую прочность конструкции.

Таким образом, постройка расширяется к основанию и к «порталу».

2. Следующий тип дольменов - систематизированный Марковиным - составной дольмен, который построен не из пяти огромных плит, а из большего количества меньшего размера камней. Анализ исследования этих построек показал, что сначала это было вынужденной мерой, т.к. могло не хватать крупных камней и их заменяли более мелкими деталями.
Найдены дольмены, у которых в основании три монолита и одна из стен сложена из нескольких каменных блоков. Позднее составной дольмен становится самоцелью его строителей и благодаря большей пластичности архитектуры этих построек, начинают появляться дольмены самой необычной формы.
Даже круглые в плане, хотя надо отметить, что составные дольмены сравнительно редко встречаются. Этому есть несколько обоснований. Во - первых они в силу конструкционных особенностей менее прочны, и менее устойчивы к стихиям и варварству человека. Во-вторых, в силу большей сложности технологии их соорудили меньше.

3. Не меньший интерес вызвали т.н. «корытообразные» дольмены - это третий вид дольменов выделенный В.И. Марковиным. В самом названии их разгадка их особенности.
В большой каменной глыбе выдалбливалась камера дольмена, огранивалась наружная часть камня. Во фронтальной плите пробивалось отверстие. Затем на получившееся «корыто» монтировалась крышка. Эти дольмены в силу более сложной технологии постройки также редки.

4. Еще реже «корытообразных» и «составных» встречаются монолитные дольмены, которые значительно меньше всех остальных. Само название говорит об их структуре - они выдолблены в крупной глыбе. При этом обязательно имитируется «портал», что говорит об их, более позднем происхождении, чем плиточных дольменов. Встречаются крайне редко.

5. И наконец в пятую группу можно выделить «ложнопортальные» дольмены. Название их происходит от странной особенности конструкции. Если у всех дольменов с порталом, отверстие расположено на вертикальной оси симметрии, то у «ложнопортальных» дольменов отверстие либо вообще отсутствует, либо находится в тыловой или боковой плитах. Чем объясняется такая особенность их постройки ученые пока не берутся ответить достоверно. Этих дольменов тоже очень мало, можно сказать единицы. Самый из них близкий к Анапе находится в долине р. Жане.

Находки первичных предметов, положенных в дольмены их строителями, помогают археологам ответить на некоторые исторические вопросы относительно носителей этой материальной культуры. Например то, что, несмотря на более поздний период существования дольменной культуры. Гончарное и металлургическое производство было на уровень ниже, чем у носителей «Майкопской» культуры. Так же археологи так и не смогли найти остатков поселений строителей дольменов, что пока непонятно. Видимо все свои достижения эта ушедшая цивилизация воплощала в этих грандиозных сооружениях, обращая меньшее внимание на бытовую сторону жизни. И по сей день дольмены, их история несмотря на огромный к ним интерес и со стороны науки, и со стороны обывателей, остаются величайшей загадкой человечества.


Дольмены - одна из самых удивительных тайн планеты. Огромные каменные сооружения безупречной геометрической формы, построенные тысячи лет назад, - кто и зачем создал их? Для чего древним людям понадобилось прилагать огромные усилия для вырубки, сложнейшей транспортировки, обработки прочнейших глыб и их невероятной по точности установки в строгом порядке? Ответа на эти вопросы пока нет.

Дольменами называются древние мегалитические (с греч. «мега» - огромный, «литое» - камень) сооружения определенной формы. В простейшем варианте это три камня, поставленные в форме буквы П. Происхождение слова «дольмен» связано с историческим заблуждением: французский археолог Воден, не знавший истинного возраста сооружений, приписал их кельтам (на кельтском наречии «dol» означает стол, «теп» - камень). В действительности дольмены гораздо старше: от 8000 лет до н.э. в Индии до 1400 г. до н.э. на Кавказе. Хотя датировка неточная, и ученые предполагают, что постройки могут оказаться еще древнее. Мегрелы называли дольмены «одзвале», «садзвале» (вместилища костей), а также «мдишкуде» (дома великанов), абхазы - «адамра» (древние могильные дома). Дольмены можно увидеть в Англии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Африке и даже в Индии и Корее, множество хорошо сохранившихся дольменов есть в России и на Северном Кавказе.

Адыгейцы использовали для их обозначения слово «испыун» («испун», «спыун»), что значит «дом карлика». По легенде, в давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Маленькие и слабые карлики не способны были сами построить себе жилище, чтобы укрыться от непогоды. Великаны, глядя на то, как тяжело им живется, пожалели крошечных соседей. Каждый гигант без труда выломал каменную плиту в горах и, взвалив ее на плечи, отнес к месту постройки. Вместо дверей в лицевой плите пробито отверстие в форме прямоугольника или арки. Через них карлики якобы въезжали в «дом» верхом на зайцах.

Это всего лишь одна из множества легенд относительно происхождения и строительства дольменов. Каковы были настоящий способ их возведения и назначение - ученым остается лишь предполагать.

Во многих дольменах обнаружены захоронения: древние кости, предметы быта, наконечники стрел, янтарные бусы, кремневые топоры, черепки керамической посуды. Все эти находки относятся к разным историческим эпохам, от неолита до Средневековья, поэтому определить точно период происхождения дольменов сложно. А вот версия насчет использования их для ритуальных целей нашла много сторонников. В ее пользу говорит тот факт, что иногда строители имитировали вход с помощью фальшивых пробок, тогда как настоящий находился с другой стороны. Очень уж это похоже на попытку защитить могилы от осквернения. И если это так, то вполне объяснимо, почему входы ориентированы по сторонам света - так древние люди совершали религиозные обряды, связанные с культом мертвых. Однако многие современные исследователи говорят о том, что устраивать захоронения в дольменах стали гораздо позже, когда первоначальное назначение загадочных сооружений уже забылось.

Иногда на крышах дольменов встречаются круглые площадки, у которых по краям идут бортики, отбрасывающие тень в ясную погоду. Не исключено, что таким образом жрецы наблюдали за Солнцем и составляли календарь. А может быть, эти каменные тяжеленные постройки служили своеобразным символом могущества народа, как, например, храмы или гробницы?

По поводу того, каким образом строители дольменов передвигали каменные громады, существует масса предположений. Некоторые исследователи убеждены: дольмены 6ыли собраны из эрратических валунов, переносимых ледниками на значительные расстояния. Строители перекатывали природные глыбы по деревянным валикам с помощью кожаных ремней, а для установки верхней плиты делали насыпь из песка и глины. Возможно, какое-то количество дольменов и могло быть собрано таким образом. Но очень сомнительно, чтобы последний ледниковый период оставил нашим предкам сотни тысяч одинаковых пластин размером 2x3 метра. Скорее всего, строители добывали материал в каменоломнях. По мнению исследователя Ю.Н. Воронова, «выломку плит производили с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера». Несмотря на популярность этой версии, остается непонятным, куда делись следы отверстий и сколов, которые должны были остаться от работ.

Пытаясь разгадать эту загадку, ученые поставили эксперимент по постройке дольмена. Эксперимент показал, что для возведения каменного сооружения людей требовалось не так уж и много, нужно было также и умение пользоваться простейшими инструментами. Но тогда почему таким способом не возводили другие постройки? Зачем нужны были дольмены в таких количествах?

Сами экспериментаторы считают, что все довольно тривиально: дольмены использовались для хранения еды и оружия. К сожалению, эта гипотеза слаба – дольмены расположены слишком далеко от предполагаемых мест поселений. Но с каждым годом ученые получают все более достоверные сведения, которые однажды позволят разгадать загадку Дольменов.

Многие ученые-кавказоведы пытались выяснить вопрос о происхождении местных дольменов. Однако среди древностей бассейна реки Кубани и Причерноморья, включая Абхазию, еще не найдены такие памятники, которые были бы им конструктивно близки и в то же время предшествовали. Речь может идти о крупных сооружениях типа каменных ящиков. Так археологи называют обкладки могильной ямы, когда все стороны ее замкнуты поставленным на ребро плитняком. Однако на очерченной территории подобные захоронения неизвестны для первой половины III тысячелетия до нашей эры, а ведь только из них могли бы путем трансформации - усложнения конструкций «ящика» - появиться дольмен-ные постройки. Не сразу, но возникла мысль, что дольмены привнесены на Кавказ извне. Но откуда? Ясно, что не со стороны гор, так как уже давно замечено, что дольмены не только Кавказа, но и всего мира приурочены к приморским частям. Имеются, правда, частные мнения, что высказывал Жак де Морган: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнуть крупные камни и накрыть их крышей». Увы, он не прав, ему не захотелось видеть пазов, пяточных камней и всего того, что делает дольмены Западного Кавказа и некоторых других стран предтечей высокой архитектуры.

Мыслили и так, что дольмены Кавказа возникли из гротов, пещер, как подражания им. И это отпадает, хотя поддерживалась такими кавказоведами, как Д. Н. Анучин и М. М. Иващенко. Тогда зачем же у корытообразных построек, действительно близких по форме гротам, имеется портал (фасад) и на нем, выбитые из целого камня, имитируются выступающие боковые плиты, подпяточник или просто ниша перед лазом? Ведь это полнейшее подражание дольменам, сложенным из плит, когда вполне естественно длинные боковые стены и выступающие перекрытия образуют перед лазом портал. Нет, «пещерная теория» для западно-кавказских дольменов явно не годна, она ничего не объясняет.

Значит, снова море. «Идея» такого сооружения, как дольмен, могла прийти только со стороны моря. Так думали Б. А. Куфтин, Л. И. Лавров. Последний вообще думал, что «идеи» дольмена были широко распространены, могло даже существовать между их строителями «этническое (кровное) родство». Ставя в неразрывную линию все дольмены мира, включая Дальний Восток, он считал, что подобные постройки появляются «с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда кавказцы могли видеть дольмены в других странах и начать их строить у себя.

Л. Н. Соловьев, тот самый археолог, с которым я советовался, как же копать древние постройки, представлял себе, что дольмены на Кавказе вначале появились в Абхазии («южно-дольменная культура»), затем распространились более широко, и все это произошло под воздействием «кашков» - малоазийского, довольно подвижного населения, известного по клинописным источникам. Но здесь неувязка - «кашки» дольмены не строили, и в Малой Азии они не найдены.

Почти каждая теория имеет своих сторонников, есть гаи и у Л. Н. Соловьева.

Итак, положение с происхождением очень сложное. С началом наших экспедиционных работ и с появлением первых публикаций дело еще более осложнилось. Относительное сходство сосудов позднего этапа майкопской культуры, найденных в дольменах станицы Новосвободной, с керамикой западно-европейской культуры «шаровидных амфор» привело к еще одному мнению: дольмены Западного Кавказа - это результат нашествия на Восток носителей данной культуры. Это мнение более других поддерживают В. А. Сафронов и Н. А. Николаева. Не будем углубляться в его обоснование и критику. Во-первых, территория культуры с «амфорами» так глубоко - до Кавказа - не заходила. Во-вторых, материалы, найденные в гробницах Новосвободной, не характерны для дольменов, они привнесены в них, и почему они в них все же оказались - пока неизвестно, в этом еще надо разобраться. И уж если идет речь о сопоставлении древностей, то оно должно идти по линии культа «шаровидных амфор» - майкопская культура, а дольмены лишь бочком зашли на эту трассу.

До сих пор никто и никогда не сравнивал дольмены мира между собой, вышагивая между ними с рулеткой, компасом и хотя бы саперной лопатой как шанцевым инструментом, на это ушла бы жизнь любого долголетнего исследователя.

Публикации интересующих нас памятников мира можно найти в журналах, книгах, но все они написаны с разным подходом, с разных научных позиций, а древние строения изображены разным чертежным почерком и рассмотрены под различным критическим взглядом - вот и разбирайся сам, что в этих руинах важно, а что второстепенно. Я попытался проделать такую кабинетную работу, обложив свой рабочий стол книгами и даже сгрудив их на полу. Не стану здесь повторять, что же характерно для дольменов той или иной страны. Это уже сделано. Наиболее близкие черты западно-кавказским дольменам, мне кажется, можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. Особенно похожи дольмены на территории доисторической Фракии (Лалапаша). Они имеют приставные портальные плиты и, пожалуй, те же пропорции. Невольно возникла теория, что постройки, близкие кавказским дольменам, расположены вдоль морских течений, а они в Средиземном море идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море против часовой стрелки, омывая вначале Кавказское побережье, а затем его противоположную сторону. И везде, кроме Малой Азии, по линии течений имеются дольмены, в той или иной степени схожие с кавказскими. Морские течения сильны, и их токи могли бы помогать движению древних судов. Просматривая литературу по истории кораблестроения, можно найти сведения о морских плаваниях, совершавшихся в III-II тысячелетиях до нашей эры не только на многовесельных судах, но и на кораблях, оснащенных парусами. Известны рисунки таких кораблей на сосудах, каменных рельефах, печатках, найдены даже их модельки (Анатолия, Крит, Кикладские острова, Египет). Итак, корабли в столь глубокую древность, каким является время появления первых дольменных построек на Кавказе, уже строили, и они могли совершать плавания вдоль берегов, пользуясь не только попутным ветром, но и течениями. И конечно же, строители дольменов, отправляясь в плавание, даже не знали, что где-то существует Кавказ, они случайно высадились на его берегах и здесь осели. Говоря о миграции (переселении) на Кавказ, я писал в 1974 году: «Можно только предполагать, что морские походы не были единовременны, велись они с разных территорий, но наиболее древние дольменные памятники Кавказа находят аналогии в западной части Пиренейского полуострова (современная Португалия) и на острове Сардиния». Мне представлялось, что случайное посещение Кавказа сменилось затем повторными заездами.

На мой взгляд, эта гипотеза объясняет появление дольменов на Кавказе, обрастая попутными картинами: продвижение строителей от побережья в глубь гор, появление их связей - боевых и более мирных - с уже жившими на занимаемых землях племенами майкопской культуры и т. д. Во всех деталях миграций трудно было разобраться сразу, но я исходил из сухой и деловой посылки - «идея» дольмена без людей, видевших и строивших их, на Кавказ не могла проникнуть. Ее принесли.

Дальнейшие разработки касались уже самой механики миграции. Как они могли проходить, что являлось их причиной, роль морских путей-дорог в этом процессе, могли ли миграции быть стихийными?

В октябре 1979 года в небольшом болгарском городке Созополе состоялся международный симпозиум под названием «Тракия - Понтика I». Уже глубокая осень коснулась и этой благодатной земли. Бушевало Черное море, и в унисон ему порывами набегали дождевые тучи. Представители четырнадцати стран Европы заседали в уютном зале, сидя за большим столом, украшенном цветами. Чопорная холодность первого дня сменилась затем дружеской обстановкой, и доклады проходили оживленно, сменялись экскурсиями и беседами в парке. Дольменам были посвящены три выступления - П. Делева, И. Ванкова и мое. Первые два докладчика рассказали об исследовании болгарских мегалитов, а я, познакомив слушателей с архитектурой и содержимым наших, кавказских дольменов, остановился более всего на тех сомнениях, которые возникают в связи с гипотезой о миграции их первых строителей на Кавказ из чужеземных стран. Действительно, вкратце пересказанные мысли о происхождении дольменов являются далеко не окончательным мнением. Много неясного. Изучение миграционных процессов недавнего прошлого, обусловленных экономическим фактором (в первую очередь ростом населения при отставании роста экономики), когда люди в поисках хлеба насущного вынуждены искать новые места обитания, где можно было бы приложить свои руки и энергию, показывает всю сложность таких «оттоков» населения. В миграциях в первую очередь принимает участие в основном сильное мужское население средних лет. Появление не всегда желанных пришельцев на новых местах ведет к военным стычкам, борьбе с давно живущим здесь населением. К этому надо добавить необходимость приспособиться к новым для мигрантов климату, пище, переболеть неведомыми для них болезнями и т. д. И только со второй, третьей миграционной волной на новые места обычно прибывали люди более пожилого возраста и женщины. Победителями в таком сложном процессе, как миграции, становились сильнейшие - это могло быть более древнее местное население или пришельцы: ведь единоборство шло не на жизнь, а на смерть. Часто побежденное население «растворялось» в среде победителей. Так было во времена испанской конкисты в Центральной Америке, в период арабских завоеваний или во время крестовых походов. Все это имеет место и в современных миграционных процессах, но в более смягченном, облагороженном виде, если только не переходят они в открытую войну, когда избыточное население в виде наемных войск стремится захватить чужие территории. Примеров тому много.

Доклад в Созополе вызвал шумные прения. Вероятно, не все согласились с его положениями, хотя никто не выступил с отрицанием возможных связей древних построек Кавказа со средиземноморскими мегалитами как их первоосновой. Есть еще одна линия связей Кавказа с Пиренеями, которая подтверждает такое мнение. Я имею в виду басков. Этот народ, живущий ныне в основном в Испании и в примыкающих к ней южных районах Франции, по языку и культуре довольно близок кавказским народам. Еще известный ученый XIX века П. К. Услар, отмечая языковые особенности, ничего не мог сказать о происхождении этого народа, находя его таинственным и теряющимся «во мраке веков». Археологи (П. Бош-Гимпера и др.) приписывают ему особую баскско-каталонскую мегалитическую культуру, среди памятников которой встречаются дольмены трапециевидного плана. Современные языковеды прослеживают цепочку языков, родственных баскскому и кавказским, ведя ее от Испании до самого Кавказа. Академик Н. Я. Марр, например, увлекаясь, намечал пути, по которым баски (яфетиды) могли проникнуть на Кавказ. У него получалось, что при своем движении они могли пользоваться как сухопутными путями, преодолевая небольшие водные пространства, так и морскими. Их маршрут шел по островам и полуостровам Средиземного моря, через Малую Азию и по побережью Черного моря.

Как видим, спор о происхождении дольменов Западного Кавказа уводит в мир лингвистики, сложных грамматических и фонетических сопоставлений, сопряженных опять-таки с миграциями. Шум моря во всех чисто теоретических и несколько отвлеченных построениях все равно звучит, круша шквальными ударами зыбкие перегородки между прошлым и шумно пульсирующим настоящим...

Остались за бортом самолета маленький гостеприимный Созопол и сказочно красивый город-остров Несебр, а дольменная проблема все обрастает ракушками домыслов, теорий и мнений.

Археологи почти всегда ставят перед собой задачу связать те или иные древности с каким-либо этносом, то есть стремятся проследить: а нельзя ли сопоставить их с культурой какого-либо конкретного народа. Б. А. Куфтин, например, пользуясь «семантическими пучками», готов был считать дольмены порождением многих живых и мертвых народов. Им упоминаются лигуры, киммеры, пеласги, этруски, а наряду с ними - чаны, адыги, дагестанцы. Другой исследователь дольменов - Л. И. Лавров, прекрасный языковед, этнограф и археолог, связывал культуру дольменов только с предками абхазо-адыгов. Такое же мнение высказывали Л. Н. Соловьев, Ш. Д. Инал-Ипа. В противовес им Я. А. Федоров считал, что дольмены могли оставить только предки абхазов. Мне представляется наиболее верным относить их постройку к древнему абхазо-адыгскому населению, тем более что разделение общего для них праязыка могло произойти, судя по исследованиям лингвистов, в более позднее время, когда дольмены уже не воздвигали. Здесь интересен и еще один факт. Язык басков, если сравнивать его с языками народов Кавказа, наиболее всего близок населению причерноморских районов, а с удалением к Чечено-Ингушетии и Дагестану находит все меньше и меньше параллелей. Таким образом, прабаски, как и праадыги, вполне могли иметь контакты.

Однако профессор Отар Михайлович Джапаридзе считает возможным связывать культуру дольменов с предками грузин (картвельских племен). Не выступая против его мнения, хотел бы заметить, что третья смена обряда погребения, когда наряду с сидячими костяками начинают появляться в них следы вторичных захоронений, то есть кучи костей безо всякого анатомического порядка, могут являться показателем появления на территории дольменов предков картвельского населения. Обычно такие захоронения сопровождаются вещами протоколхидской культуры, которые в этой книжке не описаны, так как скорее всего в это время дольмены уже прекращали строить, а лишь использовали для впускных захоронений. Именно такие находки, мне кажется, могут быть увязаны с древнегрузинской культурой. Но это мнение беглое, оно еще требует более полной аргументации.

Существуют и другие взгляды. Так, отдельные археологи любую постройку, хотя бы отдаленно похожую на дольмен, готовы объявлять мегалитом, не считаясь с характером кладки, манерой обработки камней и т. д. Дольмены они ищут в горах Осетии, Чечено-Ингушетии и Дагестана, забывая об их связи с определенным этносом, а уж если не этносом (пусть будет так), то даже отвлекаясь от характерного только для них и описанного здесь инвентаря, что приводит к путанице самого понятия о дольменах и мешает и без того сложному пониманию этих и без того загадочных построек.

Вероятно, ученых еще долгие годы будут интересовать дольмены, порождая все новые мнения о культуре оставившего их населения, их быте и верованиях. Может быть, придет и такое время, когда ученые с чертежами в руках смогут воочию сравнить все мегалиты мира между собой, не считаясь с трудностями далеких путешествий и языковыми барьерами. Мечта... Любая мечта иногда становится явью.

Завершен небольшой рассказ о дольменах. Возможно, он не удовлетворил в полной мере любознательность многих читателей. Ведь в нем более предположений, чем ответов на вопросы. Все так. Наука не стоит на одном месте, развивается и расширяет со дня на день видимые ею горизонты. То, что сейчас вызывает у нас недоумение, через десять лет, глядишь, будет легко расшифровано и познано. Уже есть прогнозы, что скоро будут определять возраст керамики, есть надежда, что степень разрушения горной породы по коре выветривания также будет давать материал для датировок, да и сами экспедиции будут организованы с привлечением разных специалистов, усилия которых будут сведены к решению общей задачи - полновесному осмыслению определенного памятника. Такие экспедиции уже начинают работать.

Дольмены Западного Кавказа еще ждут новую плеяду своих исследователей, только хотелось бы, чтобы они мастерски владели техникой черчения и зарисовок - той глубиной фиксации материала, которая сохраняет разрушающийся памятник на века. А дольмены с каждым днем становятся все большей и большей редкостью. Уже давно нет дольменов кожжохской группы, стали сносить постройки Дегуакской поляны. Дольмены исчезают по разным причинам - из-за собственной древности (исчерпан естественный лимит времени, отведенный на их стойкость), невежества и корысти людей (ломают их на камень), из-за необходимости освободить занимаемые ими площади.

Современное законодательство «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятое в нашей стране 29 октября 1976 года, требует уважительного и бережного отношения к ним.

Вероятно, выполнение статей этого закона обязательно не только специальными лицами, но и всеми людьми, независимо от того, какова их профессия, степень знания отечественной истории и широта кругозора. Все местное население должно включиться в охрану дольменов, помня хотя бы то, что в их конструкции, содержимом и даже расположении на местности таятся ответы на многие важные в международном масштабе исторические вопросы. И если эта книга хотя бы на малую толику возбудила интерес к дольменам, то можно считать, они будут сохранены, и, значит, мой труд также не был бесполезным.

На территории Северо-Западного Кавказа, предположительно во 4-2-ом тысячелетии до н.э., существовала неведомая цивилизация , от которой до нас дошли мегалитические сооружения (мегалит — от греч. мега — огромный, литос — камень.), получившие позже название дольмены .

Внешне они похожи на каменные домики, где каждая стена может весить десятки тонн. От народа создавшего эти культовые сооружения нас отделяет примерно 4-6 тысячелетий. Устное предание этноса в среднем существует около 2000 лет. Затем его следы исчезают в великом водовороте перемещения народов.

До нас дошли только древние адыгейские легенды о карликовом народе, использующем зайцев для верховой езды, которым великаны строили дома из камней.

Изучение дольменов Кавказа началось с конца XVI века. Академик Петр Симон Паллас, сотрудник Российской Академии наук, в 1803 году издал записки о своем путешествии по окраинам Русского государства и не преминул упомянуть о дольменах обнаруженных им на Таманском полуострове.

В 1818 году географ К.Тауша и француз служивший в русской армии Тебу де Мариньи обнаружили и описали в бассейне реки Пшады группу дольменов. Несколько позже более детальное описание пшадских дольменов дал директор Керченского музея, обрусевший серб Антон Балтазарович Ашик.

Интерес к дольменам среди ученых возрастал. Уже к середине 19 века в ученых трудах слово «дольмен» закрепилось за мегалитическими постройками Кавказа. Казаки называли дольмены “богатырскими хатками”.

Коренное население, адыгейцы и абхазы называли дольмены — «испун» и «спыун» (дома карликов, пещеры), абхазы — «кеуеж» и «адамра» (древние могильные дома). Мегрелы называли их «мдишкуде», «одзвале», «садавале» (дома великанов, вместилище костей).

Во второй половине 19 века изучением дольменов занимались Ф.С.Байерн, Н.Л.Каменев, А.С.Уваров и П.С. Уварова, Е.Д.Фелицына, Г.Н.Сорохтин, А.Я.Колосов и многие другие. В довоенный период Л.И. Лавров, В.И.Стражев, А.А.Иессен. Первая систематизация дольменов Кавказа была произведена Л.И.Лавровым.

Им были собраны все данные по расположению дольменов, которые когда-либо находились на территории Кавказа. В его труде были описаны сведения о 1139 дольменах , известных со времени путешествия П.С. Палласа и до 1960 года.

Именно Л.И.Лавровым была предложена классификация дольменов которой пользуются ученные до сих пор. Дольмены классифицируются по технологии строительства и по этому признаку выделяют четыре типа дольменов:

1). Плиточный — строился из 6 многотонных плит — одна фундамент или пяточный камень, две боковые плиты, портальная плита, задняя плита и плита перекрытия (по данным В.И. Марковина 92% всех дольменов именно плиточные.).

2). составной — составлен из нескольких крупных блоков.

3). Полумонолитный или корытообразный дольмен — выдалбливался целиком в скальной глыбе и перекрывался сверху плитой.

4). монолитный- полностью высекался в скале через отверстие.

Одним из крупнейших, современных исследователей дольменной культуры считается В.И. Марковин. В своей монографии «Дольмены Западного Кавказа», В.И. Марковин определил распространение дольменов по региону Кавказа, подробно их исследовал и описал на основании изучения архивных материалов и результатов экспедиций 2308 дольменов.

Но, скорее всего история изучения дольменов еще только начинается. Каждый год приносит новые находки и открытия.

Стоунхендж.

Египетские пирамиды.

Мифы и реальность.

Возникновение и назначение.

Конструктивные отличия.

Используемый материал.

Строители дольменов.

Орнаменты и краски.

Находки в дольменах.

ДОЛЬМЕНЫ

На территории Кр аснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид .

Это дольмены . Вот уже 200 лет историки и археологи, антропологи и лингвисты бьются над тайной происхождения дольменов, пытаются проникнуть за плотный «занавес» тысячелетий, чтобы окунуться в повседневную жизнь тех далёких времён. На пути их исследований множество препятствий, главное из которых время.

Постепенно, благодаря скрупулёзному труду учёных, мрак прошлого рассеивается, открывая удивительный период мировой истории. Точно так же, как по крупицам археологи извлекают из земли древние артефакты, перед нами шаг за шагом раскрывается повседневная жизнь древних строителей, их технические возможности и научные знания, верования и обычаи.

Дольмен с. Пшада.

Мифы о дольменах и история их изучения

Дольмен горы Нексис.

Научное название «дольмены» кавказские памятники получили со времени их открытия (в начале XVIII века). С тех пор оно закрепилось в научной литературе. Первыми, кто обратил внимание на эти сооружения были иностранцы, точнее, европейские путешественники, волей случая оказавшиеся на Кавказе , а именно в районе Геленджика . В 1818 году француз, Тетбу де Мариньи исследовал группу дольменов на реке Пшада . Десятилетие спустя их же описал в своём дневнике английский этнограф (по совместительству шпион, резидент английской разведки) Джеймс Белл . В 30-е годы XIX века наши дольмены привлекли внимание швейцарца, Дюбуа де Монперэ , который в середине века опубликовал свои исследования, открыв, таким образом, кавказские памятники для европейской науки и определив их место среди мегалитов Европы. В России же их начинают изучать значительно позже только в 70-е годы XIX века.

Вокруг этих древних сооружений издавна плодились самые разнообразные вымыслы и легенды. Например, по сказаниям местного населения (адыгов) , когда-то здесь жили великаны нарты и карлики , слабые и беспомощные. Из жалости к этому низкорослому народу, нарты воздвигали им неприступные, как крепости, дома из огромных каменных плит, оставив в передней их части лишь небольшой проход в виде отверстия, через который мог пройти только очень маленький человек. Поэтому адыги и называли их «съссыппъ-уна» , то есть «карликовые дома» . Переселившись на Кубань казаки , потрясённые монументальными постройками посчитали, что создать их было под силу только богатырям, и соответственно дали им название «богатырские хаты» . Все эти сказания возникли несколько столетий назад. XX век принёс ещё более фантастические домыслы о происхождении, возрасте и назначении дольменов. Избыток энтузиазма, замешанный на мистике и суевериях, породил самые невероятные предположения о дольменов как ультразвуковом оружии древних, платформах для взлёта и посадок НЛО или первобытных компьютерах, созданных сотни тысяч лет назад.

Время возникновения и назначение

На самом деле, первые мегалитические памятники появляются в конце VI в. до н.э. (около 7,5 тыс. лет назад). Раньше всего их начали строить во Франции . Здесь, на Западном Кавказе , первые дольмены возвели в конце IV в.до н.э. Это около 3 400 г. до н.э. (плюс-минус 50-70 лет). С этого времени, в течение почти 2 тысяч лет по склонам и седловинам гор, в долинах рек «вырастали» поражающие воображение усыпальницы , надежно охранявшие прах древних жителей этих мест.

Как бы ни были романтичны и притягательны мифы, сложившиеся вокруг этих грандиозных построек, исследования учёных дают нам совершенно чёткий ответ на вопрос о функциях и назначении этих памятников. Прежде всего, дольмены служили усыпальницами. Однако, в силу религиозных представлений тех далёких времён, их использовали и в качестве культовых сооружений.

Дольмен с. Пшада.

Дольмен р. Пшада.

Дольмен долины р. Жане.

Дольмен с. Пшада.

Особенности конструкции

Дольмен долины р. Жане.

Дольмен горы Нексис.

Иногда в полумраке кавказских горных лесов можно видеть одиноко стоящие памятники, чаще попадаются небольшие дольменные группы , а бывают некрополи , состоящие из нескольких сотен гробниц. Несмотря на внешнюю схожесть, будто зодчие делали копии с одного образца, они имеют множество вариантов: составленные из огромных плит, круглые, наполовину или целиком выдолбленные в куске скалы, со стенами, сложенными из небольших блоков и т.д.

Чтобы сделать постройку более долговечной боковые плиты подпирались необработанными каменными глыбами (контрфорсами) , а поверх всей конструкции делалась насыпь, которая оставляла открытой лишь фасадную плиту, с отверстием, закрытым каменной пробкой .

Перед дольменом мощеная площадка (двор) , прямоугольная, квадратная или круглая, иногда отгороженная стенами из небольших блоков. У некоторых гробниц двор занимает площадь в сотни метров. Часто дольмен был окружен кромлехом (кольцом из камней вокруг всей конструкции). Его функция проста – удерживать насыпь и двор от разрушения. Все плиты и блоки дольменов были индивидуально подогнаны и скреплены между собой при помощи пазов . Но, пожалуй, самое удивительное, что у некоторых построек имеется самый, что ни на есть настоящий, ливнёвый дренаж . Таким образом, древние строители предусмотрели все, чтобы уберечь свои творения от негативных воздействий природных стихий.

Строительные материалы

Материал для строительства брали в каменоломнях , располагающихся, как правило, где-то недалеко. Расстояния для строителей эпохи бронзы не являлись такой уж сложной проблемой . На практике выяснилось, что блоки в пределах 20-30 тонн поддаются человеческой силе: обработке и перемещению . На самом деле, самое сложное не транспортировать, а отколоть плиту или блок нужного размера . Для этого использовали очень простой, но эффективный метод. На заготовке делали неглубокие овальные насечки. Затем брали бронзовую ленту в 2 раза длиннее глубины насечек , сгибали пополам и помещали сгибом в отверстие и осторожно забивали между стенками (полосами) ленты деревянный или металлический клин поочерёдно в каждой из насечек . Постепенно камень давал трещину точно по намеченной насечками линии. И, таким образом, получали блоки необходимого размера.

Процесс строительства

Заготовки для блоков и деревянных волокуш перевозили на место будущего строительства. Здесь камень подвергался окончательной обработке. Делали это при помощи бронзовых и каменных орудий . Если присмотреться, на поверхности тщательно обтёсанных плит вы сможете увидеть следы работы древних мастеров. Длинные, узкие зарубки оставлен бронзовым инструментом , а «оспины» (круглые) каменным (кувалдой или каменным отбойником).

Трудоёмким был процесс сбора дольмена. Сначала укладывались и устанавливались боковые стены, затем делалась насыпь , которая оставляла открытой лишь фасад, и по этой насыпи при помощи рычагов, верёвок и тягловой силы быков по брёвнам втягивали и устанавливали перекрытие . После этого достраивали все остальные детали. Всё это сухая кладка , без использования какого-либо скрепляющего раствора, а все полости заполняли мелким щебнем .

При строительстве пользовались мерами длины , такими, как локоть , ладонь и т.п., а также строительным модулем , которым служил, скорее всего, диаметр отверстия в фасадной стене. Как бы это ни казалось удивительным, но строители дольменов мало того, что были знакомы с настоящей храмовой или культовой погребальной архитектурой , но и обладали довольно глубокими математическими знаниями . Ведь для создания такой конструкции необходимы сложнейшие математические расчёты, особенно для круглых в плане дольменов . Они сложены из небольших блоков, расположенных в несколько ярусов, сужающихся от основания и образующих как бы подобие ложного свода . Каждый блок в такой постройке представляет собой сегмент круга . Длину этих сегментов и необходимо было вычислить , чтобы в итоге, при сборке, получилось именно то, что задумывалось. И, невольно возникает мысль, имеем ли мы право, считать древние народы примитивными, стоящими на более низкой ступени развития, нежели мы с вами.

Дольмен долины р. Пшада.

Строители дольменов. Кто они?

Уже долгое время на этот счёт ведутся нескончаемые дискуссии и споры. Одни учёные считают, что традицию возведения подобных гробниц принесли переселенцы из Малой Азии , другие склонны думать, что эта идея пришла из стран Средиземноморья , третьи полагают, что это коренные жители этих мест . И последняя теория наиболее убедительна . Судя по найденным останкам, это были люди среднего роста изящного телосложения , по внешнему виду, вероятно, схожие с адыгами . В научном мире за ними закрепилось название «племена дольменной культуры» .

Нас разделяют 5 тысяч лет, и сейчас трудно восстановить в мельчайших деталях быт и духовную культуру этих народов, но кое-что о них мы всё же знаем.

К III в. до н.э. (т.е., ко времени строительства гробниц) люди узнали свойства металлов и научились выплавлять орудия из меди и бронзы . Это давало им значительное преимущество: к примеру, медный топор оказался эффективнее каменного в 3 раза, производительность медного ножа превышала каменный в 6-7 раз , наиболее ощутимо выявилось преимущество меди при сверлении (в 20 раз быстрее) . Однако в это время продолжали использовать и орудия из камня.

Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие , а с техническим прогрессом в среде местных жителей появились новые профессии: литейщики, кузнецы, ювелиры, оружейные мастера .

Несмотря на столь внушительные гробницы, жилища племён дольменной культуры были глинобитными , поэтому не сохранились. Вообще, поселений той эпохи известно крайне мало около 10, а исследованы всего 5. Видимо, для древних строителей гораздо важнее было создать «вечное» погребальное сооружение , чем построить удобное жилище. Почему так? С чем это связано?

Представим себе то далёкое время. На небольшой территории соседствуют несколько разрозненных племён. Они далеко не всегда были настроены миролюбиво по отношению друг к другу. Частые стычки, войны за право существования и проживания на той территории вынуждали искать способ как-то утвердиться на земле предков. Земля с её богатыми природными ресурсами была самым ценным, её ценили выше человеческой жизни . Чем мог доказать тот или иной народ, что это земля его предков? Именно погребальные памятники , ставшие родовыми склепами и служили таким доказательством. По замыслу древних строителей дольмены должны были заявлять права собственности на землю вечно . Общество всегда имело сложную структуру, и скорее всего, дольмены и дольменные комплексы принадлежали не рядовым согражданам . Если бы это были средневековые памятники, их можно было бы назвать «княжескими» . Но для эпохи бронзы пока неизвестно, какой термин в этом случае применить. Это – родовые склепы .

Быть может, отдельные типы дольменов соответствовали определённым прослойкам общества (вождям, жрецам, старейшинам и т.п.). А может, разные конструкции строились разными племенами . Всё это пока что остаётся загадкой.

Все дольмены обращены фасадом вниз по склону . Но бывают случаи, когда они стоят на вершине хребта, например на горе Нексис (в районе Геленджика ). И вот тут непонятно, почему они обращены именно в ту сторону, а не в другую? Связано ли это с восходом или заходом солнца, с расположением планет и звёзд? Ориентировка могла быть астрономической, но могла зависеть и от рельефа . Оба этих утверждения не доказаны. Известен лишь один случай, когда дольмен ориентирован на заход солнца, отмеченный камнем (обелиском) – это дольмен в районе станицы Новосвободной. Верхняя часть камня была украшена концентрическими кругами , что во многих культурах древности символизировало солнце . Сейчас этот обелиск хранится в Майкопском музее .

Религия древних строителей

Попытки заглянуть вглубь тысячелетий и определить религиозные представления древних строителей приводят взгляды учёных к орнаментам, высеченным на плитах дольменов. Незатейливые рисунки в камне уводят нас к первоистокам религии . Погружая в таинственный мир язычества. Чаще всего встречаются орнаменты в виде расходящихся кругов, повторяющихся зигзагов и треугольников .

С погребальным культом у многих народов связаны различные символы . Один из таких символов змея . Считалось, что она – загадочное существо, связывающее этот мир с потусторонним, земной с подземным. И змеиный сюжет часто повторялся в эпоху бронзы. Орнаментом в виде зигзага в древности изображали змею . На одном из дольменов на горе Нексис зигзаги увенчаны небольшими змеиными головками . Когда исследовали дольмены около станицы Новосвободной , то обнаружили, что у двух из них орнамент на стенах внутри камеры окрашен красной охрой ещё до момента сборки всей конструкции. Можно предположить, что дольменная постройка, плотно закрытая каменной пробкой представляла собой вместилище умерших предков, которые способны были повлиять на будущий достаток и плодородие . Это не просто погребальные памятники, они ещё и культовые. Почему? По той же причине, по которой мы сейчас посещаем кладбища – поминание родственников, культ предков . Покойников всегда уважали и боялись, считали, что они могут мистическим образом вмешиваться в дела живущих, потому совершали этот культ .

Дольмен долины р. Жане.

Дольмен долины р. Жане.

Во времена археологического обследования долины реки Жане сделана потрясающая находка – блок-алтарь (жертвенник), который хранится в настоящее время в Геленджикском историко-краеведческом музее . Видимо, он стоял в верхнем ряду стен, отгораживающих двор дольмена (у него есть паз ). Может быть, примыкал прямо к дольмену. Пока ещё точное его местоположение не определили. Этот жертвенник уникальная вещь. Он ещё раз дает нам понять, что в те далёкие времена здесь, перед дольменами совершали какие-то сложные, неизвестные нам ритуалы. Какие заклинания слышали угрюмые гробницы, чья кровь окропляла каменные жертвенники, каким богам возносили молитвы экзальтированные жрецы ? Эту тайну древние усыпальницы не раскроют никогда. Не узнаем и о том, кто провожал усопших в их последний путь. Доподлинно известно лишь, что никогда во время похоронной процессии крыша дольмена не сдвигалась . Она всегда была перекрыта насыпью. Вносили умершего внутрь камеры через отверстие в фасадной плите , которое затем, после совершения сопутствующих обрядов и поминальной тризны, плотно закрывалась пробкой .

Дольмен долины р. Пшада.

Дольмен долины р. Пшада.

Что находят археологи в дольменах?

Дольмен долины р. Пшада.

К сожалению, многие из этих памятников ограблены ещё в древности. Но некоторым учёным повезло, и им довелось вытащить пробку дольмена первыми, после того, как последний человек поставил её на место тысячи лет назад, похоронив родственников. И остатки этих людей (как они лежат, какие вещи рядом с ними) доказывают, что это склеп . Иногда там несколько погребённых (чаще 2-3 человека, иногда, как в дольменах Абхазии до 15). Известны 2 типа захоронений:

скорченное , когда скелет лежит на боку с поджатыми к груди коленями;

пакет (мешочек) с костями, иногда расшитый бусами . В такой пакет складывали череп, длинные кости, иногда кости груди и таза. Это явление известное для эпохи бронзы – обрядовые процедуры были очень сложными.

Часто в конце XIX – начале XX в. скорченное положение погребённых воспринимали за сидячее . Некоторые костяки посыпаны красной охрой и углём . Во многих культурах древности охра являлась как бы символом крови, жизни в потустороннем мире . Значит, строители дольменов верили, что смерть лишь переход в иную жизнь , где человеку понадобятся вещи, которыми он пользовался в земной жизни. Поэтому рядом с погребением – личные вещи умершего (оружие, предметы украшения и т.п.) и напутственная пища (обычно в глиняных сосудах). Традиционный набор оружия – бронзовое копье и кинжал .

В подтверждение тому, что это не только погребальные памятники , но и культовые , археологи находят следы поминальных тризн, которые совершались на площадках перед дольменами – это керамическая посуда, кости животных и ножи.

Бывает, у входа в дольмен сложены окаменелости (моллюски и т.п.), выбранные из реки. Редко попадаются изображения животных . Например, у одного дольмена около станицы Новосвободной найдены 2 бронзовые с серебром статуэтки собак (одна – как лайка , другая – похожа на лисицу ), а у другого дольмена – с обелиском, частично повреждённая фигура быка . По неизвестной причине приблизительно в первой половине II в. до н.э. строительство дольменов прекратились . Но сооружения эпохи бронзы не были забыты. Ещё долгое время их использовали для захоронений и совершения тризн племена более позднего времени (меоты, адыги ).

Современные археологические исследования

Последние несколько лет в районе г. Геленджика работают две экспедиции. Одна из них под руководством кандидата исторических наук Б.В. Мелешко , — вот уже три сезона подряд ведёт раскопки дольменов Назаровой щели в районе курортного села Архипо-Осиповка . Работает эта экспедиция в рамках Института археологии Российской Академии Наук (РАН, г. Москва) . И её целью является не только раскопки определённого памятника, но и поиск и нанесение на карту новых местонахождений дольменов . Сейчас на Кавказе известно около 3-х тысяч дольменов. Но их истинное количество должно быть примерно в 3 раза больше (т.е. около 10 тысяч).

Вторая экспедиция работает от Института Истории Материальной Культуры (РАН, г. Санкт-Петербург) в долине реки Жане . Руководит ею кандидат исторических наук В.А. Трифонов . Работы экспедиции ведутся с 1997 года. Вместе с археологами из Санкт-Петербурга и Москвы, в неё принимали участие специалисты из США, Италии, Австралии, Дании, поэтому она вполне может называться Международной . В результате выполнения намеченных работ, предполагается вернуть комплексу долины реки Жане вид, максимально приближённый к оригинальному, включая дольмены, курганные конструкции и меж. курганное пространство . И создать природно-археологический заповедник , а в его пределах – археологический парк . Подобная методика известна на Западе как реконструктивная . В нашей же стране подобные работы проводятся впервые. Ещё в 2001 году Президентский фонд , выделивший средства на продолжение исследований, прямо назвал этот проект проектом общенационального значения .

Дольмен долины р. Пшада.

Благодаря элементам сходства между дольменами и широко известными мегалитами Европы и Азии, кавказские памятники остаются в центре внимания мировой доисторической археологии. Но пока у учёных в результате исследований больше вопросов, нежели ответов на них. Между нами и строителями гробниц эпохи бронзы пролегли тысячелетия истории. Вероятность когда-либо до конца разгадать тайну дольменов – ничтожна, но для тех, кого приворожила суровая красота этих памятников истории и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет значения .