Анализ стихотворения Рылеева «Смерть Ермака. К

Тест по литературе Смерть Ермака (К.Ф. Рылеев) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов, в 1 варианте 7 заданий, во 2 варианте 8 заданий.

Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии летали,
И бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали…
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.

Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, — мнил герой, —
Друзья, под бурею ревущей;
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!

Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит.
Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?

Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны, —
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы — не праздно в мире жили!»

Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали;
И бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.

Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег казачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала!

Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках —
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина…

Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней —
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает…

Плывет… уж близко челнока —
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь — дар царя —
Стал гибели его виною.

Ревела буря… вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали.

1 вариант

1. Назовите жанр произведения.

2. Как называется повторение в стихотворной речи одинаковых со­гласных звуков с целью усиления ее выразительности: Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии летали, и беспрерывно гром гремел?

3. Напишите название термина, обозначающего скрытое сравнение: «Своей и вражьей кровью смыв все преступленья буйной жизни».

4. Укажите название изобразительно-выразительного средства: «Ку­чум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой».

5. Назовите героя произведений устного народного творчества, ко­торому уподобляется Ермак.

6. Какова роль описания природы в этом произведении?

7. В каких известных вам литературных произведениях герой меч­тает о подвигах и славе?

2 вариант

1. События какого века изображены в произведении?

2. Как называются художественные определения в произведении: «страна суровая и угрюмая», «дикий берег», «громкозвучная слава»?

3. Укажите название художественного приема: в тексте трижды используется словосочетание «Ревела буря…».

4. Как называется средство иносказательной выразительности: «С Кучумом буря не дремала»?

5. Определите размер, которым написано стихотворение.

6. Кто виноват в гибели Ермака и его соратников?

7. Что сближает это произведение с произведениями устного на­родного творчества?

8. Можно ли Ермака в изображении Рылеева назвать подлинным героем? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответы на тест по литературе Смерть Ермака (К.Ф. Рылеев)
1 вариант
1. дума
2. аллитерация
3. метафора
4. сравнение
5. богатырь
2 вариант
1. 16
2. эпитеты
3. повтор
4. олицетворение
5. ямб

На этом уроке мы познакомимся с одним из писателей-декабристов - Кондратием Рылеевым. Мы поговорим о думах поэта - особом жанре, который он хотел ввести в русскую литературу. Проанализируем думу «Смерть Ермака» и поговорим о некоторых фактах из биографии писателя.

Ермак

Атаман Ермак Тимофеевич - один из самых известных казаков в истории Руси. Он стоит в одном ряду с такими персонажами, как Булавин, Пугачев и Разин. Но эти люди - бунтовщики, которые выступили против власти, против государства. Ермак немного другой персонаж, он тоже представитель вольной антигосударственной силы, грабитель и разбойник, который решил послужить Отечеству. Но Ермак в нападении на Сибирское ханство преследовал корыстные цели. Сразу понятно, что нападение позволило бы ему много награбить, да и в случае победы он получил бы награду от государя. Но грабеж за пределами государства, который оно же и поддерживает, уже не является злодеянием, а становится воинским подвигом.

Успех Ермака был одним из положительных событий времен Ивана Грозного. Ермак одновременно является и воплощением разгульной вольной силы, и слугой государевым. Это привлекло не только Рылеева, А.К. Толстой вывел Ермака в романе «Князь Серебряный», но сделал это довольно необычным образом. Сам Ермак ни разу не появляется на страницах романа, о нем рассказывают другие. У Толстого Ермак является спасительным лучом на фоне описанной в романе опричнины, образом светлого будущего.

Ермак является реальным персонажем русской истории XVI века. Он был казацким атаманом, который пошел завоевывать Сибирь, находящуюся под властью хана Кучума. Ермак погиб, утонув в реке, при внезапном нападении татар. Именно с похода Ермака на Сибирь началось присоединение этих земель к территории Российского государства.

Уже из названия думы читателям становится известен ее исход.

«Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой».

Описание романтическое: герой представлен нам в окружении природы и в полном одиночестве. Далее мы читаем обращение казака к его дружине.

«Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, - мнил герой, -
Друзья, под бурею ревущей;
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!

Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит».

Здесь мы понимаем, что скоро начнутся драматические события. Важно отметить, что Ермак обращается к спящим, надеясь, что они его услышат. У читателей рылеевского времени при прочтении этого отрывка сразу возникала ассоциация с молением о чаше в Гефсиманском саду из Евангелия (рис. 4).

Рис. 4. В. Перов. «Моление Иисуса в Гефсиманском саду»

Перед казнью Иисус молится, а рядом спят его ученики-апостолы. И мы предчувствуем трагедию. Эта параллель неслучайна.

«Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны,-
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы - не праздно в мире жили!»

Ермак говорит о том, что в прошлом они все согрешили, но теперь у них есть возможность искупить свои грехи. И мы видим подтекст: вот она, именно та жертва, принесенная ради Отечества. И этот подвиг может искупить все, и вчерашний грешник может стать святым.

«Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали».

Бурная природа теперь выступает не безмолвным свидетелем, а становится воплощением судьбы, ополчается против героя.

«Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег, козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала»!

Ермак спит, и его судьба приближается к нему вплотную - мы понимаем, что он обречен. Это вписывается в рамки христианской веры. Важна не победа, а жертва, подвиг. Затем следуют строки о нападении врагов.

«Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках -
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина...»

Происходит нечестный бой, и татары истребляют казаков. Ермак обращается в бегство.

«Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней -
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает...»

В этих строках мы наблюдаем борьбу Ермака с природой, как и в античной трагедии, здесь природа выступает в роли злого рока. Персонаж продолжает бороться с несправедливостью и снова показан в роли романтического героя. Но, как и у самого могущественного греческого героя Ахилла, у Ермака есть уязвимое место. Для него это дар Ивана Грозного, тяжелые доспехи, которые утягивают его на дно.

«Плывет... уж близко челнока -
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь - дар царя
Стал гибели его виною»

В этом фрагменте видна поэтическая условность думы Рылеева. Дело не в реалиях, а в какой-то поэтической стороне вещей. Далее автор показывает нам мертвого, но в каком-то смысле не побежденного Ермака.

«Ревела буря... вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали».

В финале Рылеев мастерски использует уже знакомые нам строчки, но теперь они уже имеют другой оттенок. Если подумать, то финальная картина напоминает нам почетные похороны военного, только в этой процессии участвует одна лишь природа.

Прошло три года после создания думы «Смерть Ермака», произошло выступление на Сенатской площади. Это был венец политической и гражданской жизни Рылеева. Этот темпераментный человек был душой и мотором этого восстания. Восстание декабристов было подавлено, Рылеев арестован и последние месяцы провел в тюрьме. Он был приговорен к смертной казне и вместе с четырьмя товарищами повешен. Поэт в точности предсказал свою судьбу в думе «Наливайко».

«Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа,-
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода»?

Рылеев в тюрьме

Непреклонный Кондратий Рылеев мог быть терпеливым и мягким. Он был христианином (рис. 5).

Рис. 5. К. Рылеев

Особенно его христианская позиция была видна в конце жизни. Рылеев принял приговор без гнева и протеста. Сохранилось письмо, которое он написал жене в последние часы. Обычно предсмертное письмо писали перед дуэлью, где исход был неизвестен. У Рылеева сомнений не было. Интересно, что он пишет жене. Он просит ее примириться с происходящим и не гневаться ни на Бога, ни на государя, которые вынесли ему приговор.

«Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе».

Рылеев умер примиренным, простился с женой. Он принял смерть как смиренный человек, а не как бунтарь, каким он помнится нам в первую очередь.

Как он и хотел, как и мечтал, пострадал за правое дело. И выходит, что был он настоящим романтиком. Он на деле исповедовал романтический принцип: живи, как пишешь, пиши, как живешь. Так и получилось: что Кондратий Рылеев жил, писал и умер как романтик.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. - М., 1988.
  3. Поэзия и письма декабристов. (Сост. Фомичев С.А.). - Горький, 1984.
  1. Интернет портал «Biography.5litra.ru» ()
  2. Интернет портал «Km.ru» ()
  3. Интернет портал «Literature-xix.ru» ()

Домашнее задание

  1. Составьте таблицу, в которую внесите заглавия микротем. В каждую колонку запишите ключевые слова, фразы, фрагменты предложений микротемы (по думе Рылеева «Смерть Ермака»).
  2. Напишите эссе «Роль декабристов в развитии общественной мысли в России».
    Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя-Ермака параллельны?»

В этой статье мы проведем анализ думы Кондратия Федоровича Рылеева «Смерть Ермака», которая изучается школьниками в 8 классе. Данное литературное произведение было во многом обусловлено жизнью самого писателя. Поэтому мы немножко окунемся в действия, предшествовавшие его написанию, и ознакомимся с биографией писателя - Кондратия Рылеева. Это необходимо в первую очередь для того чтобы лучше осознать, какие мысли в процессе написания были у автора и что этому послужило.

  1. «Державин»;
  2. «Димитрий Донской»;
  3. «Волынский»;
  4. «Богдан Хмельницкий»;
  5. «Вещий Олег».

Относительно оценки творчества Рылеева существует много различных комментариев. Например, Пушкин писал, что в его произведениях нет ничего государственного и русского, не считая имен.

Кондратий Рылеев являлся русским поэтом и публичным деятелем , который родился 18 сентября 1795 года. Проживал он в селе Батово, которое находится в Санкт-Петербургской губернии. В 1801 Кондратий поступил на обучение в первый Петербургский кадетский корпус.

В 1813 г. он принял участие в зарубежных походах российской армии, которые закончились в 1814 г.

Но, как не прискорбно, жизнь автора трагически закончилась 13 июля 1826 года. Он умер в возрасте 30 лет. Рылеев являлся одним из управляющих декабристского восстания и пребывал в числе пятерых офицеров, которые были приговорены к казни на эшафоте.

Творческий процесс

  1. 1820 год был знаменателен тем, что автор создал свою известную сатирическую оду «К временщику»;
  2. Спустя год, Рылеев вступил в состав Вольного общества приверженцев русской словесности, а также находился на службе заседателя уголовной палаты Петербурга;
  3. В 1824 г. возглавил управленческий отдел российско-американской компании;
  4. С 1823 по 1825 год совместно с Александром Бестужевым трудился над изданием альманаха «Полярная звезда», а также был в составе масонской ложи «К пламенеющей звезде».

В 1822 году Кондратий Федорович представляет свету думу, которая посвящена атаману Ермаку. Ее отчасти положили на музыку, и она превратилась в песню.

Данная дума основана на настоящих исторических событиях. Основной герой - это известный персонаж истории - казачий атаман, которого зовут Ермак Тимофеевич . Он прославился тем, что сыграл главную роль в присоединении Сибири к Российскому государству. Присоединение произошло при правлении Иоанна Грозного во второй половине XVI столетия.

Ермак с собственным войском постоянно вел войну с ханом Кучумом, который не желал покоряться российскому царю и выплачивать дань Москве. Он желал сам верховодить Западной Сибирью и поэтому никому не покорялся, а позже и вовсе сделал переворот и казнил своих мусульманских братьев, которые дали согласие принять русское подданство и заплатить мзду победителям.

Далее в думе рассказывается , как в очередном сражении Ермака с Кучумом полегло большое количество народа. Затем Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися после битвы воинами, которых было всего 50 человек, одолевая путь по Иртышу, остановился на ночлег в устье реки под названием Вагай.

Ночью сибирский хан внезапно совершил нападение на дремлющих казаков и многих убил. Убереглось только пару человек.

Казачий атаман, отягощенный двумя кольчугами, где одна из них была подарена ему царем, и орудием, которое он носил, бросился в речку. Таким образом он хотел добраться до стругов, однако утонул. Но, согласно татарским преданиям, Ермака убил богатырь Кутугай, ранив его в горло своим копьем.

Тело атамана было вытянуто на сушу рыбаком татарского происхождения. Со всей окрестности съехалось большое количество мурз, чтобы посмотреть на тело Ермака. Среди присутствующих был даже Кучум. На протяжении нескольких дней татары расстреливали из лука мертвое тело мужественного российского воина и весело пировали, хотя позже его останки выкинули. По версии свидетелей они пролежали целый месяц на свежем воздухе и не портились. После этого татары, сняв с тела все одежки и снаряжения, чтобы разделить их между собой, похоронили казачьего атамана в знатном месте, которое находилось за мусульманским кладбищем. А точнее, в деревне Баишево.

Литературный анализ

Кондратий Федорович, воодушевленный подвигами российских воинов, принял решение посвятить им собственные мысли. Так и возникла дума, рассказывающая про смерть атамана. Автор отлично исследовал старинные предания о русском воине и узнал, что в день погибели героя была мощная гроза со штормом, и Ермак умер в волнах буйной реки.

Поэт начинает свое произведение с описания той ужасной ночи, когда сама природа устрашает: шумит дождь, ревет буря, постоянно гремит гром, молнии летают в ночном сумраке, и ветры неистовствуют.

В думе описывается, как на береге речки сидит задумчивый Ермак, который, как будто предчувствуя собственную скорую смерть, раздумывает о жизни, о приятелях и про то, достойно ли они прожили свою жизнь, так как почти все казаки были в прошлом отчаянными правонарушителями и головорезами, перешедшими на службу к русскому царю. Главный герой абсолютно не осуждает их, а даже наоборот - восторгается их мужеством и доблестью. Он высказывает мнение, что все имеющиеся злодеяния в своей жизни они смыли кровью противников и даже сейчас не щадят собственной жизни за царя и святую Русь.

В думе неустрашимому и мужественному атаману противопоставлен вождь вражеского лагеря Кучум - опасный и бесчестный человек, который, боясь напрямую вступить в поединок с дружиной Ермака, подкрался тайно к ним со своим войском и всех их погубил: воины пали, не успев даже обнажить мечи.

Смерть воина

Ермак кидается в речку, одетый в тяжелый панцирь, который ему подарил царь, и утопает. Рылеев считает, что именно нелегкое снаряжение богатыря повлекло за собой его смерть. Речка практически с ходу поглотила мужественного воина. Герой умер, он променял собственную свободу и начал служить самодержавию. «Смерть Ермака» Рылеев тоже заканчивает описанием буянящих ветров и громов.

Для автора стиха чрезвычайно важна проблема собственной свободы. Служить царю и служить России - для него это разные вещи. Он восторгается отважным героизмом атамана, а также его службой во благо России, однако он против того, что Ермак принял дорогой презент от правителя, который и повлек за собой его смерть.

Ре­пу­та­ция у Ры­ле­е­ва как поэта неод­но­знач­на. Среди его со­вре­мен­ни­ков было нема­ло людей, ко­то­рые оце­ни­ва­ли его стихи не очень вы­со­ко. Нужно по­ни­мать, что его ре­пу­та­ция опре­де­ля­ет­ся не толь­ко его пи­са­тель­ски­ми спо­соб­но­стя­ми, но и его граж­дан­ской по­зи­ци­ей. Для мно­гих Ры­ле­ев был че­ло­ве­ком огром­ных до­сто­инств, ге­ро­ем и пра­вед­ни­ком, в силу того что он стал одним из участ­ни­ков де­каб­рист­ско­го дви­же­ния.

Ры­ле­ев был пер­вым рус­ским по­этом, ко­то­ро­го каз­ни­ли за его убеж­де­ния и об­ще­ствен­ную де­я­тель­ность. Он про­жил всего 30 лет. За этот неболь­шой пе­ри­од он успел мно­гое сде­лать. Как и мно­гие рус­ские дво­ряне, поэт слу­жил. Ры­ле­ев бы из мел­ко­по­мест­ной семьи, его отец сле­дил за чужим име­ни­ем и на­хо­дил­ся под вла­стью более круп­но­го по­ме­щи­ка. Сна­ча­ла Ры­ле­ев слу­жил по во­ен­но­му делу, а позже по граж­дан­ско­му, в ка­че­стве за­се­да­те­ля в Граж­дан­ской па­ла­те, а в конце жизни со­сто­ял на служ­бе в Рос­сий­ско-аме­ри­кан­ской ком­па­нии.

Ры­ле­ев и дуэли

Ин­сти­тут дуэли играл огром­ную роль в рус­ской дво­рян­ской жизни. Мно­гие пи­са­те­ли стре­ля­лись на ду­э­лях, мно­гие были се­кун­дан­та­ми. Кроме таких из­вест­ных ду­элей, как те, на ко­то­рых были убиты Пуш­кин и Лер­мон­тов, в ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры есть много дру­гих, из­вест­ных и дра­ма­тич­ных (рис. 1).

Рис. 1. А.А На­у­мов. Дуэль Пуш­ки­на с Дан­те­сом

Ры­ле­ев тоже участ­во­вал в ду­э­лях, и неко­то­рые из них весь­ма из­вест­ны. Одной из таких зна­ме­ни­тых ду­элей была дуэль между Чер­но­вым и Но­во­силь­це­вым, на ко­то­рой Ры­ле­ев был се­кун­дан­том. Чер­нов был дру­гом Ры­ле­е­ва, небо­га­тым дво­ря­ни­ном, а Но­во­силь­цев – ари­сто­кра­том и бо­га­чом. Как это часто бы­ва­ет, дуэль слу­чи­лась из-за жен­щи­ны. У Чер­но­ва была сест­ра, и к ней по­сва­тал­ся Но­во­силь­цев, они были по­молв­ле­ны, но через ка­кое-то время под вли­я­ни­ем ма­те­ри Но­во­силь­цев «дал зад­ний ход». По­молв­ка была рас­торг­ну­та. Такие си­ту­а­ции встре­ча­лись до­воль­но часто, но в дан­ном слу­чае остро­та за­клю­ча­лась в том, что Чер­нов был «мел­кой сош­кой», а Но­во­силь­цев – ари­сто­кра­том. С точки зре­ния Ры­ле­е­ва и дру­гих бу­ду­щих де­каб­ри­стов, это было же­сто­кое оскорб­ле­ние: силь­ный и бо­га­тый оскор­бил бед­ных и сла­бых. Дело за­кон­чи­лось ду­э­лью.

Как се­кун­дант Ры­ле­ев сде­лал все, чтобы дуэль со­сто­я­лась и была как можно более кро­ва­вой (это про­ти­во­ре­чит усто­ям: обыч­но обя­зан­но­стью се­кун­дан­тов яв­ля­ет­ся при­ме­рить ду­э­лян­тов или смяг­чить усло­вия дуэли). Ры­ле­ев и его то­ва­ри­щи по­ве­ли дело так, что дуэль ока­за­лась ужас­ной. Они по­ста­ви­ли ду­э­лян­тов на таком рас­сто­я­нии, с ко­то­ро­го про­мах­нуть­ся прак­ти­че­ски невоз­мож­но, и в ре­зуль­та­те по­гиб­ли оба.

По­хо­ро­ны Чер­но­ва вы­ли­лись в де­мон­стра­цию. Де­каб­ри­сты сде­ла­ли все, чтобы вы­ста­вить эту си­ту­а­цию в свете по­ли­ти­че­ско­го раз­ла­да внут­ри выс­ше­го об­ще­ства.

Этот слу­чай по­ка­зы­ва­ет нам, на­сколь­ко Ры­ле­ев был жест­ким в во­про­сах, ко­то­рые ка­са­лись чести и до­сто­ин­ства че­ло­ве­ка. Он был готов жерт­во­вать не толь­ко своей, но и чужой жиз­нью ради того, чтобы от­сто­ять свои убеж­де­ния.

Творчество Рылеева

Ры­ле­ев не толь­ко писал стихи, но и из­да­вал аль­ма­нах «По­ляр­ная звез­да». На­мно­го позже, в 1850-е годы, имен­но так на­звал свой жур­нал А.И. Гер­цен (рис. 2).

Рис. 2. Аль­ма­нах «По­ляр­ная звез­да»

В рус­ской ли­те­ра­ту­ре слово «по­ляр­ный» от­но­си­лось к се­ве­ру. Из­да­вать такой аль­ма­нах в Пе­тер­бур­ге – со­вер­шен­но есте­ствен­ное дело. Из­да­вал Ры­ле­ев его не один, а вме­сте со своим еди­но­мыш­лен­ни­ком А. Бе­с­ту­же­вым.

В своем твор­че­стве де­каб­ри­сты ори­ен­ти­ро­ва­лись на Гав­ри­и­ла Ро­ма­но­ви­ча Дер­жа­ви­на. Имя этого пи­са­те­ля свя­за­но с клас­си­циз­мом, с вы­со­ким шти­лем и одой как лю­би­мым жан­ром. Это по­э­зия, ори­ен­ти­ро­ван­ная на се­рьез­ные, воз­вы­шен­ные темы. Бу­ду­щие де­каб­ри­сты были до­ста­точ­но су­ро­во на­стро­ен­ны­ми лю­дь­ми не толь­ко в своей част­ной жизни, но и в сфере ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства. По­э­зия как укра­ше­ние жизни или по­э­зия лег­ких тем им была со­вер­шен­но чужда. Если мы по­смот­рим ли­те­ра­тур­ную карту Рос­сии того вре­ме­ни, то ос­нов­ная по­ле­ми­ка была между дер­жа­вин­ца­ми и ка­рам­зи­ни­ста­ми. Сто­рон­ни­ки сен­ти­мен­таль­ной эс­те­ти­ки Ка­рам­зи­на счи­та­ли, что по­э­зия может быть лег­кой по слогу, сло­ва­рю, вы­бо­ру тем. Су­ро­вые де­каб­ри­сты были за ста­рый стиль, че­кан­ный стиль Ло­мо­но­со­ва и Дер­жа­ви­на, и имен­но в таком ключе пы­тал­ся пи­сать Ры­ле­ев. Де­каб­ри­сты также были лю­дь­ми, ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми на по­дви­ги и свер­ше­ния. И за ге­рой­ством они об­ра­ща­лись к древ­не­рим­ской ис­то­рии.

Все эти осо­бен­но­сти ли­те­ра­тур­но­го вкуса и вы­бо­ра де­каб­ри­стов и Ры­ле­е­ва хо­ро­шо видны в одном из его про­из­ве­де­ний, в «Оде к вре­мен­щи­ку».

Вре­мен­щик – че­ло­век, по воле силь­но­го по­кро­ви­те­ля (обыч­но мо­нар­ха) на время ока­зав­ший­ся у вла­сти, до­стиг­ший вы­со­ко­го по­ло­же­ния, по­че­стей.

«Над­мен­ный вре­мен­щик, и под­лый и ко­вар­ный,
Мо­нар­ха хит­рый льстец и друг небла­го­дар­ный,
Неисто­вый тиран род­ной стра­ны своей,
Взне­сен­ный в важ­ный сан про­ныр­ства­ми зло­дей!
Ты на меня взи­рать с пре­зре­ни­ем дер­за­ешь
И в гроз­ном взоре мне свой ярый гнев яв­ля­ешь!
Твоим вни­ма­ни­ем не до­ро­жу, под­лец;
Из уст твоих хула – до­стой­ных хвал венец»!

Ры­ле­ев ру­га­ет и по­но­сит вре­мен­щи­ка очень грубо и ярост­но, но ис­поль­зу­ет для этого вы­со­кий слог. Далее автор пе­ре­хо­дит к угро­зам. По­смот­рим, как он об­ра­ща­ет­ся к вре­мен­щи­ку.

«Тиран, востре­пе­щи! ро­дить­ся может он,
Иль Кас­сий, или Брут, иль враг царей Катон!
О, как на лире я пот­щусь того про­сла­вить,
Оте­че­ство мое кто от тебя из­ба­вит»!

Кас­сий, Брут и Катон – герои древ­не­рим­ской ис­то­рии.

Ры­ле­ев не хотел про­сто под­ра­жать Дер­жа­ви­ну, он пы­тал­ся найти свой слог и стиль. Думы – это боль­шие про­из­ве­де­ния с ге­ро­я­ми – рус­ски­ми и укра­ин­ски­ми ис­то­ри­че­ски­ми де­я­те­ля­ми. Герои дум обыч­но раз­мыш­ля­ли о судь­бе Оте­че­ства, и все они так или иначе по­жерт­во­ва­ли собой ради на­род­но­го блага. На­при­мер, Иван Су­са­нин, хо­ро­шо из­вест­ный нам из ис­то­рии, отдал свою жизнь за царя и Рос­сию.

И снова мы убеж­да­ем­ся, что по­э­зия Ры­ле­е­ва – по­э­зия се­рьез­ных, тра­ги­че­ских тем, и в цен­тре все­гда граж­дан­ский ин­те­рес, общее дело. Идей­но-ху­до­же­ствен­ный па­ра­докс про­из­ве­де­ний Ры­ле­е­ва со­сто­ял в том, что он изоб­ра­жал ан­ти­ро­ман­ти­че­ских ге­ро­ев по­сред­ством ро­ман­ти­че­ских при­е­мов. Одним из таких ге­ро­ев яв­ля­ет­ся Ермак из думы «Смерть Ер­ма­ка» (рис. 3).

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к думе «Смерть Ер­ма­ка»

Ермак

Ата­ман Ермак Ти­мо­фе­е­вич – один из самых из­вест­ных ка­за­ков в ис­то­рии Руси. Он стоит в одном ряду с та­ки­ми пер­со­на­жа­ми, как Бу­ла­вин, Пу­га­чев и Разин. Но эти люди – бун­тов­щи­ки, ко­то­рые вы­сту­пи­ли про­тив вла­сти, про­тив го­су­дар­ства. Ермак немно­го дру­гой пер­со­наж, он тоже пред­ста­ви­тель воль­ной ан­ти­го­су­дар­ствен­ной силы, гра­би­тель и раз­бой­ник, ко­то­рый решил по­слу­жить Оте­че­ству. Но Ермак в на­па­де­нии на Си­бир­ское хан­ство пре­сле­до­вал ко­рыст­ные цели. Сразу по­нят­но, что на­па­де­ние поз­во­ли­ло бы ему много на­гра­бить, да и в слу­чае по­бе­ды он по­лу­чил бы на­гра­ду от го­су­да­ря. Но гра­беж за пре­де­ла­ми го­су­дар­ства, ко­то­рый оно же и под­дер­жи­ва­ет, уже не яв­ля­ет­ся зло­де­я­ни­ем, а ста­но­вит­ся во­ин­ским по­дви­гом.

Успех Ер­ма­ка был одним из по­ло­жи­тель­ных со­бы­тий вре­мен Ивана Гроз­но­го. Ермак од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся и во­пло­ще­ни­ем раз­гуль­ной воль­ной силы, и слу­гой го­су­да­ре­вым. Это при­влек­ло не толь­ко Ры­ле­е­ва, А.К. Тол­стой вывел Ер­ма­ка в ро­мане «Князь Се­реб­ря­ный», но сде­лал это до­воль­но необыч­ным об­ра­зом. Сам Ермак ни разу не по­яв­ля­ет­ся на стра­ни­цах ро­ма­на, о нем рас­ска­зы­ва­ют дру­гие. У Тол­сто­го Ермак яв­ля­ет­ся спа­си­тель­ным лучом на фоне опи­сан­ной в ро­мане оприч­ни­ны, об­ра­зом свет­ло­го бу­ду­ще­го.

Ермак яв­ля­ет­ся ре­аль­ным пер­со­на­жем рус­ской ис­то­рии XVI века. Он был ка­зац­ким ата­ма­ном, ко­то­рый пошел за­во­е­вы­вать Си­бирь, на­хо­дя­щу­ю­ся под вла­стью хана Ку­чу­ма. Ермак погиб, уто­нув в реке, при вне­зап­ном на­па­де­нии татар. Имен­но с по­хо­да Ер­ма­ка на Си­бирь на­ча­лось при­со­еди­не­ние этих зе­мель к тер­ри­то­рии Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства.

Уже из на­зва­ния думы чи­та­те­лям ста­но­вит­ся из­ве­стен ее исход.

«Ре­ве­ла буря, дождь шумел,
Во мраке мол­нии ле­та­ли,

И ветры в де­брях бу­ше­ва­ли...
Ко славе стра­стию дыша,
В стране су­ро­вой и угрю­мой,
На диком бреге Ир­ты­ша
Сидел Ермак, объ­ятый думой».

Опи­са­ние ро­ман­ти­че­ское: герой пред­став­лен нам в окру­же­нии при­ро­ды и в пол­ном оди­но­че­стве. Далее мы чи­та­ем об­ра­ще­ние ка­за­ка к его дру­жине.

«То­ва­ри­щи его тру­дов,
Побед и гро­мо­звуч­ной славы,
Среди рас­ки­ну­тых ша­тров
Бес­печ­но спали близ дуб­ра­вы.
«О, спите, спите, – мнил герой, –
Дру­зья, под бурею ре­ву­щей;
С рас­све­том глас раз­даст­ся мой,
На славу иль на смерть зо­ву­щий!

Вам нужен отдых; слад­кий сон
И в бурю храб­рых успо­ко­ит;
В меч­тах на­пом­нит славу он
И силы рат­ни­ков удво­ит».

Здесь мы по­ни­ма­ем, что скоро нач­нут­ся дра­ма­ти­че­ские со­бы­тия. Важно от­ме­тить, что Ермак об­ра­ща­ет­ся к спя­щим, на­де­ясь, что они его услы­шат. У чи­та­те­лей ры­ле­ев­ско­го вре­ме­ни при про­чте­нии этого от­рыв­ка сразу воз­ни­ка­ла ас­со­ци­а­ция с мо­ле­ни­ем о чаше в Геф­си­ман­ском саду из Еван­ге­лия (рис. 4).

Рис. 4. В. Перов. «Мо­ле­ние Иису­са в Геф­си­ман­ском саду»

Перед каз­нью Иисус мо­лит­ся, а рядом спят его уче­ни­ки-апо­сто­лы. И мы пред­чув­ству­ем тра­ге­дию. Эта па­рал­лель неслу­чай­на.

«Кто жизни не щадил своей
В раз­бо­ях, злато до­бы­вая,
Тот ду­мать будет ли о ней,
За Русь свя­тую по­ги­бая?
Своей и вра­жьей кро­вью смыв
Все пре­ступ­ле­нья буй­ной жизни
И за по­бе­ды за­слу­жив
Бла­го­сло­ве­ния от­чиз­ны,–
Нам смерть не может быть страш­на;
Свое мы дело со­вер­ши­ли:
Си­бирь царю по­ко­ре­на,
И мы – не празд­но в мире жили!»

Ермак го­во­рит о том, что в про­шлом они все со­гре­ши­ли, но те­перь у них есть воз­мож­ность ис­ку­пить свои грехи. И мы видим под­текст: вот она, имен­но та жерт­ва, при­не­сен­ная ради Оте­че­ства. И этот по­двиг может ис­ку­пить все, и вче­раш­ний греш­ник может стать свя­тым.

«Но ро­ко­вой его удел
Уже сидел с ге­ро­ем рядом
И с со­жа­ле­ни­ем гля­дел
На жерт­ву лю­бо­пыт­ным взгля­дом.
Ре­ве­ла буря, дождь шумел,
Во мраке мол­нии ле­та­ли,
Бес­пе­ре­рыв­но гром гре­мел,

Бур­ная при­ро­да те­перь вы­сту­па­ет не без­молв­ным сви­де­те­лем, а ста­но­вит­ся во­пло­ще­ни­ем судь­бы, опол­ча­ет­ся про­тив героя.

«Иртыш кипел в кру­тых бре­гах,
Взды­ма­ли­ся седые волны,
И рас­сы­па­лись с ревом в прах,
Бия о брег, ко­за­чьи челны.
С во­ждем покой в объ­я­тьях сна
Дру­жи­на храб­рая вку­ша­ла;
С Ку­чу­мом буря лишь одна
На их по­ги­бель не дре­ма­ла»!

Ермак спит, и его судь­ба при­бли­жа­ет­ся к нему вплот­ную – мы по­ни­ма­ем, что он об­ре­чен. Это впи­сы­ва­ет­ся в рамки хри­сти­ан­ской веры. Важна не по­бе­да, а жерт­ва, по­двиг. Затем сле­ду­ют стро­ки о на­па­де­нии вра­гов.

«Стра­шась всту­пить с ге­ро­ем в бой,
Кучум к шатрам, как тать пре­зрен­ный,
Про­крал­ся тай­ною тро­пой,
Татар тол­па­ми окру­жен­ный.
Мечи сверк­ну­ли в их руках –
И окро­ва­ви­лась до­ли­на,
И пала гроз­ная в боях,
Не об­на­жив мечей, дру­жи­на...»

Про­ис­хо­дит нечест­ный бой, и та­та­ры ис­треб­ля­ют ка­за­ков. Ермак об­ра­ща­ет­ся в бег­ство.

«Ермак вос­пря­нул ото сна
И, ги­бель зря, стре­мит­ся в волны,
Душа от­ва­гою полна,
Но да­ле­ко от брега челны!
Иртыш вол­ну­ет­ся силь­ней –
Ермак все силы на­пря­га­ет
И мощ­ною рукой своей
Валы седые рас­се­ка­ет...»

В этих стро­ках мы на­блю­да­ем борь­бу Ер­ма­ка с при­ро­дой, как и в ан­тич­ной тра­ге­дии, здесь при­ро­да вы­сту­па­ет в роли злого рока. Пер­со­наж про­дол­жа­ет бо­роть­ся с неспра­вед­ли­во­стью и снова по­ка­зан в роли ро­ман­ти­че­ско­го героя. Но, как и у са­мо­го мо­гу­ще­ствен­но­го гре­че­ско­го героя Ахил­ла, у Ер­ма­ка есть уяз­ви­мое место. Для него это дар Ивана Гроз­но­го, тя­же­лые до­спе­хи, ко­то­рые утя­ги­ва­ют его на дно.

«Плы­вет... уж близ­ко чел­но­ка –
Но сила року усту­пи­ла,
И, за­ки­пев страш­ней, река
Героя с шумом по­гло­ти­ла.
Ли­шив­ши сил бо­га­ты­ря
Бо­роть­ся с ярою вол­ною,
Тя­же­лый пан­цирь – дар царя
Стал ги­бе­ли его виною»

В этом фраг­мен­те видна по­э­ти­че­ская услов­ность думы Ры­ле­е­ва. Дело не в ре­а­ли­ях, а в ка­кой-то по­э­ти­че­ской сто­роне вещей. Далее автор по­ка­зы­ва­ет нам мерт­во­го, но в ка­ком-то смыс­ле не по­беж­ден­но­го Ер­ма­ка.

«Ре­ве­ла буря... вдруг луной
Иртыш ки­пя­щий се­реб­рил­ся,
И труп, из­верг­ну­тый вол­ной,
В броне ме­дя­ной оза­рил­ся.
Но­си­лись тучи, дождь шумел,
И мол­нии еще свер­ка­ли,
И гром вдали еще гре­мел,
И ветры в де­брях бу­ше­ва­ли».

В фи­на­ле Ры­ле­ев ма­стер­ски ис­поль­зу­ет уже зна­ко­мые нам строч­ки, но те­перь они уже имеют дру­гой от­те­нок. Если по­ду­мать, то фи­наль­ная кар­ти­на на­по­ми­на­ет нам по­чет­ные по­хо­ро­ны во­ен­но­го, толь­ко в этой про­цес­сии участ­ву­ет одна лишь при­ро­да.

Заключение

Про­шло три года после со­зда­ния думы «Смерть Ер­ма­ка», про­изо­шло вы­ступ­ле­ние на Се­нат­ской пло­ща­ди. Это был венец по­ли­ти­че­ской и граж­дан­ской жизни Ры­ле­е­ва. Этот тем­пе­ра­мент­ный че­ло­век был душой и мо­то­ром этого вос­ста­ния. Вос­ста­ние де­каб­ри­стов было по­дав­ле­но, Ры­ле­ев аре­сто­ван и по­след­ние ме­ся­цы про­вел в тюрь­ме. Он был при­го­во­рен к смерт­ной казне и вме­сте с че­тырь­мя то­ва­ри­ща­ми по­ве­шен. Поэт в точ­но­сти пред­ска­зал свою судь­бу в думе «На­ли­вай­ко».

«Из­вест­но мне: по­ги­бель ждет
Того, кто пер­вый вос­ста­ет
На утес­ни­те­лей на­ро­да,-
Судь­ба меня уж об­рек­ла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв ис­куп­ле­на сво­бо­да»?

Ры­ле­ев в тюрь­ме

Непре­клон­ный Кон­дра­тий Ры­ле­ев мог быть тер­пе­ли­вым и мяг­ким. Он был хри­сти­а­ни­ном (рис. 5).

Рис. 5. К. Ры­ле­ев

Осо­бен­но его хри­сти­ан­ская по­зи­ция была видна в конце жизни. Ры­ле­ев при­нял при­го­вор без гнева и про­те­ста. Со­хра­ни­лось пись­мо, ко­то­рое он на­пи­сал жене в по­след­ние часы. Обыч­но пред­смерт­ное пись­мо пи­са­ли перед ду­э­лью, где исход был неиз­ве­стен. У Ры­ле­е­ва со­мне­ний не было. Ин­те­рес­но, что он пишет жене. Он про­сит ее при­ми­рить­ся с про­ис­хо­дя­щим и не гне­вать­ся ни на Бога, ни на го­су­да­ря, ко­то­рые вы­нес­ли ему при­го­вор.

«Бог и Го­су­дарь ре­ши­ли участь мою: я дол­жен уме­реть и уме­реть смер­тию по­зор­ною. Да будет Его свя­тая воля! Мой милый друг, пре­дай­ся и ты воле Все­мо­гу­ще­го, и он уте­шит тебя. За душу мою мо­лись Богу. Он услы­шит твои мо­лит­вы. Не ропщи ни на него, ни на Го­су­да­ря: ето будет и без­рас­суд­но и греш­но. Нам ли по­стиг­нуть неис­по­ве­ди­мые суды Непо­сти­жи­мо­го? Я ни разу не взроп­тал во все время моего за­клю­че­ния, и за то Дух Свя­тый дивно уте­шал меня. По­ди­вись, мой друг, и в сию самую ми­ну­ту, когда я занят толь­ко тобою и нашею ма­лют­кою, я на­хо­жусь в таком уте­ши­тель­ном спо­кой­ствии, что не могу вы­ра­зить тебе. О, милый друг, как спа­си­тель­но быть хри­сти­а­ни­ном. Бла­го­да­рю моего Со­зда­те­ля, что Он меня про­све­тил и что я уми­раю во Хри­сте».

Ры­ле­ев умер при­ми­рен­ным, про­стил­ся с женой. Он при­нял смерть как сми­рен­ный че­ло­век, а не как бун­тарь, каким он пом­нит­ся нам в первую оче­редь.

Как он и хотел, как и меч­тал, по­стра­дал за пра­вое дело. И вы­хо­дит, что был он на­сто­я­щим ро­ман­ти­ком. Он на деле ис­по­ве­до­вал ро­ман­ти­че­ский прин­цип: живи, как пи­шешь, пиши, как жи­вешь. Так и по­лу­чи­лось: что Кон­дра­тий Ры­ле­ев жил, писал и умер как ро­ман­тик.

Вопросы к конспектам

Со­ставь­те таб­ли­цу, в ко­то­рую вне­си­те за­гла­вия мик­ро­тем. В каж­дую ко­лон­ку за­пи­ши­те клю­че­вые слова, фразы, фраг­мен­ты пред­ло­же­ний мик­ро­те­мы (по думе Ры­ле­е­ва «Смерть Ер­ма­ка»).

На­пи­ши­те эссе «Роль де­каб­ри­стов в раз­ви­тии об­ще­ствен­ной мысли в Рос­сии».
От­веть­те пись­мен­но на во­прос: «По­че­му судь­ба ав­то­ра и судь­ба ге­роя-Ер­ма­ка па­рал­лель­ны?»