Каким было искусство в годы Великой Отечественной войны? Презентация на тему: Искусство в годы Великой Отечественной войны А.И. Лактионов «Письмо с фронта»

Великая Отечественная война

в произведениях художников


"Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью,

но и гневом".

художник А. Дейнека.


Я буду мстить за русскую культуру,

За каждый на земле кровавый след,

За каждую разбитую скульптуру,

За Пушкина простреленный портрет.


22 июня 1941г. началась война. А уже 24 июня на стенах домов Москвы был расклеен первый плакат – лист художников Кукрыниксов (Куприянова, Крылова, Соколова) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

На нем – вероломно напавший на нашу страну Гитлер и красноармеец, вонзивший штык в его голову.

Кукрыниксы.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (1941).


«Родина-мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны. Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро

А в середине июля- плакат был известен уже всей стране...

«Родина-мать зовет»

Ираклий Моисеевич Тоид зе.


Военный плакат - словно стрелок: он безошибочно бьет своим видом и своим словом прямо в цель.

Плакат сам по себе звучит громко. Когда речь о военном плакате - громко вдвойне, потому что он кричит (иногда почти буквально). Он обращается к чувствам.

Прильнувшие друг другу, сжавшиеся в одно целое мать и сын перед окровавленным фашистским оружием. В глазах ребенка ужас, во взгляде матери - ненависть.

В.Г.Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»



"Мать партизана"


В 1943 году

картина Пластова "Фашист пролетел" по указанию Сталина экспонировалась на Тегеранской конференции.

По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль были настолько поражены этим холстом,

что это повлияло

на их решение

об открытии

второго фронта.

Пластов Аркадий Александрович

«Фашист пролетел.»


А. А. Дейнека «Оборона Севастополя»

Картина создавалась по горячим следам событий. Художник написал ее в 1942 году, в самый тяжелый момент войны, когда Севастополь был еще в руках врага. Теперь, спустя много лет, мы воспринимаем это полотно как историческую эпопею о беспримерном героизме народа, вставшего на защиту Родины.


В.Е.Памфилов. «Подвиг А.Матросова»

Нам было все отпущено сверх меры -

Любовь, и гнев, и мужество в бою.

Теряли мы друзей, родных, но веры

Не потеряли в Родину свою.


Картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова пронизана солнечным светом Художник сумел передать переполняющее людей счастье: семья фронтовика получила от него долгожданную весточку.

А.И. Лактионов «Письмо с фронта»


7 ноября 1942 года на первой большой выставке военных лет Павел Корин впервые выставил свой

Триптих « Александр Невский» .



У Бабьего Яра

«За колючей проволокой»


Перед нами солдат в преклонные годы жизни, в гимнастерке, увенчанной орденами и медалями.

19-летним юношей вернулся с фронта без обеих ног этот человек.

Ему потребовалось мужество жить, не поддаться жалости к себе, огромная духовная сила преодоления себя, ради достойной человека жизни. Мужество и сила духа, боль и горечь прожитой жизни передана художником во взгляде этого человека.

Весь образ полон подлинного величия, перед которым все мы должны низко склонять наши головы.

А.Шилов

«В день Победы. Пулеметчик П.П. Шорин»


Помните! Через века, через года - Помните! О тех, Кто уже не придет никогда, - Помните! Покуда сердца стучатся, - Помните. Какою ценой Завоевано счастье, - Пожалуйста, помните! Встречайте трепетную весну. Люди земли, Убейте войну, Прокляните войну, Люди земли!



Вам, ребята, принадлежит будущее.

Но без памяти о прошлом,

без чуткого отношения к героической истории нашего народа не занять в нем достойного места.

Вот почему нас, взрослых, радуют искренне исполняемые вами песни о войне, сочинения, рисунки.



  • Рабочий день детей, стоявших у станка длился по 12 часов и сопровождался тяжёлым трудом, от которого немела спина, не слушались руки, смыкались от усталости веки.
100 млн. гимнастёрок
  • 100 млн. гимнастёрок
  • 35 млн.шинелей
  • 64 млн. пар обуви
Будет холодно – перетерпим
  • Будет холодно – перетерпим
  • Будет голодно – туже затянем ремни
  • Будет трудно – выдержим
  • Выдержим и победим!
2 страничка
  • Город – крепость,
  • город – герой,
  • в который так и не вошли завоеватели.
  • 900 дней Мужества, Воли, Силы Духа…
  • А.Ф.Пахомов «На Неву за водой»
Родилась в Петербурге. Умерла в Ленинграде. Закончив филфак ЛГУ, работала в комсомольских газетах. Берггольц стала радиоглашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. Бессмертные слова: "Никто не забыт, ничто не забыто", сказаны Ольгой Берггольц.
  • Родилась в Петербурге. Умерла в Ленинграде. Закончив филфак ЛГУ, работала в комсомольских газетах. Берггольц стала радиоглашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. Бессмертные слова: "Никто не забыт, ничто не забыто", сказаны Ольгой Берггольц.
  • Боим С.С. Вода с Невы.
  • Серия «Ленинград в блокаде». 1942.
  • А. Пахомов. «На постах». Литография. 1942.
  • Боим С.С.
  • Артобстрел на площади Труда.
  • А. Пахомов.
  • «Пленные немцы в Ленинграде»
  • И. Масленникова
  • «Ленинград в блокаде» 1941 г.
3 страничка
  • О красках войны…
  • Ир. Тоидзе (1941г.)
  • 24 июня 1941год.
  • 1941 год
  • 1941 год
Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, вскрывали истинное лицо фашизма. Они были злободневны, исполнены оптимизма, глубоко созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы остросатирического характера, беспощадно бичующие врага, развеивающие миф о его непобедимости. Художникам нередко приходили письма. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!»
  • Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, вскрывали истинное лицо фашизма. Они были злободневны, исполнены оптимизма, глубоко созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы остросатирического характера, беспощадно бичующие врага, развеивающие миф о его непобедимости. Художникам нередко приходили письма. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!»
  • Маврина
4 страничка
  • Строка, оборванная пулей.
Родился 21 января 1919 года в г. Иркутске. Уже в школе он пробует писать стихи. Затем поступает на физико-математический факультет Иркутского института, но писать не бросает. Он мог стать физиком, математиком, поэтом.
  • Родился 21 января 1919 года в г. Иркутске. Уже в школе он пробует писать стихи. Затем поступает на физико-математический факультет Иркутского института, но писать не бросает. Он мог стать физиком, математиком, поэтом.
  • Но уже от моря до моря гремит невиданная в истории битва с фашизмом – началась Отечественная война, и юноша, не колеблясь, становится солдатом.
  • Он погиб в возрасте 24 –х лет.
С первых дней Великой Отечественной войны в ответ на заявление с просьбой об отправке на фронт был направлен в редакцию газеты 12-ой армии Юго-Западного направления; пользовался большой популярностью в воинской среде. Первым из писателей был награждён орденом Красного Знамени; погиб в 1942 в районе Харькова, пробиваясь из окружения.
  • С первых дней Великой Отечественной войны в ответ на заявление с просьбой об отправке на фронт был направлен в редакцию газеты 12-ой армии Юго-Западного направления; пользовался большой популярностью в воинской среде. Первым из писателей был награждён орденом Красного Знамени; погиб в 1942 в районе Харькова, пробиваясь из окружения.
  • Военный корреспондент Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944 году.
  • Лейтенант Павел Коган, 23 сентября 1942года, получил приказ пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника... Фашистская пуля попала ему в грудь.
  • Талантливый поэт, студент Литературного института, друг Павла Когана, Михаил Кульчицкий. Погиб в январе 1943 года под стенами Сталинграда.
  • Гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову.
5 страничка
  • «А песня ходит на войну…»
  • «Бьётся в тесной печурке огонь»
6 страничка
  • « Никто не забыт, ничто не забыто»
  • Обелиск около деревни Журково. Этот обелиск единственное упоминание о деревни Барсуки, уничтоженной вместе с жителями 8 марта 1943 года.
  • В центре села Миритиницы находится мемориальный комплекс, который состоит из памятника, стелы,мемориальных надгробных плит, поклонного креста. Скульптор памятника Крушинин Александр Петрович.
Наши ветераны. Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
  • Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
  • 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!
  • 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

Искусство в годы
Великой Отечественной
войны
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал
интерес и к настоящему искусству. Артисты
драматических и музыкальных театров, филармоний
и концертных групп вносили свой вклад в общее дело
борьбы с врагом. Огромной популярностью
пользовались фронтовые театры и концертные
бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими
выступлениями доказывали, что красота искусства
жива, что убить ее невозможно. Среди фронтовых
артистов выступала и мама одного из наших
преподавателей. Мы приводим её воспоминания о тех
незабываемых концертах.

Из письма Константина Михайловича Симонова читателю (1969 год): «У
стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на
войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в
стихах…»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Фронтовые Концертные бригады
За годы войны артисты
провели для советских
воинов 1 миллион 350
тысяч спектаклей,
концертов, творческих
встреч - не было ни
одной части, где бы ни
побывали фронтовые
театры и бригады.
Вместе с Красной
Армией артисты прошли
весь путь войны.

Лидия Русланова - артистка фронтового
театра
Вместе со своими товарищами по
концертной бригаде почти весь этот год
я провела на передовых линиях.
Недавно мы вернулись с Юго-Западного
фронта, а в ближайшие дни мне снова
предстоит поездка на фронт – седьмая.
Как много было пережито за это время.
Как много было различных встреч,
впечатлений. Столько друзей теперь у
меня на всех фронтах. Столько довелось
перевидать и услышать!

Музыка и песни в годы войны

Седьмая симфония Д. Шостаковича

СЛУШАТЬ
7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые
исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа
фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так
воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира.
Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы
сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей
своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом
деле обладают огромной силой художественного воздействия.

"Священная война"
(интересная информация)
СЛУШАТЬ
Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны.
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. ЛебедеваКумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной
Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за
рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления
перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа
заполнены военными.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для
выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение:
можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего,
который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле.
Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй
куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых
лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня
утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль
«Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на
вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

1. Искусство военных лет. Введение

2. Музыка

3. Литература

4.ИЗО. Живопись

Графика

5. Кинематограф

6. Агитбригады

7. Заключение

8. Задание


Искусство военных лет.

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Художники, поэты, композиторы не могли оставаться в стороне, когда весь народ встал на защиту Отечества. Литература с первых дней войны стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт.


Многие стихи были положены на музыку и стали песнями

«В землянке» А. А. Сурков

Кто из бывших фронтовиков не помнит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны - «В землянке». Ее авторы - поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов. Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он и не думал, что оно может стать песней.

Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору - корреспонденту фронтовой газеты - пришлось вместе с штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.



« Жди меня » - стихотворение Константина Симонова . Написано в июле-августе 1941 года . Посвящено актрисе Валентине Серовой

Первоначально стихотворение не предназначалось для публикации - как слишком личное; тем не менее, Симонов неоднократно читал его друзьям, и на основе их отзывов в конце 1941 - начале 1942 года всё-таки согласился отдать его в печать. По некоторым причинам ряд газет отказались размещать стихотворение, и впервые оно было напечатано в « Правде » 14 января 1942 года на третьей полосе

Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.




Военная тема нашла выражение в станковых произведениях

С. В. Герасимов «Мать партизана» (1943).

В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верой в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой и мракобесием.


А. А. Пластов «Фашист пролетел» (1942),

Трудно утверждать, что художник Пластов был очевидцем подобной сцены. Может быть, именно такого эпизода он и не видел. Но не в этом дело. Тяжелая боль и гнев переполняли сердце художника. Oт рук фашистских извергов погибали советские люди. Кровь, смерть и слезы принесла с собой война. Она ворвалась в далекие уголки России, пришла на мирные поля. В огне пожарищ полыхали деревни, разрушались города. Шел 1941 год. Враг приближался к Москве.


А. А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942),

А. Дейнека специально не выбрал какой-нибудь отдельный, единичный эпизод обороны города, ибо намеревался создать образ обобщающий, поднять его до символа народной эпопеи. Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных, и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны.



На передовую выезжали театрально-концертные бригады.

Мастер художественного слова Яхонтов В.Н. выступает перед командой краснофлотцев на борту эсминца Черноморский флот. 1945

Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами Н-ской части Ленинградский фронт. 1941

Артисты театра им. Евг. Вахтангова фронтовиков.1943


В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами искусство сыграло особую роль. Произведения изобразительного, музыкального искусства, литературы и кинематографа, созданные в духе лучших культурных традиций страны, помогали миллионам людей осознать свое место в общем строю. Патриотическое начало доминировало в произведениях тех лет. Память народная неистребима, она хранит самые трагические и в то же время славные страницы истории страны.

Именно искусство располагает мощными средствами воздействия на людей, ведь оно затрагивает прежде всего чувственную сферу. И в следующие десятилетия россияне должны руководствоваться строчками Роберта Рождественского: НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. Только тогда страна имеет право называться великой, если люди, проживающие на её территории, помнят и чтят свою историю.


Отметь утверждения на которые можно

ответить утвердительно

1. Искусство во время войны не может развиваться

2. «Военное» искусство должно быть только о войне

3. Во время войны в искусстве

доминирует патриотическое начало

4. «Военное» искусство не интересно

людям в мирное время

5. «Военное» искусство должно

затрагивать чувственную сферу людей

6. «Военное» искусство помогает людям

осознать свое место в общем строю

Зенькович В.В. Букет в зеленой кружке. 1943

В суровые военные годы было важно не только снабжение фронта оружием и продовольствием, но и поддержание высокого боевого духа в войсках. Психологическая и идеологическая поддержка - мощное оружие победы, и в этом немалую роль сыграло искусство. В то время важным было каждое направление: живопись, кинематограф, литература, музыка - все это внесло свой вклад в преодолении силы захватчиков.

Фронтовое творчество

Художники, артисты и музыканты уходили на фронт, записывались в ополчение и партизанские отряды, отдавали жизни на полях сражений, но не забывали о своем творчестве. Именно в это время была как никогда важна патриотическая тема:

  • В годы войны огромную популярность приобрел кинематограф. Советские хроникеры работали буквально под пулями, снимая уникальные кадры, которые в дальнейшем стали свидетелями мировой истории. Из короткометражных лент монтировали боевые киносборники, которые демонстрировались и в годы войны, и позже.
  • Сложно переоценить значение музыки в военное время. Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски давал концерты на фронте, в 1941 году на Белорусском вокзале впервые прозвучала песня «Священная война». Песня «Катюша» Михаила Исаковского быстро стала известной всей стране. Многие бойцы писали ее героине письма, появилось множество поэтических народных версий. Другие песенные шедевры того времени, такие как «Синий платочек», «Случайный вальс» и многие другие, знакомы каждому россиянину до сих пор. Сильнейшим музыкальным произведением военных лет стала седьмая симфония Шостаковича, завершенная в блокадном Ленинграде.
  • Нельзя не отметить заслуги музыкальных и драматических театров. На фронте за годы войны выступали более 4000 артистических бригад, приносивших солдатам радость, улыбки и надежду на скорую победу.

Искусство в эвакуации

В эвакуации, вдали от фронтовой полосы, усилия людей искусства были направлены на помощь бойцам. В это время в живописи особое значение приобретает плакат. Именно плакатная живопись поднимала дух, помогала мужественно встречать врага и призывала к преодолению трудностей. Плакат «Родина-мать зовет», известный каждому, принадлежит Ираклию Тоидзе. Он же стал автором ряда шедевров плакатной живописи.

Литература была неразрывно связана с фронтом. Многие писатели и поэты принимали участие в боях, но и те, кто находился в эвакуации, отдавали всю силу своего пера борьбе за победу. Стихи транслировались по радио, издавались в сборниках. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало выражением чувств и мыслей многих бойцов, мечтавших о возвращении домой.

Военное искусство представляет особый пласт в русской культуре, ведь в то время вся творческая энергия людей была подчинена единым целям - помочь фронту, поднять боевой дух советских солдат и защитить родную страну от захватчиков.