Тирренские морские разбойники. Имена древнегреческой мифологии Герой Тесей - сын царя Эгея

Герой Тесей - сын царя Эгея. - Прокрустово ложе. - Медея хочет отравить Тесея. - Нить Ариадны в лабиринте Минотавра. - Ариадна, покинутая Тесеем. - Черные паруса: миф о названии Эгейского моря. - Амазономахия. - Тесей и Пирифой в царстве теней. - Смерть Тесея.

Герой Тесей - сын царя Эгея

Главным героем почти всех героических афинских мифов является Тесей . Афиняне хотели воплотить в Тесее, подобно тому, как сделали доряне с Гераклом, все подвиги и великие дела афинского мифологического цикла. Но афинский герой Тесей никогда не пользовался такой славой у всех греков, как Геракл, хотя для придания славы и блеска имени Тесея ему приписывали подвиги, являющиеся точной копией с .

Тесей - сын афинского царя Эгея и Эфры, потомок . Тесей родился близ Трезены, и его воспитал дед его, мудрый Питфей. обучал Тесея верховой езде, стрельбе и разным гимнастическим упражнениям.

Эгей, отправляясь в Афины, положил под большой и тяжелый камень свой меч и сандалии и сказал своей жене, чтобы она прислала к нему Тесея тогда только, когда он сдвинет с места этот камень и найдет меч и сандалии.

Шестнадцатилетний Тесей поднял камень, вооружился мечом, надел сандалии и отправился в Афины искать отца и славы.

Античный барельеф, находящийся в музее Кампанском, изображает молодого героя Тесея, окруженного родными, поднимающим камень.

Подходя к Афинам, Тесей был осмеян толпой молодых афинян за свою длинную одежду, считавшуюся у древних афинян признаком изнеженности. Герой Тесей, которого назвали красной девушкой, решил не показываться отцу Эгею, прежде чем не покроет славой свое имя.

ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ

Все окрестности Афин были в ту мифическую эпоху населены разбойниками, которые грабили и убивали прохожих и наводили на страну ужас своими злодеяниями.

Прежде всего Тесей отправился в Эпидавр, где свирепствовал злодей Перифет. Перифет убивал всех прохожих медной дубиной. Герой Тесей убил Перифета и взял себе его дубину.

Затем Тесей отправился на Коринфский перешеек и убил там другого разбойника - Синиса. Разбойник Синис обладал привычкой всех попавших ему в руки путников привязывать за руки и ноги к верхушкам двух деревьев. Тесей подверг Синиса той же участи. На нескольких античных вазах и барельефах изображен этот подвиг героя. Тесей там же учредил в честь бога (Нептуна) Истмийские игры. Возвращаясь с Коринфского перешейка, близ Элевсина Тесей убил страшную кроммионскую свинью Фэю, пожиравшую людей.

Злодей Прокруст обладал не менее оригинальной манией. Прокруст, по-видимому, хотел, чтобы все люди на свете были с ним одинакового роста. У Прокруста было ложе, на которое он клал своих пленников. Если оказывалось, что пленники Прокруста не помещались на Прокрустовом ложе, то он рубил им головы или ноги. Напротив, если Прокрустово ложе оказывалось слишком длинным, разбойник Прокруст вытягивал ноги своих пленников силой, пока не отрывал их.

Убив и Прокруста, Тесей отправился воевать со Скироном, который сбрасывал ограбленных им путников с вершины скалы на песчаный берег моря. Там разбойник Скирон держал черепах, которых откармливал человеческим мясом. Тесей точно так же отдал Скирона на съедение черепахам.

Таким образом, возмездие, это примитивное выражение правосудия у древних греков, играет видную роль во всех мифах о подвигах Тесея. Герой Тесей является в мифах древней Греции, подобно Гераклу, поборником правды, охранителем закона, покровителем угнетенных и грозным противником всех врагов человечества.

Очистив Аттику от злодеев, Тесей решил, что может предстать теперь пред отцом своим Эгеем, и отправился в Афины.

Медея хочет отравить Тесея

Царь Афин Эгей находился тогда в полной зависимости от волшебницы Медеи, с которой Эгей вступил в брак.

Медея опасалась влияния героя-сына на Эгея. Видя, что Эгей не узнаёт Тесея, Медея уговорила царя подать чужестранцу во время пира кубок с отравленным вином.

К счастью для Тесея, герой вынул свой меч, чтобы разрезать мясо, и отец Эгей, узнав его по мечу, вырвал у Тесея кубок, который герой уже собирался поднести к устам. Жестокая Медея принуждена была бежать из Афин.

На многих античных барельефах воспроизведена сцена этого пира. Эгей вырывает кубок у Тесея, а Медея стоит вдали, ожидая действия отравленного ею напитка.

Нить Ариадны в лабиринте Минотавра

Тесей помог отцу Эгею отделаться от племянников, оспаривавших у него афинский престол. Затем Тесей отправился искать дикого марафонского быка, опустошавшего страну. Тесей привел марафонского быка живым в Афины и принес его в жертву Аполлону. Этот марафонский бык, пойманный Тесеем, был не что иное, как , пойманный в свое время Гераклом, а затем отпущенный им на волю.

Вернувшись в Афины, Тесей был поражен печалью, которая там господствовала. На его вопросы Тесею отвечали, что пришло время отправлять дань на остров Крит царю Миносу.

Несколько лет тому назад Минос обвинил Эгея в том, что Эгей убил его сына, и упросил , своего отца, наказать всю страну Эгея. Повелитель богов наслал на нее чуму. Спрошенный афинянами оракул сказал, что чума прекратится лишь тогда, когда они обещают ежегодно посылать на остров Крит семь девушек и семь юношей на съедение чудовищу Минотавру, сыну Пасифаи, жены Миноса, и быка. Теперь наступило время посылать в третий раз эту дань.

Тесей вызвался добровольно отправиться в числе юношей и убить чудовище Минотавра. Исполнить это обещание было нелегко, потому что Минотавр обладал необычайной силой. Кроме того, царь Минос, не желая выставлять его напоказ, держал Минотавра в , построенном изобретателем Дедалом. Кто из смертных попадал в лабиринт Минотавра, не мог уже выйти из него, до того запутаны были там все входы и выходы.

Тесей, сознавая всю опасность предприятия, отправился перед отъездом за советом к оракулу Аполлона, который в свою очередь посоветовал Тесею прибегнуть к покровительству богини .

Афродита внушила Ариадне, дочери Миноса, любовь к прекрасному герою. Ариадна дала Тесею клубок ниток. Конец нити Ариадны оставался у нее в руках для того, чтобы Тесей мог потом по этой путеводной нити найти выход из лабиринта. Тесею удалось, благодаря его ловкости, убить страшного Минотавра и, благодаря нити Ариадны, выбраться из лабиринта.

В благодарность за свое избавление Тесей выстроил богам храм в Трезене.

По мнению многих ученых - исследователей мифологии, победа Тесея над Минотавром является как бы символом того, что древнегреческая религия, делаясь все более мягкой и человечной, стала стремиться к уничтожению человеческих жертв.

Античное искусство довольно часто изображало победу Тесея над Минотавром. Из новейших художников Антонио Канова изваял на эту мифологическую тему две скульптурные группы, которые находятся в музее в Вене.

Ариадна, покинутая Тесеем

Когда Тесей покинул остров Крит, за ним последовала Ариадна, дочь Миноса. Но Тесей, не желая, вероятно, навлечь на себя недовольство афинян вступлением в брак с чужестранкой, покинул Ариадну на острове Наксосе, где увидал бог Дионис.

Такое вероломство героя мифов древней Греции по отношению к девушке, спасшей ему жизнь, является очень неясным и необъясненным поступком в мифологии.

Одни мифы говорят, что Тесей так поступил, повинуясь приказанию , другие же рассказывают, что сам Дионис просил Тесея не увозить далеко Ариадну, которую он себе выбрал в супруги.

Миф об Ариадне, покинутой Тесеем, послужил темой для многих произведений античного искусства. В Геркулануме нашли на стене живописное изображение, представляющее Ариадну на берегу; вдали удаляется корабль Тесея, а бог Эрот, стоя подле Ариадны, проливает слезы вместе с нею.

Когда в начале XVIII века распространилась мода писать портреты современных лиц, придавая им атрибуты и позы героев античной мифологии и окружая их соответствующей обстановкой, французский художник Ларгильер изобразил современную актрису Дюкло в образе Ариадны, но в платье с фижмами и с огромным султаном из перьев на голове.

Черные паруса: миф о названии Эгейского моря

Рассеянность Тесея была причиной смерти Эгея: сын обещал отцу, если победит Минотавра, заменить черные паруса корабля белыми, но забыл это сделать. Царь Эгей, видя возвращающийся корабль Тесея с черными парусами и полагая, что его сын погиб, бросился с высокой башни в море, которое стало с тех пор называться Эгейским.

Амазономахия

Тесей, вступив на престол отца, занялся в первое время устройством своего государства, а затем отправился с Гераклом в поход против .

Тесей вступил в брак с царицей амазонок Антиопой, от которой у него был сын Ипполит. Но, вернувшись на родину, Тесей покинул амазонку Антиопу, чтобы жениться на Федре, сестре Ариадны.

Разгневанные амазонки решили мстить за оскорбление, нанесенное Тесеем их царице, и сделали набег на Аттику, но были побеждены и уничтожены. Эта война с амазонками (амазономахия), которую афиняне считали одним из важнейших фактов в их героической истории, воспроизведена на бесчисленных памятниках античного искусства.

Тесные узы дружбы связывали Тесея с царем лапифов Пирифоем, пригласившим его вместе с другими знатными афинянами на его свадьбу с Гипподамией. Во время свадебного пира произошла знаменитая , из которой Тесей вышел победителем.

Пирифой помог Тесею похитить Елену, но братья ее отняли сестру у Тесея и отдали в супруги спартанскому царю Менелаю.

Пирифой, в свою очередь, попросил Тесея сойти с ним в жилище Плутона и помочь ему похитить богиню Персефону, к которой Пирифой питал сильную любовь. Нелегко было исполнить подобную просьбу, но дружба налагает известные обязанности. Тесею волей-неволей пришлось согласиться и сойти в Аид вместе с Пирифоем.

Эта попытка, однако, окончилась для друзей не только печально, но и постыдно, потому что боги, разгневанные подобной дерзостью, покарали Тесея и Пирифоя следующим образом. Придя в Аид, оба друга присели отдохнуть на камнях; когда же Тесей и Пирифой захотели встать, то, несмотря на все усилия, не могли этого сделать. Друзья Тесей и Пирифой, по воле богов, прилипли к камням, на которых сидели в .

И только Геракл, когда пришел в Аид доставать Кербера (), упросил бога Плутона разрешить ему освободить Тесея.

Что же касается до царя лапифов Пирифоя, то Геракл даже не подумал о том, чтобы вывести и его из столь затруднительного и неловкого положения.

Смерть Тесея

Тесей окончил весьма печально свое земное поприще: он отправился на Скирос посетить царя Ликомеда, который, завидуя силе и храбрости Тесея, решил его погубить. Царь Скироса Ликомед столкнул Тесея со скалы, и славный герой погиб.

В Афинах находились две знаменитые картины, изображавшие Тесея. Одна из них была написана Паррасием, а другая Эвфранором. Художник Эвфранор говорил, что Тесей Паррасия питался розами, тогда как его Тесей питался мясом.

Это меткое замечание, говорит римский писатель Плиний Старший, очень характерно и верно определяло направление двух соперничавших художественных школ древней Греции.

До наших же дней сохранилась прекрасная античная статуя Тесея.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

Мифы Древней Греции

Миф (др.-греч. μῦθος) - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Миф о Дионисе

Диони́с - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в « Одиссее » .

С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами.

Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино. Дионис выходит на пустынный берег моря. Вдали виднелся парус. То был корабль морских разбойников. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль.

Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо : по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. После этогоОн принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал : « Я - Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы! »

Адонис

Адо́нис - в древнегреческой мифологии - по наиболее популярной версии - сын Кинира от его собственной дочери Смирны.

Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса. Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником.

Ему посвящен город Библ.

У финикиян Адонис (Адон в финикийской мифологии) - юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. В Древней Греции праздник Адониса в середине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящён плачу по умершему богу, символизирующем увядание природы. Аргосские женщины оплакивали его. Древние люди считали, что благодаря Адонису расцветали цветы весной и зрели плоды летом, зимой же природа оплакивала ушедшего бога. В знак причастности к культу чарующего красотой бога Адониса женщины стали выращивать цветы в глиняных горшках, которые называли « садами Адониса ». Люди отождествляли его с Дионисом.

Сторонники мифологической школы отождествляли образ мифа об Адонисе с Иисусом Христом.

Богиня любви Афродита влюбилась в сына царя Кипра - прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Забыв обо всем на свете, Афродита проводила время с Адонисом на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова. Она стремилась не расставаться с ним, а покидая его на время, просила быть осторожным, избегать грозных животных, таких, как львы и кабаны. Однажды, когда Афродиты не было рядом, собаки напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, когда кабан бросился на него и нанес
ему смертельную рану.
Узнав о смерти Адониса и тяжело это переживая, Афродита босиком отправилась по горным склонам и ущельям на его поиски, ее нежные ноги оставляли на камнях кровавые следы. Наконец она нашла убитого Адониса и стала горько над ним стенать. Желая навсегда сохранить о нем память, богиня повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где падали капли крови из пораненных ног богини, появились алые розы. Они были роскошными, а их цвет столь же ярок, как и кровь богини. Тогда Зевс сжалился над горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду, богу подземного царства мертвых, каждые полгода отпускать Адониса на землю из царства теней. Проведя полгода в царстве Аида, Адонис на то же время возвращается на землю навстречу ярким лучам солнца и объятиям златой Афродиты. Вся природа ликует, радуясь их любви

Прометей

Промете́й - в древнегреческой мифологии титан, царь скифов, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены.

Имя титана « Прометей » означает « мыслящий прежде » , « предвидящий » (в противоположность имени его брата Эпиметея, « думающего после » ) и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, « размышлять » , « познавать » .

Миф о Прометее

Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием; в более детализированной версии, изложенной Проперцием - вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер.

И видел на её дне красноватую землю. Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь - лишь кости. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

Похищение огня

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста унёс его с Олимпа и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

В истолковании, он изобрёл « огневые палочки » , от которых загорается огонь. По другому толкованию, изучал астрономию, а также постиг причину молний.

За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к Кавказскому хребту. Он был наказан за то что ослушался Зевса. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орёл клевал у Прометея печень, которая в дальнейшем вновь отрастала Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно.




Деметра

Деме́тра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Её имя означает « Мать-Земля »

Миф о Деметре

Была у богини Деметры юная, прекрасная дочь Персефона. Отцом Персефоны был громовержец Зевс. Однажды Персефона со своими подругами, океанидами, беззаботно резвилась на цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы, душистые фиалки, белоснежные лилии и красные гиацинты. Беспечно резвилась Персефона, не ведая той судьбы, которую назначил ей отец Зевс. Не думала Персефона, что не скоро увидит она опять ясный свет солнца, не скоро будет любоваться цветами и вдыхать их сладкий аромат. Зевс отдал в жёны её своему мрачному брату Аиду, и с ним должна жить Персефона во мраке подземного царства, лишённая света горячего южного солнца. Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить её. Он упросил богиню земли Гею вырастить необычный красоты цветок… Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок на Нисейской долине. Персефона увидала цветок, сорвала его. И вдруг разверзлась земля, и на чёрных конях явился Аид и похитил Персефону.

Услышала Деметра крик своей дочери, всюду искала богиня Персефону, но нет её. Она пошла к другим богам за помощью, и Гелиос - солнце ответил ей, что похищена Аидом Персефона. Опечалилась мать. Она покинула Олимп.

Всякий рост на земле прекратился, Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стали обнажёнными. Но всё равно было богине Деметре. Не хотелось Зевсу, чтобы человечество погибло, и упросил Деметру вернуться. Согласилась богиня, только при условии, что Персефона вернётся к ней. Но не мог этого сделать Зевс. И обе стороны договорились, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а на одну треть - возвращаться к мужу Аиду. С тех пор, когда Персефона покидает мать, наступает осень, а когда она возвращается к матери, богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и награждает труд земледельца богатым урожаем .

Тирренские морские разбойники / Древнегреческий миф Дионис покарал и тирренских морских разбойников, но не столько за то, что они не признавали его...

043. Тирренские морские разбойники / Древнегреческий миф

Тирренские морские разбойники / Древнегреческий миф

Дионис покарал и тирренских морских разбойников, но не столько за то, что они не признавали его богом, сколько за то зло, которое они хотели причинить ему как простому смертному.

Однажды стоял юный Дионис на берегу лазурного моря. Морской ветерок ласково играл его темными кудрями и чуть шевелил складки пурпурного плаща, спадавшего со стройных плеч юного бога. Вдали в море показался корабль; он быстро приближался к берегу. Когда корабль был уже близко, увидали моряки - это были тирренские морские разбойники - дивного юношу на пустынном морском берегу. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль. Разбойники и не подозревали, что захватили в плен бога. Ликовали разбойники, что такая богатая добыча попала им в руки. Они были уверены, что много золота выручат за столь прекрасного юношу, продав его в рабство. Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Он же сидел и глядел на разбойников со спокойной улыбкой. Когда кормчий увидал, что цепи не держатся на руках юноши, он со страхом сказал своим товарищам:

Несчастные! Что мы делаем? Уж не бога ли мы хотим сковать? Смотрите, - даже наш корабль едва держит его! Не сам ли Зевс это, не сребролукий ли Аполлон или колебатель земли Посейдон? Нет, не похож он на смертного! Это один из богов, живущих на светлом Олимпе. Отпустите его скорее, высадите на землю. Как бы не созвал он буйных ветров и не поднял бы на море грозной бури!

Но капитан со злобой ответил мудрому кормчему:

Презренный! Смотри, ветер попутный! Быстро понесется корабль наш по волнам безбрежного моря. О юноше же мы позаботимся потом. Мы приплывем в Египет или на Кипр, или в далекую страну гипербореев и там продадим его; пусть-ка там поищет этот юноша своих друзей и братьев. Нет, нам послали его боги!

Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; всюду появились прекрасные плоды; уключины весел обвили гирлянды цветов. Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На палубе корабля появилась косматая медведица; страшно оскалила она свою пасть.

В ужасе бросились разбойники на корму и столпились вокруг кормчего. Громадным прыжком лев бросился на капитана и растерзал его. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. Кормчего же пощадил Дионис. Он принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал кормчему:

Не бойся! Я полюбил тебя. Я - Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы!

Дионис покарал и тирренских морских разбойников, но не столько за то, что они не признавали его богом, сколько за то зло, которое они хотели причинить ему как простому смертному.

Однажды стоял юный Дионис на берегу лазурного моря. Морской ветерок ласково играл его темными кудрями и чуть шевелил складки пурпурного плаща, спадавшего со стройных плеч юного бога. Вдали в море показался корабль; он быстро приближался к берегу. Когда корабль был уже близко, увидали моряки - это были тирренские морские разбойники - дивного юношу на пустынном морском берегу. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль. Разбойники и не подозревали, что захватили в плен бога. Ликовали разбойники, что такая богатая добыча попала им в руки. Они были уверены, что много золота выручат за столь прекрасного юношу, продав его в рабство. Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Он же сидел и глядел на разбойников со спокойной улыбкой. Когда кормчий увидал, что цепи не держатся на руках юноши, он со страхом сказал своим товарищам:

Несчастные! Что мы делаем? Уж не бога ли мы хотим сковать? Смотрите, - даже наш корабль едва держит его! Не сам ли Зевс это, не сребролукий ли Аполлон или колебатель земли Посейдон? Нет, не похож он на смертного! Это один из богов, живущих на светлом Олимпе. Отпустите его скорее, высадите на землю. Как бы не созвал он буйных ветров и не поднял бы на море грозной бури!

Но капитан со злобой ответил мудрому кормчему:

Презренный! Смотри, ветер попутный! Быстро понесется корабль наш по волнам безбрежного моря. О юноше же мы позаботимся потом. Мы приплывем в Египет или на Кипр, или в далекую страну гипербореев и там продадим его; пусть-ка там поищет этот юноша своих друзей и братьев. Нет, нам послали его боги!

Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; всюду появились прекрасные плоды; уключины весел обвили гирлянды цветов. Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На палубе корабля появилась косматая медведица; страшно оскалила она свою пасть.

В ужасе бросились разбойники на корму и столпились вокруг кормчего. Громадным прыжком лев бросился на капитана и растерзал его. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. Кормчего же пощадил Дионис. Он принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал кормчему:

Не бойся! Я полюбил тебя. Я - Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы!