Самоанализ занятия по подготовке детей к обучению грамоте. Современные требования и опыт проведения занятий по обучению грамоте Анализ занятия по грамоте в подготов группе

Структура тематических фронтальных занятий по обучению грамоте

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? ” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление) .

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

3. Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • - уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
  • - уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;
  • - звуки обозначаются цветными символами.

5. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.

Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются:

  • - в снятии усталости напряжения;
  • - во внесении эмоционального заряда;
  • - в совершенствовании общей моторики;
  • - в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

7. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

8. Формирование навыков чтения и печатания.

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?

9. Подводится итог занятия.

Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным, кто успешнее справился с заданиями и т. д.

КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

Самоанализ

занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте в

на тему:

«Звук и буква В. Анализ обратных слогов»

учитель-дефектолог

Давыдова Ирина Васильевна

Февраль 2016 г.

Самоанализ

занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте в старшей группе дошкольного общего образования

для детей с задержкой психического развития

на тему «Звук и буква В. Анализ обратных слогов»

Данное занятие является частью системы занятий по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Тип занятия по цели организации: занятие по закреплению знаний, умений и навыков.

Цель : закрепление звука в , буквы В, навыков звуко-буквенного анализа обратных слогов.

Задачи:

1. Образовательные: закрепить артикуляцию и характеристику звука [в], понятия: «гласный звук», «согласный звук», «звонкий согласный звук», «звук и буква», умение различать звуки [в]- [в]` по твёрдости-мягкости в слогах и словах, букву В ; упражнять в условном обозначении гласных и согласных звуков звуковыми символами (фишками), в звуко-буквенном анализе обратных слогов, в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, формы мн. ч существительных, Р.п. мн.ч. сущ.

2. Коррекционно-развивающие: развивать произвольное внимание, фонематическое восприятие, память, мышление (аналитико-синтетическую деятельность), пальцевую моторику, речевую функцию, общеучебные умения и навыки.

3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебным занятиям.

Успешность обучения зависит от эмоционального благополучия (комфорта) ребёнка, от правильной организации совместной деятельности ребёнка и взрослого. Поэтому старалась вовлечь и включить ребёнка в такую работу с первых же минут занятия. Организационный момент, который использовался, направлен на создание положительных эмоций, которые в свою очередь способствуют формированию желания учиться, т.е. учебной мотивации, что очень ценно и важно для дальнейшего обучения.

Коррекционную направленность начала занятия обеспечила игра «4-й лишний», цель которой: развитие произвольного внимания, памяти и мышления, в частности аналитико-синтетической деятельности. Эта игра позволила активизировать высшие психические функции (ВПФ), а именно те познавательные процессы, которые были необходимы ребёнку для успешного восприятия и усвоения дальнейшего материала.

Известно, что изучение или закрепление материала всегда должно базироваться на основе повторения пройденного, т.е. актуализации прежних знаний. На этом этапе занятия основной акцент всегда делаю на работу с гласными звуками , ведь именно они несут слогообразующую функцию (выделение, узнавание по звуковым символам, общая характеристика гласных звуков, пение отдельных звуков, а также звукокомплекса из 3 изученных гласных звуков «звуковая дорожка»). Здесь я использовала элементы компьютерных технологий и методику Ткаченко Т.А.: методика сочетания координированных движений пальцев рук с произнесением гласных звуков , т.е. ребёнок проговаривал гласные звуки в сочетании с движениями пальцев рук, которые символизировали движения губ («разговаривал» пальцами), произносил гласные звуки с опорой на зрительный и тактильный контроль . Движения пальцев рук для проговаривания гласных звуков использовала и в качестве голосовых упражнений (звуковая распевка). Такая целенаправленная и систематическая работа является профилактикой и предупреждением дальнейших ошибок при чтении и письме. Кроме того, когда ребёнок поёт, это даёт хорошую нагрузку губам, нёбно-глоточному кольцу, гортани; в работу включаются лёгкие и диафрагма, в результате чего развивается речевое дыхание.

Тема занятия определена проблемно-поисковым способом и доведена в занимательной форме. Ребёнок отгадал загадку, которая позволила плавно перейти непосредственно к самой теме. Считаю, что такая игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает интерес к ней, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание ребёнка к изучаемому звуку и букве, которой он обозначается.

Остановлюсь на методах и приёмах, которые использовались в ход реализации самой темы занятия. Это, прежде всего, интонационное выделение звуков, что является базой осуществления любого звукового анализа. Особое внимание уделяла артикуляции и характеристики звуков (секреты звука в) . Это тоже основное средство при работе над звуковым составом слогов, слов. В процессе этой работы у детей постепенно создаются чёткие речедвигательные образы звуков, в результате чего им легче дифференцировать звуки: гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие.

Однако все эти понятия для дошкольника абстрактны. Для того, чтобы облегчить их осмысленное запоминание и увеличить объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, использовала элементы мнемотехники (мнеморяд). Её суть заключается в следующем: на каждое понятие (слово) используются картинки-опоры, которые добавляют визуальный анализатор, который в свою очередь прекрасно компенсирует недостаточно развитый фонематический слух.

Самым эффективным способом использования таких наглядных опор я считаю не показывать ребенку готовую карточку, а вовлечь малыша в ее изготовление, то есть он сам вырезал чёрный квадрат, мы вместе наклеивали картинки-ассоциации (колокольчик, камень, вата) для запоминания секретов звука в. Таким образом, все секреты звука изобразили наглядно-образно. Глядя на эти опорные картинки-запоминалки, ребёнку легче вспоминать изучаемые понятия.

При работе по различению звуков по твёрдости-мягкости применяла приёмы телесноориентированной техники, в частности биоэнергопластики: способ «растяжки» – чередование напряжения и расслабления в кистях рук (камень - вата), что нормализуют гипертонус и гипотонус ручных мышц и подготавливает руку ребёнка к письму.

В связи с тем, что отработка умений и навыков идёт сначала на наглядной основе и постепенно осуществляется переход от «внешних» (практических) действий к умственным, то игра «Камень-вата» выполнялась на разных уровнях сложности, т.е. отработка умения различать звуки по твёрдости-мягкости в слогах проводилась в двух вариантах: сначала с опорой на предметные символы, а затем задание выполнялось уже в умственном плане без использования готовых наглядных опор.

Проводила работу над зрительным образом букв, включающую: анализ пространственного расположения её элементов, узнавание и выделение среди других. Использовала технику изо-терапии: рисование буквы В на манке.

В заключительной части занятии ребёнок моделировал звуко-буквенный состав обратных слогов (слов). Это очень трудный вид мыслительной деятельности, требующий умения анализировать и синтезировать. Для развития познавательного отношения к языку использую такие виды заданий, как «превращение»: как один слог превратить в другой? Что нужно сделать, чтобы слог АВ превратился в УВ и т.д.

При чтении слогов, зашифрованных в цветных геометрических формах, использовались элементы технологии ТРИЗа (теории решения изобретательных задач).

Таким образом, в течение занятия у ребёнка происходила обработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех его анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных), в результате чего сенсорный опыт в области русского языка развивается и совершенствуется.

Обучение проводилось на основе активных способов познания, продуктивной обработке информации, а именно использовала деятельностный подход, наглядно-действенную и предметно-практическую деятельность, что способствует более осознанному и прочному усвоению учебной информации и является обязательным условием обучения детей с ОВЗ.

Старалась обеспечить динамичность восприятия (задания по нарастающей трудности, предусматривающие «пошаговость» от простого к сложному; смен видов деятельности, способов поддержки: сначала вместе, затем – сам, т.е. навыки отрабатываются путём поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной; закрепление одного и того же навыка на разном материале, что кроме того способствует и развитию познавательной активности).

Форма проведения занятия - игровая. Известно, что слабая познавательная активность, недоразвитие познавательной деятельности в целом характерно для детей с ЗПР. Интерес к окружающему миру, к процессу познания слабый, поверхностный, фрагментарный. В связи с этим старалась активизировать познавательный интерес как средство развития мотивационного компонента деятельности за счёт использования игровых и занимательных моментов.

Активный двигательный режим, динамичная пауза, гимнастика для глаз, пальчиковые упражнения способствовали эдоровьесбережению ребёнка. Физкультминутка связана с темой занятия и являетя переходным мостиком к следующей его части.

В ходе занятия были реализованы межпредметные связи: связь со всеми разделами адаптированной программы: развитие элементарных математических представлений, развитие речи и ознакомление с окружающим, прослеживалась воспитательная направленность.

С целью повышения осознанности закрепляемого материала работа по развитию речевых умений и навыков вплетена в процесс развития мыслительной деятельности. Таким образом, непосредственная работа по развитию речи пронизывала весь ход занятия: лексико-грамматическая работа, развитие навыков связной речи, контроль за правильным произношением поставленных звуков.

Характер учебных заданий: коррекционно-развивающий. Т.е. все учебные умения и навыки закрепляла и отрабатывала на основе формирования у ребёнка приёмов умственной деятельности, развития ВПФ (коррекционный компонент).

При подведении итогов занятия определяли его результативность и практическую значимость: чему научились? А самое главное: зачем нужны эти знания, как их можно применить в жизни? Использовались приёмы рефлексии для дошкольников: самооценка деятельности по её результатам . с помощью жестов и движений.

В заключительном «аккорде» занятия прозвучала индивидуальная положительная оценка (внимателен, послушен и старателен) и позитивный настрой на дальнейшее обучение.

Считаю, что задачи занятия полностью реализованы, цель достигнута. Ребёнок заинтересован, активен. Адекватность ответов свидетельствует о хорошем усвоении материала. На основе собственного сенсорного опыта выделяет существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных, различает звуки по твёрдости-мягкости, умеет определить звонкий звук или глухой, владеет навыком обозначения звуков звуковыми символами (фишками), навыками звуко-буквенного анализа обратных слогов, знает изученные буквы, читает обратные слоги. У ребёнка постепенно формируются и общеучебные умения и навыки: умение действовать в соответствии с учебной инструкции, в соответствии с образцом, умение анализировать, обобщать, сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, первоначальные навыки самостоятельной работы, навыки самоконтроля, что способствует успешной подготовки ребёнка к дальнейшему школьному обучению.

Таким образом, намеченный план выполнен полностью, задачи реализованы в полном объёме.

Конспект


ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: Закрепление знаний по теме «Предложение» «Подарок для мамы» ЦЕЛЬ - Закрепить и обобщить знания о предложении. ЗАДАЧИ Обучающие: - совершенствовать умение составлять предложения по картинке, определять количество слов в предложении; - закреплять умение составлять схему предложения, обозначая начало и конец; - упражнять в образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, в подборе прилагательных и глаголов к заданному существительному; - закреплять умение разгадывать загадки, пополнять словарный запас. Развивающая: - развивать умение обводить по пунктиру в тетради, заштриховывать по образцу рисунок. Воспитательная: - воспитывать доброту, ласку, уважение и ответственность в отношении к маме; - ОБОРУДОВАНИЕ: Диск; песня «Мама»; плоскостные цветы из цветного картона (ромашка, подсолнух, колокольчик), на обороте которых знаки пунктуации (точка, вопросительный знак, запятая); мольберт с картинкой «Мама»; загадки о цветах; детали для индивидуального составления схемы предложения; индивидуальные карточки; простой карандаш. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Организационный момент. Стук в дверь. Воспитатель вместе с детьми открывает дверь, на полу лежит конверт, а вокруг никого. В: Смотрите, что это? (конверт) Интересно, интересно кому же это письмо адресовано? Д.С № 13 группа №8. А от кого? Напоминание от мудрой Совы. И что же в нём? Посмотрим? А вы не боитесь?
Тогда открываю. Что это, ребята? (диск) Вы хотите узнать, что за напоминание на этом диске? Воспитатель включает воспроизведение диска. На нём картины с изображением мамы в сопровождении песни «Мама жизнь подарила». В: Интересное послание, почему песня о маме? О чём нам хочет напомнить мудрая Сова? (Скоро день матери.) Что надо делать в этот день? (Дарить мамам подарки, и благодарить её). За что мы будем благодарить наших мам? (За то, что они заботятся о нас, готовят нам пищу, стирают нашу одежду, убирают в доме, за то, что они нас любят). Что можно подарить маме в этот праздник? (торт, открытку, книгу, цветы, рисунок, прочитать стихотворение, спеть песенку, помочь в работе по дому) В: Красивым подарком будут цветы, но сейчас поздняя осень. Цветы завяли, высохли. А вы верите в чудеса? Где происходят чудеса? Предлагаю отправиться в сказку, на волшебную поляну цветов. Нам нужно взять с собой корзинки для цветов. А поможет нам попасть в сказку волшебная музыка. Предлагаю присесть на ковёр, ведь дорога наша не из лёгких. Закроем глазки ладошками, чур, не подглядывать, чтобы сказку не спугнуть. (Дети закрывают глаза, звучит музыка.) В это время воспитатель располагает вокруг детей, в хаотичном порядке, плоскостные цветы из цветного картона, декорации (деревья). В: Какая красивая поляна, прекрасные цветы. Ребята вам они нравятся? Вы хотите подарить их своим мамам? Но жители сказочной страны не хотят нам их просто так отдавать, нам нужно выполнить их сложные задания. Вы к этому готовы? А может, вернёмся? Нет. Тогда будьте внимательны! Начинаем. С каких цветов начнём, нам поможет узнать загадка. «Белая корзинка – Золотое донце, В ней лежит росинка, И сверкает солнце» Возьмите в руки, каждый по ромашке. Что у него с обратной стороны? Какой это знак? Вопросительный знак приготовил первое задание. На мольберте картина закрытая тканью. Что это? Кто на картине? Какая мама? (добрая, умная, красивая, заботливая, весёлая). Что мама делает на картинке? (варит, готовит). Что готовит ваша мама? Составьте предложения по этой картинке, используя
слова которые мы вспомнили. Какое предложение, по-вашему, самое красивое? Хотите его записать схематически? Тогда займите свои места за столами. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? второе?... Как обозначаем начало предложения? Что будет в конце предложения. Молодцы теперь ромашки наши, можем поместить их в наши корзинки. Какой цветок будет следующим? Слушаем загадку. «У извилистой дорожки, Растёт солнышко на ножке. Как дозреет солнышко, Будет горстка зёрнышек». Правильно, это подсолнух. А что же у него с обратной стороны? Запятая. Её задание такое: вам нужно правильно назвать детёнышей сказочных зверей. «На водопой». Как-то раз лесной тропой Звери шли на водопой. (Идут по кругу.) За мамой лисицей крались … лисята. (Крадутся на носочках.) За мамой ежихой катились … ежата. (Двигаются в полуприсяде.) За мамой медведицей шли … медвежата. (Идут вперевалку.) За мамою белкой скакали … бельчата. (Двигаются прыжками.) За мамой зайчихой – косые … зайчата. (Прыгают, сделав ушки из ладоней.) Волчица вела за собою … волчат. (Крадутся большими шагами.) Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются в круг лицом, делают лакательные движения.) Молодцы! Подсолнухи мы тоже заслужили. Складываем их в свои корзинки. Продолжаем? «То, фиолетовый, то голубой, Он на опушке встречался с тобой. Названье ему очень звонкое дали, Но только звенеть он сумеет едва ли». Д: Это колокольчик. Посмотрим, какой знак у него на обороте. Точка.
Точка задаёт третье, последнее задание. Чтобы колокольчики забрать мы должны их оживить в наших карточках. Будем выполнять задание точки? Тогда по местам! Посмотрите, Точка нам образец оставила. Дети обводят по пунктиру колокольчики и штрихуют их волнистой линией слева направо. В: Наши колокольчики расцвели даже поздней осенью. Вот чудо! Теперь у каждого из вас в корзинке по три цветка, назовём их. Этот подарок можно подарить мамам. Я думаю, они будут довольны. Ну а нам пора возвращаться. На ковёр самолёт! (Звучит волшебная музыка). Итог занятия Наше путешествие закончилось, мы снова в детском саду. Вам понравилось? Какое задание было самое сложное? Какое самое интересное? Спасибо вам дети за замечательное путешествие.
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

План-конспект занятия

на тему:

«Звуковой анализ слова»

Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

объединения « Радуга»

Р.Г. Тихонова

Тимашевск

2015

Тема занятия : Звуковой анализ слова.

Цель занятия :

Задачи: Образовательные: -

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудовани е: мультимедийная презентация ; буквы, слоги, карточки для моделей слов, таблички с картинками, тетрадь «Гласные и согласные», цветные карандаши, смайлики.

Предварительная работа:

«Звуковой анализ слов» - это VIII раздел дополнительной общеобразовательной программы. Обучающиеся уже выучили все буквы, умеют читать и знают стихи про каждую гласную букву. С помощью карточек научились составлять звуковые модели слов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

II . Сообщение темы и цели занятия:

Сегодня мы закрепим полученные знания по теме: «Звуковой анализ слова».

III. Актуализация опорных знаний.

1Артикуляционная гимнастика: А О У С Ш Б П Ы И Д Т 2. Подготовка к анализу слов.

На какие две группы можно разделить все буквы?

Дети: гласные и согласные.

Назовите все гласные буквы.

Дети: а я о ё у ю ы и э е.

3. Игра « Узнай меня ». Дети по выбору читают стихи про гласные буквы.

(Приложение №1.)

4.Физминутка: «Буква А».

IV. Упражнения с переносом знаний в новые условия .

1 .Игра « Слово рассыпалось ». и л с а

Назвать звуки, которые обозначают эти буквы;

Собери слоги (ил, ли, са, си, ас,ла) Печатание на доске.

Собери слова (сила, лиса)

Составь предложения

Дети: Лиса живёт в норе. Лиса питается мышками.

2 .Работа в тетради:

Составь модели слов: кит, лист. (Работа в парах).

3 . Слайды №3-5. Игра «Назови первый звук и собери слово ».

(Картинки: ключ, облако, шарик, кофта, арбуз - кошка)

Дети: первые звуки К,О, Ш, К, А; получилось слово «кошка».

Дайте характеристику согласным звукам.

Дети: Звуки бывают: твёрдые - мягкие; звонкие – глухие; парные – непарные.

4 . Релаксация.

Всё назвали по порядку,

Приглашаю на зарядку!

Мелкие шажки: раз-два – три,

Лёгкие прыжки: раз – два – три,

Мягкая посадка: раз - два – три.

5 . Игра « Угадай слово ». (На доске серия картинок: гном, дом, ваза, машина, цапля, зонт, аист, сорока, арбуз).

Это слово начинается со звонкого непарного согласного.

Дети: Машина.

Это слово начинается с глухого парного согласного.

Дети: Сорока.

6 . Слайды №6 - 9. Сообщение детей о сороке. (Приложение №2).

7. Развитие речи . Слайды №10-13.

1.Отгадай загадки. (Приложение №3)

2.Собери слова из слогов (со-ро-ка, во-ро-на, со-ва, си-ни-ца).

3.Расскажи, как можно помочь птицам зимой?

Дети: Повесить в саду кормушки и насыпать туда корм.

V.Результативность работы.

- Итак, ребята, наше занятие заканчивается. Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Отвечали чётко, правильно, уверенно. Показали, что вы умеете делать анализ слов, работать в парах, помогать друг другу. Мне понравилось, как вы читали стихи и рассказывали о сороке.

VI. Рефлексия .

А какова ваша оценка своих умений и навыков?

Прикрепите на тетрадь смайлик:

Красный - который соответствует: « Всё отлично! Я доволен!»

Синий - « У меня всё хорошо»

Жёлтый – « Что-то не получилось!»

Всем спасибо за работу!

Литература:

1.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.,2008.

2.Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. О. С. Ушаковой. М.,2011.

3.Максакова А. И., Тумакова Г.А. Учите играя. М., 2008.

4.Волина В. В. Праздник Букваря. М., 1995.

5.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2008.

Методические материалы к занятию по теме: « Звуковой анализ слова »

Приложение №1.

Стихи.

1.Буквой «А» поставим ноги,

Словно в танце руки в бок.

«Влево-вправо, влево - вправо».

Получается на славу.

«Молодец! Садись дружок!» (А)

2.Ослик был сегодня зол,

Он узнал, что он осёл. (О)

3.Улитка спокойно ползла по дорожке,

Увидела муху и спрятала рожки. (У)

4.А бедняжка буква «Ы»

Ходит с палочкой. Увы! (Ы)

5.Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

«Сколько здесь дощечек?» - «Три!»

«А какая буква?» - (И)

Приложение №2.

Много прозвищ дали сороке люди - сорока-воровка, сорока - белобока. Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. В середине лета сорока меняет оперение. В это время она прячется в лесу.

Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся. У этих птиц характерный голос – резкое стрекотание, похоже на “Ча – ча – ча”.

А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей, а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом.

В апреле – мае сорока – мама откладывает в гнездо 5–8 яиц и насиживает их. Примерно через 2 недели появляются на свет сорочата. Через месяц птенцы покидают гнездо, но еще не улетают далеко от родителей.

Зимой сорока переселяется поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так трудно пережить долгую холодную зиму.

Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами.

Приложение №3.

Загадки.

1.Непоседа птица эта,
Одного с берёзой цвета.
Верещунья, белобока,
А зовут её … (Сорока)

2.Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
А кто она? … (Ворона)

3.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
И полоска шарфика. (Синица)

4.Днём спит,

А ночью летает,

Прохожих в лесу пугает. (Сова)

Самоанализ занятия по обучению грамоте.

Тема занятия по обучению грамоте: «Звуковой анализ слова».

Цель занятия: закрепить знания, умения и навыки по разделу «Звуковой анализ слова».

Задачи: Образовательные: - повторить с детьми материал по звуковому анализу и синтезу слов; - закрепить умения детей делить слова на слоги; выполнять модели слов; - обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать связную речь, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;

Совершенствовать графический навык письма;

- закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные:

- формирование культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания .

Тип занятия - закрепление, оно включает в себя следующие этапы:

1.Актуализация опорных знаний.

2.Упражнения с переносом знаний в новые условия.

3.Результативность.

4.Рефлексия.

Форма проведения: интегрированное занятие.

Данная форма позволила обобщить большой объём знаний по обучению грамоте и реализовать цель занятия.

При проведении занятия я ориентировалась на следующие принципы обучения:

Принцип наглядности;

Принцип доступности и посильности.

В ходе занятия были организованы виды работ :

Фронтальная;

Индивидуальная;

Коллективная.

Занятие проходило в системно – деятельностном ключе, который является приоритетным в Стандартах второго поколения.

Материал для непосредственно – образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Занятие было организованно с опорой на предыдущие знания детей, на их жизненный опыт. Занятие сопровождалось мультимедийной презентацией, которая была помощницей на определённых этапах занятия.

Занятие вызвало интерес, так как каждый из воспитанников смог проявить себя в разных видах деятельности, а смена этапов постоянно поддерживала интерес и активность к предлагаемой деятельности.

Психологическая атмосфера на занятии по обучению грамоте была доброжелательной, все обучающиеся проявили заинтересованность. Темп занятия высокий.

Контроль над деятельностью детей организовывался на каждом этапе. Итог работы подведён. Цель занятия достигнута.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА «ЁЛОЧКА»

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Самоанализ логопедического занятия по обучению грамоте.

Тема: «Звук и буква Т» для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.

МДОАУ д/с «Ёлочка»

Учитель-логопед:

Малукова С.Н.

г.Пыть-Ях

Занятие представлено выше

На занятии присутствовали дети старшей группы (12 человек), имеющие логопедическое заключение: стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Занятие соответствовало требованиям общеобразовательной программы (программа от рождения до школы под редакцией Вераксы) , плану коррекционной работы.

Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения (сочетает в себе элементы игры и обучения) . Также были использованы технологии развивающего (направленность на интеллектуальное развитие) и личностно-ориентированного обучения (развить и поддержать самоценную активность ребенка) , что повысило мотивацию детей к коррекционно-образовательному процессу. (Технология это совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве).

Цель : Закрепить слуховой и зрительный образ звука и буквы "Т".

Образовательные:

Автоматизировать звук изолированно в слогах, в словах;

Учить анализировать артикуляцию и давать характеристику звука

Коррекционные:

Развивать зрительно-логическое внимание и зрительную память, используя таблицу и кубики Зайцева;

Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, используя специальные упражнения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

Воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.

Интеграция образовательных областей: коммуникация (дети упражнялись в речевом общении) ; познание (расширение знаний о звуках и буквах) .

При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики (обучение) , которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные и гендерные особенности (особенности, связанные с признаками половой принадлежности) детей, а также уровни их развития.

Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учетом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости), наглядно-словесные инструкции предъявлялись точно и четко.

Технология построения занятия с точки зрения деятельностного подхода (нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит мыслить) состоит из следующих аспектов. Занятие проходило в несколько взаимосвязанных этапов.

Занятие проводилось в музыкальном зале, в первой половине дня.

Музыкальный зал был разбит на зоны:

Зона для просмотра кубиков и таблиц Зайцева

Игровая зона и двигательной деятельности

Зона познавательной деятельности

Такое зонирование пространства позволило детям в процессе всех видов деятельности переходить от одного вида задания к другому, не затрачивая лишнее время.

Положительный психологический настрой был создан в начале занятия, что создавало готовность детей заниматься, общаться с педагогом, друг с другом.

Далее я использовала такой прием как речевая разминка - уникальный оздоровительный метод для выработки хорошей дикции. Приступая к пропеванию складов на кубиках дети отрабатывали шумный, протяжный выдох в содружестве с движениями рук (переворачивали кубик на соответствующий склад) и глаз(зрительно следили).

Работу по теме создала игра - соревнование. Применяя такие приемы дети развивали умение работать в группе, учились переключаемости с одного поля деятельности на другое, что способствовало развитию активности и концентрации внимания.

Во время занятия по обучению грамоте старалась не уточнять звук или буква, не использовать название букв алфавита.

Думаю, что надо меньше заниматься фонетикой и только тогда можно сохранить грамотность. Т.к. дети дошкольного возраста как правило все правополушарные, то звуко-буквенный анализ проводить вредно.

Дети не могут на слух правильно слышать слова, если и могут, то в будущем на письме развитие фонематического слуха неправильно скажется на их учебе, поэтому я предлагала слово видеть и определять позицию сначала буквы, раз мы видим ее в слове, а потом и на слух, т.е.закрепляли зрительный образ. Считаю, что наше обучение невозможно без зрительно-логического восприятия, т.к. в этом возрасте дети еще не знают букв.

Во время беседы деятельность детей была осознанной, самостоятельной. Дети отвечали на вопросы, соблюдали культуру общения, создавались условия для обмена мнениями, самостоятельных высказываний. Не всем детям давалось это легко, некоторые дети затруднялись с ответом.

Рефлексия с помощью вопросов к детям. На заключительном этапе прошло обсуждение полученных знаний.

Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. На каждом этапе были использованы целесообразные методы и приемы, позволяющие активизировать самостоятельность детей при выполнении заданий. Быстрая смена заданий и упражнений не давала возможности детям отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия играми, оно продолжалось 22 минуты.

Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинки, кубики, таблицы ).

Использовались здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижные игры для коррекции общей моторики, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Было обращено внимание на санитарно-гигиенические требования: освещение, безопасность, воздушный и тепловой режим.

На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. Я старалась достичь запланированной цели. Это можно определить по ответам и поступкам детей, их интересу и желанию выполнять задания. Считаю, что занятие прошло успешно, поставленные задачи выполнены. Дети старались отвечать правильно, проговаривая поставленные звуки. Проверяя какой звук: глухой или звонкий, дети определяли кладя руку на горло (а не на шею, т.к. нельзя закрывать уши проверяя какой звук, таким образом мы даем нагрузку на барабанную перепонку) или смотрели на соответствующий кубик, склад на таблице.

Я знаю своих детей, некоторые усваивают быстро, отвечают быстро, а другим надо время подумать, поразмыслить, поэтому их я не торопила с ответом, ждала, т. е. к каждому находила индивидуальный подход.

В дальнейшем будем продолжать работу по развитию всех компонентов устной речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную и связную речь); пополнять и активизировать словарь детей. Работать над постановкой звуков.

Ну и в завершении, хотелось бы сказать, почему я решила совместить "рядовое" занятие по обучению грамоте с применением кубиков Зайцева? Что бы воспитатели не боялись пользоваться кубиками Зайцева на своих занятиях по обучению грамоте.

Ребенок по своей природе не может делать то, что предусмотрено программой Министерства образования и поэтому я составила свой конспект.

У каждого ребенка свой темп обучаемости и потому я решила взять кубики Зайцева. Это мое НОУ -ХАУ, в положении логопеда такого нет, но я вижу что это помогает мне в работе и значит это может быть. Думаю, что мы можем работать так как нам удобно и подстраиваясь под наших детей.