Рязанское высшее военное командное училище. Школы вдв

ПРАВИЛА ПРИЕМА

в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное ордена Суворова дважды Краснознаменное училище

имени генерала армии В. Ф. Маргелова в 2020 году

1. Настоящие Правила регламентируют прием граждан РФ в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф.Маргелова для обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №185 от 7 апреля 2015 года «Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министра обороны Российской Федерации».

Количество кандидатов, подлежащих зачислению курсантами на первые курсы по каждой военной специальности (специализации), определяется ежегодными расчетами комплектования первых курсов вузов переменным составом, разрабатываемыми Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Полная информация о поступлении содержится на сайте училища: rvvdku.mil.ru, электронный адрес: [email protected].

2. Прием в РВВДКУ на первый курс проводится на конкурсной основе с 1 июля . Для обучения в училище принимаются граждане, годные по состоянию здоровья для прохождения службы в Воздушно-десантных войсках :

не проходившие военную службу - до 22 лет ;

прошедшие военную службу, военнослужащие по призыву - в возрасте до 24 лет ;

военнослужащие по контракту - до 27 лет (возраст определяется на 1 августа года поступления) .

В качестве кандидатов на поступление в высшие военно-учебные заведения на обучение курсантами по программам со средней военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане, до достижения ими возраста 30 лет .

Условия приема для обучения по программам высшего образования

3. Для граждан, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, условия приема для обучения по программам высшего образования включают в себя:

1) оценку уровня общеобразовательной подготовки (по результатам ЕГЭ):

«Управление персоналом», ЕГЭ: математика, русский язык, обществознание. (ЮНОШИ );

«Перевод и переводоведение», ЕГЭ: иностранный язык (английский, немецкий), русский язык, история. (ЮНОШИ );

«Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи», ЕГЭ: физика, математика, русский язык. (ЮНОШИ , ДЕВУШКИ ).

2) определение годности по состоянию здоровья;

3) оценку уровня физической подготовленности;

В соответствии с указаниями Минобрнауки РФ прием в 2019 году допускается по результатам ЕГЭ, подтвержденным свидетельствами о ЕГЭ, выданными в 2015 , 2016 , 2017 и 2018 годах и действующими 4 года.

Условия приема для обучения по программам среднего образования

4. Для граждан, имеющих среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, условия приема для обучения по программам среднего образования включают в себя:

1) определение годности по состоянию здоровья;

2) оценку уровня физической подготовленности;

4) без оценки уровня общеобразовательной подготовки.

Порядок подачи документов

5. Для поступления в училище кандидаты до 1 апреля подают заявление в военный комиссариат по месту жительства (военнослужащие - рапорт по команде) и оформляют документы. Прием документов в училище осуществляется до 20 мая (а на кандидатов из числа военнослужащих - до 15 мая). После рассмотрения приемной комиссией документов кандидатов через областные военные комиссариаты высылаются вызовы.

6. Кандидаты, имеющие среднее профессиональное образование, а также отдельные категории кандидатов могут поступать на обучение по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно:

на базе среднего профессионального или высшего образования;

на основании Федерального закона от 27 октября 2015 г. НР 293-ФЗ оценку уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов из числа крымчан, поступающих на обучение по программам высшего образования, осуществлять по выбору кандидатов на основании результатов единого государственного экзамена и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых военной образовательной организацией высшего образования Министерства обороны Российской Федерации самостоятельно.

7. Кандидаты, указанные в пункте 6 настоящих Методических рекомендаций, по своему усмотрению сдают все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, либо сдают одно или несколько указанных вступительных испытаний наряду с представлением результатов ЕГЭ в качестве результатов иных общеобразовательных вступительных испытаний.

8. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки внесены изменения в порядок проведения ЕГЭ в 2019 году (указания от 16 сентября 2014 года № 02-624). Не предусмотрено проведение ЕГЭ в период вступительных испытаний в вузы в июле 2019 года.

В 2019 году действуют результаты ЕГЭ 2015-2018 гг. Выпускники прошлых лет, не имеющие действующих результатов ЕГЭ, подают заявления в региональные отделения образования до 1 февраля 2019 года и сдают ЕГЭ в апреле или мае-июне 2019 года по месту жительства.

Военнослужащие, выпускники прошлых лет, подают заявления на сдачу ЕГЭ в РВВДКУ по электронному адресу: [email protected]

Для подачи заявления на сдачу ЕГЭ необходимы следующие документы:

заявление на председателя ГЭК Рязанской области;

согласие на обработку персональных данных (в управление образования и молодежной политики администрации г. Рязани);

копия аттестата (11 классов) или диплома о среднем профессиональном (высшем) образовании;

копия паспорта;

справка из воинской части о прохождении службы по призыву (по контракту);

копия рапорта с разрешающей визой командира воинской части;

копия военного билета;

доверенность.

В г. Рязани документы подают по адресу: г. Рязань, ул. Ленина 45а, каб. 307. (график работы с понедельника по пятницу с 9.00 до18.00).

Без результатов ЕГЭ кандидаты, которым необходимо поступать по ЕГЭ, для участия в профессиональном отборе рассматриваться не будут!

9. Поступающий на первый курс для обучения по программам подготовки специалиста вправе подать заявление об участии в конкурсе одновременно по трем направлениям подготовки .

При подаче заявления о приеме в высшее учебное заведение поступающий представляет:

оригинал или ксерокопию документов, удостоверяющих его личность, гражданство;

оригинал или ксерокопию документа государственного образца об образовании;

сведения о сдаче ЕГЭ.

Оригиналы документов представляются до начала мандатной комиссии. Кандидаты, не представившие оригиналы документов, на мандатную комиссию не допускаются.

Определение годности по состоянию здоровья

10. Определение годности кандидатов к поступлению по состоянию здоровья осуществляется в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 2013 года № 565, Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 200.

Для успешного прохождения медицинской комиссии в училище необходимо иметь карту медицинского освидетельствования гражданина. В карте иметь заключение военно-врачебной комиссии, заверенное оттиском печати, и все необходимые результаты анализов.

Военнослужащие дополнительно должны представить медицинскую книжку, в которой отражены результаты ежегодных углубленных и контрольных обследований, обращений за медицинской помощью.

Военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, имеющие татуировки уголовной, националистической или антироссийской направленности, а также с ненормативной лексикой, не допускаются для зачисления в училище.

Оценка уровня физической подготовленности

11. Проверка уровня физической подготовленности проводится в соответствии с Наставлением по физической подготовке военнослужащих ВС РФ и Методическими рекомендациями Управления физической подготовки ВС РФ по трем упражнениям (минимальный порог):

на ВПО :

упражнение № 4 - подтягивание на перекладине (10 раз);
упражнение № 41 - бег на 100 м (13,9 с);
упражнение № 46 - бег на 3 км (12,25 мин);

Девушки на ВПО :

упражнение № 1 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа (12 раз);
упражнение № 41 - бег на 100 м (17,2 с);
упражнение № 45 - бег на 1 км (4,27 мин.);
упражнение № 57 - плавание на 100 м (3,53 мин) (При наличии условий).

на СПО :

упражнение № 4 - подтягивание на перекладине (8 раз);
упражнение № 41 - бег на 100 м (14,4 с);
упражнение № 46 - бег на 3 км (14,00 мин);
упражнение № 57 - плавание на 100 м (2,24 мин).

Для выполнения физического упражнения дается одна попытка. Проверка физической подготовленности кандидатов проводится в спортивной форме одежды.

Результаты физической подготовленности кандидатов заносятся в конкурсные списки вместе с результатами сдачи ЕГЭ. Для зачисления используется таблица перевода суммы набранных баллов по физической подготовке в 100-балльную шкалу.

12. Определение категории профессиональной пригодности в Вооруженных силах является одним из основных видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей.

13. Основной этап работы по профессиональному психологическому отбору проводится после прибытия кандидатов в училище.

При тестировании исследуются основные составляющие:

Интеллектуальные особенности

Личностные качества

Степень военно-профессиональной мотивации

Изучение отдельно взятых профессионально важных качеств

Проверка уровня знаний по общеобразовательным предметам

Заполненные бланки обрабатываются электронным способом и являются исходным материалом для проведения собеседований и выявления мотивов поступления. Во время беседы с кандидатом устанавливается:

чем привлекла его профессия офицера;

как он себя готовил к ней;

какое имеет представление об условиях и порядке обучения в училище, что он знает о службе и деятельности выпускников училища.

Наблюдение командирами осуществляется в течение всего времени пребывания кандидатов в подразделении. Наблюдение представляет собой целенаправленную фиксацию изучаемых качеств личности кандидата и анализ их проявления. Результаты наблюдения обобщаются командирами и подкомиссией по профотбору учитываются при вынесении итогового заключения.

14. Индивидуальные достижения кандидатов учитываются при вынесении заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов в рамках их социально-психологического изучения.

15. На заключительном этапе работы составляют итоговые рекомендации по каждому кандидату, а группа профессионального психологического отбора формулирует итоговые заключения.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к обучению в училище:

Профессионально-психологический отбор - один из основных экзаменов к которому необходимо серьезно готовиться!

Порядок зачисления кандидатов

16. Кандидаты не прошедшие профессиональный отбор, не явившиеся для прохождения профессионального отбора без уважительной причины, изъявившие отказ от поступления в училище после начала профессионального отбора, а также кандидаты, которым отказано в дальнейшем прохождении профессионального отбора по недисциплинированности, из конкурса выбывают и в училище не зачисляются.

При наличии на 2 курсе училища вакантных учебных мест граждане, окончившие первые курсы образовательных учреждений высшего профессионального образования и зачисленные курсантами для обучения по направлению подготовки (специальности), по которой они обучались, имеют право на перевод на 2 курс, после прохождения общевойсковой подготовки и принятия ими Военной присяги с учетом перезачета учебных дисциплин.

Кандидаты, не прибывшие в установленное время к месту проведения профессионального отбора в училище по уважительной причине, допускаются для участия в профессиональном отборе только в случае, если они смогут пройти профессиональный отбор в соответствии с его расписанием.

Повторное проведение с кандидатом мероприятий профессионального отбора не допускается.

Условия размещения, регламент служебного времени

17. Курсанты, не проходившие военную службу, заключают контракт со второго курса. Курсанты, проходящие и прошедшие военную службу, заключают контракт с момента поступления. В случае отчисления по нежеланию учиться, недисциплинированности или неуспеваемости, возмещается оплата военной составляющей обучения.

Регламент служебного времени - согласно Уставу внутренней службы ВС РФ. Размещение военнослужащих - в общежитиях казарменного и кубрикового типа в зависимости от курса обучения.

Питание личного состава - трехразовое, в одну смену, в курсантской столовой поточным методом, по нормам ВДВ.

Личный состав обеспечивается вещевым имуществом согласно нормам снабжения ВДВ.

Были сформированы Рязанские пехотные курсы .

История

  • В ноябре 1921 года Рязанская пехотная школа за мужество и отвагу личного состава награждается Революционным Красным Знаменем ВЦИК .
  • 1941 (2 августа) - в Куйбышеве (ныне Самара) на базе пехотного училища было скрытно создано военно-парашютное училище для подготовки военных кадров ВДВ, которое тщательно скрывалось за номером войсковой части № 75021.
  • К началу войны в училище было два батальона курсантов . Ими командовал полковник Головлев П. Д. и майор Ягудин Л. И. О начале войны личный состав училища узнал в Селецком лагере во время очередного открытия этого лагеря. Показательные выступления рот и спортивные мероприятия были оста- новлены. Состоялся митинг на котором выступили многие курсанты , красноармейцы и командиры. Они поклялись отдать все силы и знания на разгром врага, на защиту Родины и просили направить их в действующую Армию . Примерно, через полмесяца училище перешло на сокращенные сроки обучения. Занятия по расписанию проводились не по 8 часов в день, а по 10–12 часов, не считая самоподготовки и ухода за техникой. Увеличилось число ночных занятий. В училище прибывали новые курсанты отобранные военкоматами , большинство из ранее проходивших срочную службу в Красной Армии . Стало три батальона курсантов и несколько подразделений политбойцов . Батальонами командовали подполковник Головлев П. Д., майор Ягудин Л. И., майор Богданов Н. Н. 20 июля 1941 года из училища был произведен досрочный выпуск курсантов старшего курса. Выпуск был произведен без экзаменов по средней годовой оценке и всем выпускаемым приказом военного совета округа присвоили воинское звание «лейтенант ». Выпускников в первую очередь отправляли для укомплектования формируемых первоочередных стрелковых частей , на последующие формирования и в запасные части для обучения красноармейцев и получения практических навыков. Вместо выпускников училище было быстро укомплектовано курсантским составом до полного штата с учетом предстоящего расширения. Качество комплектования частично можно оценить по книге Виктора Александровича Титова - курсанта училища выпуска март 1942 года : «1000 дней и ночей под прицелом» «…В 1941 году из Белева я своим ходом попал в Рязань , в пехотное училище им. Ворошилова . Подбор был пестрый, в основном из высших учебных заведений Москвы. Никто не хотел быть военным, думали, что война не задержит их надолго. Для зачисления курсантом училища требовалось личное согласие, но никто не хотел давать согласие становиться курсантом . Когда на приеме у начальника училища, полковника Гарусского спросили моего согласия, я ответил, что хочу быть художником , а долг перед Родиной готов выполнить рядовым . Начальник училища ответил, что Родина требует, и я уже зачислен курсантом училища …» 25 октября 1941 года училище из Рязани передислоцировано в город Иваново , а 15 февраля 1942 года возвратилось из Иваново в Рязань . Выполняя оперативную задачу на основании приказа НКО № 02011 от 20.10.41 г. по передислокации училища в город Иваново, личный состав успешно совершил пеший переход на расстояние 470 км – переход на высоком дисциплинарном уровне в указанный срок. Тяжелое имущество переправлялось на бортах по Оке до г. Горький
  • 12 ноября 1943 года Рязанское пехотное училище в ознаменование 25-й годовщины со дня образования за боевые заслуги перед Родиной и выдающиеся успехи в подготовке офицерских кадров Указом Президиума Верховного Совета СССР было награждено орденом Красного Знамени .
  • С 1946 года по сентябрь 1947 года парашютно-десантное училище находилось в городе Фрунзе , столице Киргизской ССР .
  • 1958 (июнь) - Постановлением Совета Министров СССР Рязанское Краснознамённое пехотное училище (среднее) было преобразовано в Высшее общевойсковое командное училище с четырёхлетним сроком обучения. Выпускники называли его РКПУ и получали дипломы о высшем гражданском образовании, а военная подготовка оставалась на прежнем уровне. Эти преобразования никак не коснулись Алма-Атинского десантного училища, и Командующий ВДВ В. Ф. Маргелов предложил руководству страны слияние двух училищ.
  • 1959 (1 мая) - из Казахстана в Рязань отправился первый эшелон курсантов-десантников, который возглавлял полковник А. С. Леонтьев, назначенный командиром Рязанского высшего общевойскового командного Краснознамённого училища. Только к завершению всех выпусков курсантов-пехотинцев 4 апреля 1964 года училище заменило свою вывеску на Рязанское высшее воздушно-десантное командное Краснознамённое училище. С 1959 года, когда Алма-Атинское военно-парашютное училище вошло в состав «РКПУ», училище стало «ковать» офицерские кадры для ВДВ СВ ВС СССР . В. Ф. Маргелов постоянно держал училище в поле зрения и по-отечески опекал. Училище разрослось, обрело отличную учебную базу как в Рязани, так и в Селецких лагерях, которые неузнаваемо преобразились с военной поры.
  • 1962 - училище перешло на новый профиль обучения, и во главу угла были поставлены знания по одному из иностранных языков. Начался приём и обучение иностранцев в училище (в 4-ю курсантскую роту влился четвёртый взвод, состоявший из вьетнамцев, а в последующие годы рота пополнилась индонезийцами, в настоящее время обучаются курсанты из 32 стран).
  • 1964 (4 апреля) - к завершению всех выпусков курсантов-пехотинцев училище было переименовано в Рязанское высшее воздушно-десантное командное Краснознамённое училище и неузнаваемо преобразилось.


  • 22 февраля 1968 года в связи с 50-летием Вооружённых Сил СССР училище за большие заслуги в подготовке офицерских кадров вторично награждается орденом Красного Знамени . Ему присваивается почётное наименование «имени Ленинского комсомола ».
  • В 1989 году за большой вклад в подготовку польских военнослужащих училище награждено «Командорским крестом» Ордена Заслуги Польской Народной Республики .
  • 13 ноября 1995 года на территории института открыт памятник родоначальнику десантной службы генералу армии Василию Маргелову .
  • 12 ноября 1996 года, учитывая многочисленные просьбы личного состава и ветеранов десантной службы, Президент России присвоил училищу новое почётное наименование, в результате которого оно стало называться «Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознамённое училище имени генерала армии Маргелова В. Ф.».
  • 29 августа 1998 года в связи с реорганизацией военных учебных заведений и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 417 от 16 сентября 1998 года Рязанское высшее воздушно-десантное училище имени генерала армии Маргелова В. Ф. было переименовано в «Рязанский институт Воздушно-десантных войск».
  • 11 ноября 2002 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 807 институту было возвращено наименование «имени генерала армии Маргелова В. Ф. ».
  • 2004 (9 июля) - учитывая многочисленные просьбы личного состава и ветеранов училища, оно снова переименовано в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В. Ф. Маргелова (Распоряжение Правительства РФ № 937-Р от 09.07.2004 года).
  • 2006 - Приказом министра обороны России училище награждено Вымпелом министра обороны за мужество, воинскую доблесть и высокую боевую выучку .
  • 2008 - впервые Рязанское воздушно-десантное командное училище начало приём девушек-курсантов (20 человек) для обучения по военной специализации «Применение подразделений десантного обеспечения». Это будут женщины-офицеры, командиры взводов укладчиков парашютов, которые обеспечивают выполнение военнослужащими прыжков с парашютом, а также выброску боевой техники с помощью специальных платформ и многокупольных систем.
  • В начале 2011 года на базе училища планируют открыть центр по подготовке военных священников , имамов, раввинов и лам для армии и флота . На территории учебного центра расположен храм Ильи-пророка Русской православной церкви .
  • Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 года училище награждено орденом Суворова . Президент Путин лично прикрепил знак и ленту ордена на боевое знамя училища во время посещения его 15 ноября 2013 года .
  • В августе 2013 из Новосибирского ВВКУ был возвращён батальон специальной разведки. С этого момента РВВДКУ возобновило подготовку офицеров для подразделений специального назначения.
  • Летом 2015 года из Новосибирского ВВКУ был переведён факультет разведки СПО, который влился в состав факультета СПО.

Современность

Учебное заведение в своём составе имеет собственно училище, учебный центр, расположенный в 60 км от Рязани в окрестностях села Сельцы , авиационную военно-транспортную эскадрилью и Центральный парашютный клуб ВДВ.

На территории училища имеются общежития казарменного типа для размещения курсантов, учебные корпуса и лаборатории для проведения занятий (в том числе огневой и технический комплексы), стрелковый тир , комплекс воздушно-десантной подготовки, спортивный и тренажёрные залы для занятий различными видами единоборств , стадион со спортивным городком, столовая , курсантское кафе, клуб, почта , медицинский пункт, комбинат бытового обслуживания.

Училище выполняет государственный кадровый заказ по подготовке дипломированных специалистов ВПО по трём военным специальностям: «Применение подразделений ВДВ», «Применение подразделений специальной разведки», «Применение подразделений связи ВДВ» и двум специализациям: «Применение подразделений десантного обеспечения» и «Применение подразделений морской пехоты» со сроком обучения 5 лет, в том числе на 4-5 курсах проходят обучение два взвода девушек.

Основными подразделениями института являются: кафедры , роты и взводы курсантов. В институте осуществляют обучение и воспитание курсантов 17 военных и 4 гражданских кафедры :

  • боевого обеспечения;
  • вооружения и стрельбы ;
  • гуманитарных и естественно-научных дисциплин ;
  • воздушно-десантной подготовки;
  • бронетанковой техники;
  • эксплуатации вооружения и военной техники;
  • управления подразделениями;
  • подразделений специального назначения;
  • инженерной подготовки;
  • физической подготовки;
  • русского и иностранных языков;
  • математических и естественно-научных дисциплин;
  • комплексов шифрования и передачи данных;
  • радио, радиорелейной, тропосферной, спутниковой и проводной связи;
  • организации связи и военных телекоммуникационных систем;
  • общепрофессиональных дисциплин;
  • автомобильной техники;
  • автомобильной службы;
  • восстановления военной техники;
  • двигателей и электрооборудования.

В настоящее время [когда? ] в училище работают 21 доктор наук и 170 кандидатов.

На территории РВВДКУ находится музей истории Воздушно-десантных войск .





Министр обороны РФ Сергей Шойгу в РВВДКУ,
2016 год
В спортивном комплексе РВВДКУ Аэродинамическая установка для подготовки курсантов РВВДКУ Глубоководный бассейн для подготовки водолазов РВВДКУ

С 2013 года ведётся масштабная реконструкция училища. В Рязани и Сельцах построено, отремонтировано и реконструировано свыше 150 различных объектов, осуществлены газификация, реконструкция дорог, замена объектов инженерной инфраструктуры. На март 2016 года введены в эксплуатацию аэродинамическая установка для обучения и тренировок парашютистов, глубоководный бассейн для подготовки водолазов, спортивный комплекс «Боец» и ледовый дворец спорта «Десант» .

Автомобильный факультет РВВДКУ занимает место кампуса расформированного . В 2009 году в РВВДК в качестве факультета связи вошло расформированное Рязанское высшее военное командное училище связи .

Обучение

Образовательный процесс в Рязанском институте Воздушно-десантных войск отличается от учебного процесса в высшей школе. Обучение в ВУЗе строится на тесном сочетании теории и практики, его продолжительность - 5 лет, на офицерских курсах (подготовка командиров парашютно-десантных рот (батальонов) и специалистов воздушно-десантной службы) - 5 - 10 месяцев. Весь период обучения разделён на 10 учебных семестров - по два семестра в учебном году. В конце каждого семестра и учебного года в соответствии с учебным планом проводится экзаменационная сессия. Основными формами теоретической работы учащихся являются: слушание лекций, работа на семинарах и внеклассные консультации; для проверки и закрепления полученных в процессе обучения знаний периодически проводятся лабораторные и контрольные работы. В рамках курса практических занятий с взводом курсантов предусмотрены групповые упражнения, тактические занятия и учения, стажировки. По окончании каждого курса, начиная со второго года обучения, курсанты обязаны предоставлять персональные курсовые проекты; поощряется любая самостоятельная работа курсантов по совершенствованию личных навыков.

За время подготовки курсанты более года проводят на полевых выходах. Ежегодно курсантам предоставляется зимний каникулярный отпуск продолжительностью 2 недели и основной летний отпуск в 30 суток.

Курсанты, окончившие училище с дипломом с отличием, пользуются преимущественным правом выбора места службы после окончания института в пределах установленной для училища разнарядки.

Начальники училища


  • 28.08.1918-01.04.1919 - Троицкий, Иван Александрович
  • 01.04.1919-10.12.1919 - Ораевский, Иван Фёдорович
  • 16.12.1919-24.05.1920 - Доможиров, Николай Николаевич
  • 24.05.1920-29.07.1920 - Троицкий, Иван Александрович (второй раз)
  • 10.09.1920-19.10.1921 - Ораевский, Иван Федорович (второй раз)
  • 19.10.1921-1922 - Пинаев, Георгий Андреевич
  • 1922-1926 - Горячко, Александр Игнатьевич
  • 10.1926-1929 - Семашко, Валентин Владиславович
  • 10.01.1929-1931 - Тихомиров, Пётр Павлович
  • 1931-1932 - Подшивалов, Иван Мартемьянович
  • 04.1932-1939 - Виноградов, Василий Иванович , комбриг
  • 11.03.1940-31.05.1946 - Гарусский, Михаил Петрович , генерал-майор
  • 01.06.1946-10.01.1950 - Лащенко, Пётр Николаевич , генерал-майор
  • 10.01.1950-25.04.1952 - Визжилин, Виктор Алексеевич , генерал-майор
  • 25.04.1952-05.1959 - Савченко, Сергей Степанович , генерал-майор
  • 10.06.1959-30.11.1965 - Леонтьев, Александр Степанович , генерал-майор
  • 30.11.1965-06.1968 - Попов, Александр Михайлович , генерал-майор
  • 27.07.1968-06.1970 - Кулишев, Олег Фёдорович , генерал-майор
  • 02.07.1970-03.1984 - Чикризов, Алексей Васильевич , генерал-лейтенант
  • 15.03.1984-17.12.1995 - Слюсарь, Альберт Евдокимович , генерал-лейтенант
  • 17.12.1995-17.12.2001 - Щербак, Валерий Витальевич , генерал-майор
  • 17.12.2001-10.02.2008 - Крымский, Владимир Яковлевич , генерал-майор
  • 06.05.2008-12.2009 - Луговой, Владимир Николаевич , полковник
  • 01.01.2010-27.01.2012 - Красов, Андрей Леонидович , Герой России , полковник
  • 14.09.2012 - наст. время - Концевой, Анатолий Георгиевич , генерал-майор

Выпускники училища

Напишите отзыв о статье "Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище

– Я не понимаю, – сказал Пьер, со страхом чувствуя поднимающееся в себе сомнение. Он боялся неясности и слабости доводов своего собеседника, он боялся не верить ему. – Я не понимаю, – сказал он, – каким образом ум человеческий не может постигнуть того знания, о котором вы говорите.
Масон улыбнулся своей кроткой, отеческой улыбкой.
– Высшая мудрость и истина есть как бы чистейшая влага, которую мы хотим воспринять в себя, – сказал он. – Могу ли я в нечистый сосуд воспринять эту чистую влагу и судить о чистоте ее? Только внутренним очищением самого себя я могу до известной чистоты довести воспринимаемую влагу.
– Да, да, это так! – радостно сказал Пьер.
– Высшая мудрость основана не на одном разуме, не на тех светских науках физики, истории, химии и т. д., на которые распадается знание умственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет одну науку – науку всего, науку объясняющую всё мироздание и занимаемое в нем место человека. Для того чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому прежде, чем знать, нужно верить и совершенствоваться. И для достижения этих целей в душе нашей вложен свет Божий, называемый совестью.
– Да, да, – подтверждал Пьер.
– Погляди духовными глазами на своего внутреннего человека и спроси у самого себя, доволен ли ты собой. Чего ты достиг, руководясь одним умом? Что ты такое? Вы молоды, вы богаты, вы умны, образованы, государь мой. Что вы сделали из всех этих благ, данных вам? Довольны ли вы собой и своей жизнью?
– Нет, я ненавижу свою жизнь, – сморщась проговорил Пьер.
– Ты ненавидишь, так измени ее, очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость. Посмотрите на свою жизнь, государь мой. Как вы проводили ее? В буйных оргиях и разврате, всё получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что вы сделали для ближнего своего? Подумали ли вы о десятках тысяч ваших рабов, помогли ли вы им физически и нравственно? Нет. Вы пользовались их трудами, чтоб вести распутную жизнь. Вот что вы сделали. Избрали ли вы место служения, где бы вы приносили пользу своему ближнему? Нет. Вы в праздности проводили свою жизнь. Потом вы женились, государь мой, взяли на себя ответственность в руководстве молодой женщины, и что же вы сделали? Вы не помогли ей, государь мой, найти путь истины, а ввергли ее в пучину лжи и несчастья. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не знаете Бога, и что вы ненавидите свою жизнь. Тут нет ничего мудреного, государь мой! – После этих слов, масон, как бы устав от продолжительного разговора, опять облокотился на спинку дивана и закрыл глаза. Пьер смотрел на это строгое, неподвижное, старческое, почти мертвое лицо, и беззвучно шевелил губами. Он хотел сказать: да, мерзкая, праздная, развратная жизнь, – и не смел прерывать молчание.
Масон хрипло, старчески прокашлялся и кликнул слугу.
– Что лошади? – спросил он, не глядя на Пьера.
– Привели сдаточных, – отвечал слуга. – Отдыхать не будете?
– Нет, вели закладывать.
«Неужели же он уедет и оставит меня одного, не договорив всего и не обещав мне помощи?», думал Пьер, вставая и опустив голову, изредка взглядывая на масона, и начиная ходить по комнате. «Да, я не думал этого, но я вел презренную, развратную жизнь, но я не любил ее, и не хотел этого, думал Пьер, – а этот человек знает истину, и ежели бы он захотел, он мог бы открыть мне её». Пьер хотел и не смел сказать этого масону. Проезжающий, привычными, старческими руками уложив свои вещи, застегивал свой тулупчик. Окончив эти дела, он обратился к Безухому и равнодушно, учтивым тоном, сказал ему:
– Вы куда теперь изволите ехать, государь мой?
– Я?… Я в Петербург, – отвечал Пьер детским, нерешительным голосом. – Я благодарю вас. Я во всем согласен с вами. Но вы не думайте, чтобы я был так дурен. Я всей душой желал быть тем, чем вы хотели бы, чтобы я был; но я ни в ком никогда не находил помощи… Впрочем, я сам прежде всего виноват во всем. Помогите мне, научите меня и, может быть, я буду… – Пьер не мог говорить дальше; он засопел носом и отвернулся.
Масон долго молчал, видимо что то обдумывая.
– Помощь дается токмо от Бога, – сказал он, – но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой. Вы едете в Петербург, передайте это графу Вилларскому (он достал бумажник и на сложенном вчетверо большом листе бумаги написал несколько слов). Один совет позвольте подать вам. Приехав в столицу, посвятите первое время уединению, обсуждению самого себя, и не вступайте на прежние пути жизни. Затем желаю вам счастливого пути, государь мой, – сказал он, заметив, что слуга его вошел в комнату, – и успеха…
Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев, как узнал Пьер по книге смотрителя. Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени. Долго после его отъезда Пьер, не ложась спать и не спрашивая лошадей, ходил по станционной комнате, обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство.

Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему:
– Я приехал к вам с поручением и предложением, граф, – сказал он ему, не садясь. – Особа, очень высоко поставленная в нашем братстве, ходатайствовала о том, чтобы вы были приняты в братство ранее срока, и предложила мне быть вашим поручителем. Я за священный долг почитаю исполнение воли этого лица. Желаете ли вы вступить за моим поручительством в братство свободных каменьщиков?
Холодный и строгий тон человека, которого Пьер видел почти всегда на балах с любезною улыбкою, в обществе самых блестящих женщин, поразил Пьера.
– Да, я желаю, – сказал Пьер.
Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.
– Противоборствовать злу, царствующему в мире… – повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе.
Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность, соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти.
– В седьмых старайтесь, – сказал ритор, – частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом… который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения.
«Да, это должно быть так», – думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. «Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне». Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество, и щедрость, и добронравие, и любовь к человечеству, и в особенности повиновение, которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее.
В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, всё ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется.
– Я готов на всё, – сказал Пьер.
– Еще должен вам сообщить, – сказал ритор, – что орден наш учение свое преподает не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения. Сия храмина убранством своим, которое вы видите, уже должна была изъяснить вашему сердцу, ежели оно искренно, более нежели слова; вы увидите, может быть, и при дальнейшем вашем принятии подобный образ изъяснения. Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, – сказал ритор, – есть наименование какой нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой.
Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]

ФГКВОУВО «Рязанское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова образовано приказом Реввоенсовета Советской Республики 13 ноября 1918 года в качестве Первых рязанских пехотных курсов красных командиров.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года №895-р училище стало самостоятельным и было подчинено командующему Воздушно-десантными войсками.

Структурно училище состоит из управления, основных учебных и учебно-научных подразделений, двух батальонов обеспечения учебного процесса и располагается на трех территориях.

Основные подразделения училища:

1. Учебные:

  • батальоны ВО ВДВ;
  • батальоны специального назначения;
  • среднего профессионального образования;
  • специальный факультет, осуществляющий подготовку иностранных военнослужащих.

2. Учебно-научные:

  • 20 кафедр;
  • четыре научно-исследовательские лаборатории.

Училище осуществляет подготовку курсантов по программам высшего, среднего, дополнительногоо профессионального образования в интересах Сухопутных, Воздушно-десантных войск, видов и родов войск МО РФ в соответствии с лицензией и государственной аккредитацией.

Учебное заведение выполняет государственный кадровый заказ по подготовке дипломированных специалистов ВПО по военным специальностям: «Применение подразделений ВДВ», «Применение подразделений войсковой разведки», «Применение подразделений связи ВДВ», «Применение подразделений ВДВ (горных)», «Применение подразделений морской пехоты», «Применение подразделений десантного обеспечения» со сроком обучения 5 лет.

Выпускники Рязанского училища ВДВ предназначены для замещения первичных офицерских должностей в Воздушно-десантных войсках, ВМФ, десантно-штурмовых бригадах окружного подчинения, ГРУ, ФСБ, ФСО и других федеральных органах исполнительной власти.

Наряду с подготовкой курсантов для Вооружённых сил РФ в училище с 1962 года осуществляется подготовка иностранных военнослужащих. На сегодняшний день на специальном факультете обучаются курсанты и офицеры из 18 стран мира по трем специальностям:

  • «Управление персоналом» (военная специализация - «Применение подразделений ВДВ»);
  • «Автомобили и автомобильное хозяйство» (военная специализация - «Применение автомобильных подразделений и эксплуатация автомобильной техники»);
  • «Командно-тактические курсы Воздушно-десантных войск».
  • В училище существует резерв по подготовке иностранных специалистов по связным специальностям.

Успешное прохождение службы выпускниками специального факультета училища на различных должностях национальных армий обеспечивает расширение состава стран, желающих провести подготовку своих специалистов на базе училища.

В составе училища функционирует внебюджетный факультет, осуществляющий подготовку по специальностям ВПО:

  • «Управление персоналом»,
  • «Перевод и переводоведение»,
  • «Радиосвязь, радиовещание, телевидение»,
  • «Автомобили и автомобильное хозяйство» на очном и заочном отделениях.
  • С 2011 года в рамках факультета функционирует автомобильная школа по подготовке водителей категории «В».

С декабря 2009 года в соответствии с требованиями директивы министра обороны Российской Федерации от 31 ноября 2008 года №Д-112 в училище ведется набор и подготовка курсантов для замещения должностей сержантов (старшин) для Вооружённых сил Российской Федерации на факультете среднего профессионального образования – центре подготовки сержантов. На факультете проходят обучение по четырем специальностям и 17 специализациям. Срок обучения составляет 2 года 10 месяцев. Первый выпуск на факультете СПО состоялся 25 ноября 2012 года.

В настоящее время подготовка выпускников училища обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. В училище функционируют четыре научные школы, преподают 32 доктора наук.

Преподаватели училища имеют богатый служебный и боевой опыт. В составе училища трудятся 159 офицеров-участников боевых действий в Республике Афганистан, Закавказье, контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, принуждения Грузии к миру. Процент укомплектования учеными составляет 61,2%, докторами наук – 11,1%. Подготовка научно-педагогических и научных кадров проводится в форме соискательства ученых степеней кандидата и доктора наук и в рамках целевой адъюнктуры училища по двум специальностям.

В РВВДКУ действует совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. С момента образования совета в 2006 году в училище защищено 63 диссертации.

Одним из самых престижных военных ссузов в России на сегодняшний день является Рязанское училище ВДВ. В ноябре 2018 года отметит свое столетие, изначально оно было сформировано в качестве Рязанских пехотных курсов. За все время своего существования училище выпустило несколько сотен тысяч первоклассных военных, которые защищали и продолжают защищать страну на протяжении многих лет.

Рязанское училище ВДВ и его история (1918-1947)

РВВДКУ (бывш. РИВДВ) сегодня носит почетное имя генерала В.Ф. Маргелова, который вложил немало сил в то, чтобы это учебное заведение стало одним из лучших в стране. 13 ноября 1918 года Рязанское пехотное училище (именно так оно тогда называлось) распахнуло свои двери для первых студентов. Спустя три года заведение стало обладателем награды ВЦИК за проявленную отвагу и мужество своих подопечных.

В августе 1941 года было принято решение о формировании военно-парашютного училища на базе существующего учебного заведения, эвакуированного в Куйбышев. Училище занималось подготовкой военных кадров для воздушно-десантных войск, однако об этом мало кто знал, непосвященные принимали его за обычную войсковую часть.

Осенью 1943 года училище получило награду - Орден Красного Знамени, который был присужден за фронтовые успехи офицеров, подготовленных учебным заведением. В 1946-1947 годах нынешний ссуз находился в городе Фрунзе (ныне - Бишкек), после чего вернулся на свое законное место - в Рязань.

История училища: послевоенные годы

В 1958 году совет министров Советского Союза принял решение о переформировании существующего учебного заведения в Высшее общевойсковое командное училище. Срок обучения был увеличен до четырех лет, а дипломы, которые получали выпускники, стали равноценны любому документу о получении высшего образования. Подготовка студентов же осталась на самом высоком уровне.

Кого обучает училище?

Помимо самого училища здесь имеются крупный учебный центр, парашютный клуб и авиационная военно-транспортная эскадрилья. Курсанты проживают в общежитиях казарменного типа, а обучаются в учебных корпусах, лабораториях, комплексах, тренажерных залах. Училище имеет собственный тир, а также стадион со спортгородком. Рядом с заведением расположен комбинат бытового обслуживания.

РВВДКУ (Рязань) готовит дипломированных специалистов сразу по трем специальностям и двум специализациям, придерживаясь государственного заказа, который формируется Министерством обороны РФ. Все программы выстроены так, что срок обучения по каждой из них составляет пять лет. Девушки принимаются в училище на общих основаниях.

Рязанское училище ВДВ: факультеты, кафедры

Всего в учебном заведении существует три факультета: СПО - 8 (именно там можно получить среднее профессиональное образование), ДПО и спецфакультет, где проходят подготовку военнослужащие из-за рубежа. Роль ведущих подразделений РВВДКУ выполняют взводы, кафедры и роты. По состоянию на 2015 год на территории училища функционирует 19 кафедр.

15 из 19 кафедр являются военными, остальные 4 - общепрофессиональными (русского и иностранных языков, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, математических и естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин). В училище работают опытные специалисты, среди них более 20 докторов наук и более 150 кандидатов.

Внебюджетный факультет

В училище также действует факультет коммуникаций и автомобильного транспорта, где можно получить образование на внебюджетной основе. Здесь готовят бакалавров по специальностям «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Управление персоналом организаций». Обучение длится четыре года, студент может получать образование в очной и заочной формах.

Для поступления на первую специальность необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике, а на вторую - по русскому языку, математике и обществознанию. по каждой дисциплине рекомендуется уточнять в самом училище, поскольку он может варьироваться. Стоимость годового обучения на обеих специальностях не менялась с 2013 года. По состоянию на июнь 2015 года она составляет 64 тысячи рублей для очного отделения и 28 тысяч - для заочного.

Образовательный процесс

РВВДКУ (Рязань) отличается от всех прочих военных училищ тем, что здесь совершенно иначе построен учебный процесс. Обучение организовано таким образом, что все студенты получают не только теоретические, но и практические навыки, причем достаточно часто это происходит в рамках одного и того же занятия. Разделения на лекционные и практические курсы здесь практически нет.

Продолжительность обучения составляет 5 лет для курсантов, а тем, кто хочет стать офицерами, придется учиться чуть дольше - 5 лет и 10 месяцев. Курсанты учатся 10 семестров, в конце каждого из них необходимо сдавать зачеты и экзамены, это схоже с экзаменационной сессией в гражданских высших учебных заведениях.

Теоретические занятия включают посещение лекций, написание лабораторных и контрольных работ и посещение внеклассных консультаций. Практическая работа включает стажировки, групповые занятия и учения. Со второго курса все курсанты должны защищать курсовые работы по заранее оговоренной с научным руководителем тематике.

За все пять лет обучения курсанты тратят на полевые выходы более 12 месяцев. Ежегодно курсанты уходят в тридцатидневный отпуск летом и в четырнадцатидневный - зимой. Те курсанты, которые закончили училище с отличием, получают преимущество в выборе места, где они будут служить, согласно существующей разнарядке.

Кто может стать курсантом училища?

Поступление в Рязанское училище ВДВ ежегодно начинается первого июля. К молодым людям предъявляются достаточно серьезные требования по состоянию здоровья. Курсантами могут стать те, кто не служил, если им еще нет 22 лет, а также те, кто сейчас служит по призыву или на контрактной основе (до 25 лет). К зачислению допускаются даже те, кто ранее служил в армии, при условии, что им еще нет 24 лет.

Все потенциальные курсанты обязаны пройти медицинское освидетельствование и представить соответствующие документы в приемную комиссию. Действующие военнослужащие должны приложить к карте медицинскую книжку. Следует отметить, что абитуриенты с уголовными, антироссийскими, националистическими и нецензурными татуировками не принимаются в училище, таковы его внутренние правила.

Чтобы поступить в Рязанское училище ВДВ, необходимо предоставить ксерокопии или оригиналы документов, удостоверяющих личность и наличие образования, а также сертификаты о сдаче ЕГЭ. Кандидаты в курсанты, которые уже имеют среднее образование, могут поступить после проведения внутренних экзаменов, которые училище организует самостоятельно.

Условия приема: ЕГЭ

Все потенциальные студенты училища РВВДКУ (Рязань), планирующие обучаться по программам высшего образования, проходят через оценку общеобразовательных навыков, которая осуществляется по результатам ЕГЭ. Для поступления на специальность «Управление персоналом» необходимо предоставить сертификаты о сдаче экзаменов по математике (проходной балл - 27), обществознанию (42 балла) и русскому языку (36 баллов).

Для изучения специальности «Перевод и переводоведение» необходимо сдать иностранный язык (проходной балл - 22), русский язык (36 баллов) и историю (32 балла). Для специальности «Инфокоммуникационные технологии» понадобится сдать физику (проходной балл - 36), математику (27 баллов) и русский язык (36 баллов).

Те, кто планирует обучаться по программе среднего образования, могут не предоставлять сертификаты ЕГЭ, решение о зачислении будет принято приемной комиссии, исходя из других параметров. Речь идет о годности по состоянию здоровья и оценке физподготовки будущего курсанта, также ему помогут определить категорию профпригодности без проведения каких-либо экзаменов.

Условия приема: физподготовка

Рязанское военное училище ВДВ обладает особым статусом, и все его курсанты должны иметь отличную физическую подготовку. Именно поэтому абитуриенты обязаны пройти через проверку уровня физподготовки, это касается и юношей, и девушек. Если абитуриент собирается получить высшее профессиональное образование, ему придется сдать подтягивание, бег и плавание (если позволяют условия).

Если абитуриент планирует получить среднее профессиональное образование, упражнения предлагаются те же, однако нормативы для зачисления в данном случае немного выше. Дается всего лишь один шанс выполнить физическое упражнение, результаты вносятся в конкурсный список вместе с данными из сертификатов ЕГЭ. На их основе формируется решение о зачислении.

Поступление в Рязанское училище ВДВ требует от абитуриента хорошей физической формы, поэтому лучше всего заранее начать готовиться. Наличие дипломов, сертификатов, а также наград в области спортивных дисциплин приветствуется, однако приоритета в поступлении это не дает.

Учебно-методическая работа

Рязанское училище ВДВ славится своими преподавателями, все они имеют огромный служебный опыт, около 150 из них были участниками боевых действий в Афганистане, Южной Осетии, на Северном Кавказе. Благодаря этому все курсанты получают самые необходимые для дальнейшей военной службы навыки. Кроме всего прочего, преподаватели постоянно ведут методическую работу со своими студентами, направленную на улучшение качества обучения.

Начинающие преподаватели здесь также могут получить необходимые для работы с курсантами навыки, специально для них открыта «Школа педагогического мастерства», срок обучения в которой составляет два года. Периодически в училище организуются методические эксперименты, в результате которых разрабатываются новейшие методики преподавания в военных образовательных учреждениях.

Присяга

Присяга в Рязанском училище ВДВ проходит в первых числах сентября, на это торжественное событие обычно съезжаются родители и друзья первокурсников. Руководство училища поздравляет всех студентов.

Согласно существующей традиции, присяга всегда завершается торжественным маршем и показательными выступлениями, в которых принимают участие офицеры и курсанты. Родители могут задать все интересующие их вопросы руководителю училища, а также преподавателям, которые всегда присутствуют на присяге первокурсников.

Как добраться?

Учебное заведение имеет выгодное местоположение и находится неподалеку от железнодорожного вокзала Рязань-1. Адрес Рязанского училища ВДВ - пл. генерала армии В. Ф. Маргелова, 1. Чтобы добраться от вокзала до училища, необходимо сесть на автобус маршрута №5 «Ж/д вокзал - платформа «Турлатово», затем доехать до остановки «Библиотека имени М. Горького», а оттуда пройти по улице Семинарской примерно 500 метров.

От ж/д вокзала Рязань-2 до училища можно добраться с помощью маршрутного такси №57 «Новоселов 60 - пос. Божатково», необходимо сесть на остановке «Михайловское шоссе», а выйти - на остановке «Библиотека имени М. Горького». Стоимость проезда составляет 16 рублей.

Училище располагается в нескольких корпусах, доступ к некоторым из них ограничен, поэтому фото РВВДКУ и его внутренних помещений найти не так просто. Впрочем, все желающие могут посетить торжественную церемонию присяги, а также дни открытых дверей, чтобы прочувствовать воинский дух учебного заведения.

Боевая подготовка ВДВ [Универсальный солдат] Ардашев Алексей Николаевич

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ВДВ

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ВДВ

«Учись побеждать!»

Девиз 242 УЦ ВДВ

С развитием в Советском Союзе Воздушно-десантных войск развивалась и совершенствовалась система подготовки командных кадров, начало которой было положено созданием в августе 1941 г. в городе Куйбышеве Воздушно-десантного училища, которое осенью 1942 г. было передислоцировано в Москву. В июне 1943 г. училище расформировывается, а подготовка кадров продолжается на Высших офицерских курсах ВДВ. В 1946 г. в городе Фрунзе для пополнения офицерскими кадрами Воздушно-десантных войск формируется военно-парашютное училище, слушателями которого стали офицеры ВДВ и выпускники пехотных училищ. В 1947 г., после первого выпуска офицеров, прошедших переподготовку, училище было передислоцировано в город Алма-Ата, а в 1959 г. – в город Рязань. Программа училища предусматривала изучение воздушно-десантной подготовки (ВДП) как одной из основных дисциплин. Методика прохождения курса строилась с учетом требований, предъявляемых к воздушным десантам в Великой Отечественной войне. После войны преподавание курса воздушно-десантной подготовки постоянно ведется с обобщением опыта проводимых учений, а также рекомендаций научно-исследовательских и конструкторских организаций. Кабинеты, лаборатории и парашютные городки училища оборудуются необходимыми парашютными снарядами и тренажерами, макетами военно-транспортных самолетов и вертолетов, стапелями (парашютными качелями), трамплинами и т. д., что обеспечивает ведение учебного процесса в соответствии с требованиями военной педагогики. Сегодня в Рязани расположены воинская часть ВДВ, Центр специальной физической подготовки, полигон ВДВ.

Рязанский институт Воздушно-десантных войск имени генерала армии В.Ф. Маргелова (филиал ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ» (г. Москва).

Военные специальности (специализации) подготовки:

Применение подразделений ВДВ:

– применение подразделений ВДВ (горных).

Применение подразделений десантного обеспечения:

– применение подразделений морской пехоты

– применение подразделений войсковой разведки ВДВ

– применение подразделений связи ВДВ.

Рязанский институт Воздушно-десантных войск имени генерала армии Маргелова В.Ф. был образован в 1998 г. на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного дважды Краснознаменного училища имени Ленинского комсомола. Учебное заведение в своем составе имеет собственно училище, учебный центр, расположенный в 60 км от Рязани, авиационную военно-транспортную эскадрилью и Центральный спортивный парашютный клуб ВДВ. На территории училища имеются общежития казарменного типа для размещения курсантов, учебные корпуса и лаборатории для проведения занятий (в т. ч. огневой и технический комплексы), стрелковый тир, комплекс воздушно-десантной подготовки, спортивный и тренажерные залы для занятий различными видами единоборств, стадион со спортивным городком, столовая, курсантское кафе, клуб, почта, медицинский пункт, комбинат бытового обслуживания. Училище готовит командный состав с высшим военно-специальным образованием по двум специальностям:

«Управление персоналом», командир парашютно-десантного взвода Воздушно-десантных войск, с присвоением квалификации «менеджер»;

«Перевод и переводоведение», командир разведывательного взвода парашютно-десантных подразделений Воздушно-десантных войск, с присвоением квалификации «лингвист-переводчик».

Основными подразделениями института являются кафедры, роты и взводы курсантов. В институте осуществляют обучение и воспитание курсантов 10 военных и 4 гражданских кафедр:

– тактики;

– тактико-специальной подготовки;

– вооружения и стрельбы;

– гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

– воздушно-десантной подготовки;

– материальной части и ремонта;

– эксплуатации и вождения;

– многоцелевых гусеничных и колесных машин;

– управления войсками в мирное время;

– физической подготовки и спорта;

– иностранных языков;

– математики и информатики;

– прикладной механики и инженерной графики;

– русского языка.

В настоящее время в институте работают 12 кандидатов наук.

Обучение

Образовательный процесс в Рязанском училище Воздушно-десантных войск отличается от учебного процесса в средней школе. Обучение в училище строится на тесном сочетании теории и практики, его продолжительность – 5 лет, на офицерских курсах (подготовка командиров парашютно-десантных рот (батальонов) и специалистов воздушно-десантной службы) – 5-10 месяцев. Весь период обучения разделен на 10 учебных семестров – по два семестра в учебном году. В конце каждого семестра и учебного года в соответствии с учебным планом проводится экзаменационная сессия. Основными формами учебной работы являются: лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия с учебным взводом курсантов, групповые упражнения и занятия, тактические занятия и учения, стажировки, курсовые проекты, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа курсантов.

За время подготовки курсанты более года проводят на полевых выходах. Ежегодно курсантам предоставляется зимний каникулярный отпуск продолжительностью 2 недели и основной летний отпуск в 30 суток. Курсанты, окончившие училище с дипломом с отличием, пользуются преимущественным правом выбора места службы после окончания института в пределах установленной для училища разнарядки.

25 ноября 2012 г. в Рязани состоялся первый выпуск Центра подготовки сержантов вооруженных сил – факультета среднего профессионального образования Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ) имени генерала армии В.Ф.Маргелова.

Выпускники РВДКУ

Среди выпускников училища много прославленных военачальников, современных военных и политических деятелей:

Павел Грачев – бывший министр обороны Российской Федерации;

Валерий Востротин – заместитель министра по чрезвычайным ситуациям;

Александр Лебедь – бывший губернатор Красноярского края;

Евгений Подколзин – бывший командующий ВДВ;

Георгий Шпак – бывший командующий ВДВ;

Владимир Шаманов – бывший командующий армией, бывший глава администрации Ульяновской области, а ныне советник министра обороны РФ;

Александр Колмаков – командующий ВДВ;

Войцех Ярузельский – бывший руководитель Польши;

Ливан Шарашенидзе – бывший министр обороны Грузии;

Амаду Тумани Туре – нынешний президент Мали;

и многие другие.

В послужном списке института – 45 Героев Советского Союза, 63 Героя Российской Федерации, тысячи кавалеров боевых орденов, более 60 рекордсменов Вооруженных сил Советского Союза, России и мира по парашютному спорту.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на базе Омского 242-го учебного центра подготовки младших специалистов ВДВ (г. Омск) с мая 2012 г. по январь 2013 г. организовано обучение по программе интенсивной общевойсковой подготовки. Так называемые курсы выживания рассчитаны на полтора месяца и проводятся по единым программам подготовки, разработанным в Министерстве обороны. Основной упор в них сделан на привитие навыков, которые позволят умело действовать в экстремальной обстановке, выходить победителем в самых сложных ситуациях, возникающих при столкновении с противником.

Из книги Катастрофы под водой автора Мормуль Николай Григорьевич

Промышленные, научно-исследовательские и учебные центры США, обеспечивающие проектирование, строительство, оснащение ПЛ и обучение

Из книги Явка до востребования автора Окулов Василий Николаевич

Из книги Спецназ ГРУ в Кандагаре. Военная хроника автора Шипунов Александр

Учебные подразделения и полк С развитием частей и подразделений специального назначения возникла острая необходимость в подготовке младших командиров и специалистов, основанной на единой методике.История 1071-го отдельного учебного полка специального назначения

Из книги МиГ-19 автора Иванов С. В.

Учебные JJ-6/FT-6 В Советском Союзе не разрабатывалось и не строилось двухместного варианта МиГ-19. Время от времени в западных изданиях появлялась фотография так называемого МиГ-19УТИ с бортовым номером "6", но это был обман. Такую "липу" поставляли "знатоки" авиации Восточного

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора

Учебные самолеты МиГ-25РУ и МиГ-25ПУ Для переучивания летного состава полетам на самолеты семейства МиГ-25П, а также обучения методам перехвата воздушных целей в 1968 году создали двухместный учебно-тренировочный МиГ-25ПУ. В отличие от перехватчика, на МиГ-25ПУ заново

Из книги Неизвестный Яковлев [«Железный» авиаконструктор] автора Якубович Николай Васильевич

Учебные самолеты После окончания войны в ОКБ-115 помимо традиционных работ по созданию учебно-тренировочных, связных, транспортных (включая пассажирские) и боевых машин приступили к созданию спортивных самолетов и вертолетов.Первенцем семейства учебно-тренировочных

Из книги Bristol «Beafort» автора Иванов С. В.

Учебные и экспериментальные «Бофорты» С самого начала своей эксплуатации «Бофорты» широко использовались для подготовки экипажей, и зачастую их количество в учебных подразделениях превышало число машин в строевых частях. Например, в ходе прорыва через Ла-Манш немецких

Из книги Fairey «Firefly» автора Иванов С. В.

Учебные машины Чтобы помочь пилотам FAA в процессе обучения, было решено разработать учебно-тренировочный вариант «Файрфлая» со сдвоенным управлением. Фирма-производитель перепроектировала фюзеляж, чтобы обеспечить установку второй кабины с фонарем. Кабина инструктора

Из книги Паспорт 11333. Восемь лет в ЦРУ автора Мануэль Коскульюэла Эвиа

Учебные курсы и методы проникновения В дни моего пребывания в Уругвае миссия первостепенное внимание уделяла Монтевидео, но уже закладывались основы для распространения деятельности на всю страну.В самом начале 1967 года было решено организовать курсы для

Из книги Учебник выживания войсковых разведчиков [Боевой опыт] автора Ардашев Алексей Николаевич

8. Учебные заведения Учить войска тому, что необходимо на войне. Таким образом, кто хочет мира, пусть готовится к войне; кто хочет победы, пусть старательно обучает воинов; кто желает получить благоприятный результат, пусть ведет войну, опираясь на искусство и знание, а не

Из книги Контрразведка. Охота за кротами автора Терещенко Анатолий Степанович

Из книги «Арсенал-Коллекция» 2013 № 07 (13) автора Коллектив авторов