Разработка урока по математике "расположение предметов". План-конспект урока по математики на тему "Взаимное расположение предметов в пространстве" (1 класс) VII

Математика, 1 класс,

Учитель начальных классов Буланова Татьяна Егоровна

Раздел «Сравнение и счёт предметов».

Урок 3. «Расположение предметов»

Целевые установки:

Предметные : в совместной деятельности с учителем учиться наблюдать, анализировать и опи­сывать расположение объектов с использованием слов: навер­ху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, слева--справа, левее-правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко-далеко, ближе-дальше, впереди-позади.

Метапредметные:

регулятивные - в совместной деятельности с учите­лем учиться принимать учебную зада­чу (через чтение и обсуждение темы урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебни­ка, рабочей тетради, на доске); фиксировать (устно) в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей рабо­той на уроке;

познавательные - ориентироваться в информацион­ном материале учебника (через систему навигации: начало урока, объяснение нового материала, образец для вы­полнения в тетради); совместно с учителем осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником - текст, иллюстрация); при выполнении заданий под руковод­ством учителя проводить сравнение, осуществлять анализ объектов;

коммуникативные - использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем, в обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные : осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение.

Ход урока

Организационный момент. Сообщение темы урока.

Устные упражнения и практическая работа.

1) Счёт в пре­делах 10. Сравнение предметов по размеру.

Учитель выставляет на полку по одной игрушке жи­вотных: заяц, жираф, обезьяна, слон, лиса (всего 5). Ученик считает про себя.

    Сколько всего игрушек? (Всего 5 игрушек.)

Затем учитель просит ученика поставить ещё одну игрушку (медведь).

    Сколько стало игрушек? (Стало 6 игрушек.)

    Кто из этих животных самый высокий? самый тол­стый? самый маленький? И т. д.

    1. Расположение предметов в пространстве.

Игра «День-ночь».

    Назови игрушку слева от жирафа; справа от слона.

    Кто стоит между обезьяной и лисой? Кто в этом ряду первый слева? Кто последний?

    Практическая работа. «Геометрическое лото».

    Положи перед собой на парту жёлтый круг, сверху красный круг, снизу зелёный. Что получилось? (Светофор.)

    Возьми в левую руку треугольник, а в правую - квадрат. Покажи.

    Расскажи, что вы видишь на парте, под партой, над головой, впереди, позади, слева, справа.

Физкультминутка.

Наш мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развёл,

Мёду, видно, не нашёл.

Работа по учебнику. Выполнение заданий на с. 8-9 учебника.

    По картинке на с. 8, где изображены котята, ученик под руководством учителя составляет небольшой рас­сказ, используя слова «на», «над», «слева», «справа», «за», «вверху», «внизу». Чтобы облегчить первокласснику за­дачу, учитель может задавать ученику наводящие вопро­сы: «Что расположено в комнате слева от кресла? справа от него? над креслом? под креслом? Кто сидит в кресле слева от белого котёнка? Кто справа? Кто играет под столом? Что стоит на столе? Кто спрятался за занавеской? Кто спит на подоконнике? Что стоит справа от него? Где стоят книги? Кто забрался на полку?» И т. д.

    Второе задание на с. 8 имеет целью выяснение отно­сительности позиций справа и слева. Здесь первоклассни­к должен заметить, что на обеих картинках медвежонок держит синий мяч в правой лапке, а красный - в левой. Поэтому на каждой картинке относительно медвежонка синий мяч будет справа от него, а красный - слева. Однако по отношению к читателю на картинке слева синий мяч расположен слева от медвежонка, а красный - справа. И наоборот, когда медвежонок повернулся к нам спиной, то синий мяч будет справа от медвежонка, а красный - сле­ва от него.

    Закрепление представлений о взаимном располо­жении предметов. Рассматривая картинки к сказкам «Бременские музыканты» и «Репка», ученик составляет не­большой рассказ с использованием указанных под кар­тинками слов. Можно эту работу провести так. Учитель на­чинает предложение, а ученик его заканчивают. Например, по первой картинке можно составить предложения с таким началом: «Вверху стоит...», «Внизу...», «Над собакой...», «Под котом...».

    Повторение. Сравнение по форме, цвету, размеру.

    Аппликация. Выполнение задания по взаимному рас­положению предметов (на пар­те). При наличии времени полезно провести дополни­тельную работу по преобразованию полученной картинки. Например, учитель просит ученика изменить картинку так, чтобы яблоня стояла слева от домика или за ним. Можно предложить ученику составить с этими же предметами свою картинку и потом объяснить, что где находится. Важ­но следить за тем, чтобы ученик, увлёкшись творчеством, не утратил чувство правдоподобности и объективно оценива­л эстетическую значимость собственного творения.

Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился кзарядке.

Повернулся влево,вправо,

Приседанье сделалплавно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту - плюх.

Работа в тетради. Выполнение первого задания (узор из крестиков) можно несколько усложнить, связав с новым материалом. Для этого учитель предлагает сначала нари­совать в ряд только три крестика. Затем обвести синим цветом клеточку, в которой крестик в середине, крестик слева от него заключить в клеточку жёлтого цвета, а спра­ва - красного.

Итог урока.

    Что интересного было сегодня на уроке?

    Какие слова помогают нам найти предмет?

    Что вы рисовали в тетради?

Задание. Расскажи дома, какую ты составил кар­тинку из фигур приложения.

Наглядная геометрия.

пространстве».

Цели занятия:

Личностные результаты:

Метапредметные результаты

Предметные результаты :

:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве».»

Наглядная геометрия.

Тема: "Направление движения. Взаимное расположение предметов в

пространстве».

Цели занятия:

Формировать умение ориентироваться на местности, определять месторасположение одного объекта по отношению к другому.

Учить изображать различные геометрические фигуры.

Учить обозначать отрезки буквами, измерять их и правильно записывать длину отрезка.

Развивать творческие способности детей и логическое мышление.

Личностные результаты:

Проявлять творческие способности;

Проявлять познавательный интерес к способам решения новой учебной задачи;

Проявлять готовность к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие;

Метапредметные результаты

Предметные результаты :

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (линии, точки);

Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Регулятивные универсальные учебные действия :

Принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на еѐ решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Различать способ и результат действия;

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

Использовать знаково-символические средства;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия :

Выражать в речи свои мысли и действия;

Строить понятные для партнера высказывания;

Задавать вопросы.

Ход занятия

I. Организация класса.

II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

В старой сказке говорится: «Направо пойдёшь, коня потеряешь; налево пойдёшь, сам сгинешь, а прямо пойдёшь, счастье своё найдёшь».

Что надо знать путнику, чтобы не погибнуть? (Направления движения).

Предположите тему нашего занятия. (Будем повторять направления движения).

А также мы узнаем, как показать направление движения на плоскости; поговорим овзаимном расположении предметов и вспомним, как обозначаются отрезки, как их измерить и записать длину.

III. Актуализация знаний:

1. Беседа (с использованием интерактивной доски).

А зачем современным людям нужно знать направления движения? (Путешествия, строительство, освоение космоса, работа транспорта и пр.)

Где на практике встречается необходимость показать направление движения? (Схемы, карты, чертежи и пр.)

2. Игра «Покажи направление41». (Выяснить практически имеющиеся у детей представления о нахождении объекта слева, справа, вверху, внизу, за, под, перед, между, внутри, снаружи.)

К доске вызываются 4 ученика.

Я называю команды, а вы их выполняете.

Поднимите правую руку. Если прозвучит команда «Направо!», то в какую сторону вы повернётесь? (В сторону правой руки).

Аналогично с левой рукой.

Внимание! Налево! Направо!

Шаг вперёд! Два шага назад!

Покажите, верх. Низ.

Кто у тебя справа? Назвать имя ученика.

А у тебя, кто слева?

Кто стоит между вами?

Встань между …

Встаньте за…

Встаньте перед…

Возьмитесь за руки.

Пригласить ещё одного ученика.

Встань внутри круга. Встань снаружи.

2 Аналогичная игра для всей группы учащихся.

Поднимите правую руку, левую.

Повернитесь направо, налево, назад.

С какой стороны находятся окна в нашем классе? Дверь?

Сделайте шаг назад, два шага вперёд.

IV . Получение новых знаний и способов деятельности.

1. Постановка проблемной задачи.

На экране (Аналогичные листы есть у каждого ребёнка на парте).

Перед вами лист бумаги. Как определить направления в этом случае?

2. Практическое решение проблемной задачи с помощью интерактивной доски.

Учитель задаёт направления, а дети подходят и подписывают условными знаками направления. (П – право, Л – лево, В – верх, Н – низ, ПВ – правый верхний угол и т.д.)

Где на практике используются эти знания?

(В обозначении сторон горизонта, в создании различных карт, планов).

ВЫКЛЮЧИТЬ М/М СИСТЕМУ.

V . Физкульминутка.

VI . Закрепление полученных знаний.

1. Практическая работа в тетради.

1) Задача №1 (стр.35)

Рассмотри рис.№1

Дорисуй домик.
- Нарисуй справа от домика елку, а слева - березку.

2. Работа в парах.

Сейчас вы будете работать в паре. Какие правила нужно соблюдать, чтобы у вас всё получилось.

- Работай…

Дети (хором):

- Слушай партнёра…

Внимательно!

- Говори…

По очереди!

- Относись к партнёру…

С уважением!

Решение задач.

Задача №2 (стр.35).

Рассмотрите рисунок.


Из трех кубиков красного, желтого, зеленого цветов мальчик выложил фигуру. Раскрась кубики так, чтобы красный был выше зеленого, а желтый кубик был справа от зеленого кубика.

Взаимопроверка. Самопроверка с образца.


Задача №3

Решается аналогично.


3. Самостоятельная работа.

Решение задач №4 и №5 с самопроверкой.

VII . Повторение пройденного.

1. Беседа.

Что такое отрезок? (Часть прямой линии, ограниченная с обеих сторон точками).

В чём измеряется длина отрезка? (В см).

Как обозначаются концы отрезка? (Латинскими буквами).

Каким инструментом измеряется длина отрезка? (Линейкой).

2. Работа в тетради.

1) Решение задачи №6. Коллективно, у доски ученик.

2) Решение задачи №7. Самостоятельно с самопроверкой. (На скрытой доске решает

VIII . Рефлексивно- оценочный этап.

1. Игра с использованием сигнальных карточек «Правильно – неправильно».

На занятии мы повторили направления движения.

Справа от вас – окна.

Вверху – потолок. Впереди – шкафы.

Чтобы выйти из класса, надо пойти налево.

На уроке мы измеряли длину прямой линии.

Длина измеряется с сантиметрах.

Мне урок понравился.

2. Самооценка.

Какое настроение было у вас в течение урока? Покажите с помощью светофора.

Разделы: Начальная школа

Цели занятия:

  • Формировать умение ориентироваться на местности, определять месторасположение одного объекта по отношению к другому.
  • Учить изображать различные геометрические фигуры.
  • Развивать творческие способности детей.

Ход занятия

I. Проверка домашнего задания:

  1. Начертите наклонную прямую, отметьте точки В и С, лежащие на этой прямой, и точки А и D, не лежащие на прямой.
  2. Нарисуйте замкнутую и незамкнутую кривые линии.
  3. - Волк гонится за Зайцем.

Дорисуй забор так, чтобы Волк не мог схватить длинноухого:

II. Работа над новым материалом:

Выяснить имеющиеся у детей представления о нахождении объекта слева, справа, вверху, внизу, за, под, перед, между, внутри, снаружи:

1) - Путешествуя на вертолете, мы увидели сказочное озеро.

Демонстрация плаката:

У него есть внутренняя область – это само озеро, граница – это стык берега и озера, внешняя граница – берег.
- Мы сбросили с вертолета мешки 1 и 2. Куда они упали - в воду или на сушу?

2) - С какой стороны находятся окна в нашем классе? Дверь?
3) - Что находится внутри, а что вне банки?
4) - Я стою в центре класса. Что находится слева (справа, впереди) от меня?
5) Разучивание песенки:

Движение по кругу:

А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла.(2р.)

Пританцовывая, поднять правую руку:

Ручку правую, ручку правую,
Той, что я пишу,
Подняла, подняла.

Шуточное движение "До свидания":

Ручкой левою, ручкой левою,
Я подружке помашу,
Я подружке помашу.

III. Закрепление изученного материала.

Рассмотри рис.№1

Дорисуй домик и раскрась его так, как тебе хочется.
- Нарисуй справа от домика елку, а слева - березку.

Рассмотри рис.№2.

Из трех кубиков красного, желтого, зеленого цветов мальчик выложил фигуру. Раскрась кубики так, чтобы красный был выше зеленого, а желтый кубик был справа от зеленого кубика

IV. Работа у доски.

На доске рисунок:

На рисунке слева стоит домик зайца, а справа - домик щенка. Зайцу надо перейти к щенку так, чтобы каждая березка была справа от него, а каждая елочка – слева.
- Нарисуем дорожку зайца:

V. Физкультминутка.

Двигательное упражнение “Зеркало”.

Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает взрослый, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся. Они должны:

  • замереть на месте;
  • повернуться вправо, влево;
  • постоять на пальчиках;
  • постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
  • постоять на пальчиках и поморгать глазами;
  • покивать головой, как будто соглашаются с чем - то;
  • постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;
  • постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.

VI. Повторение изученного материала:

1) - Послушайте шуточное стихотворение:

Филя и Муля – две умных собаки.
Живут друг от друга они далеко.
И, чтобы разлук изменить состоянье,
Решили измерить они расстоянье.
Но сами решить то задачу не могут!
Позвали собачку Длину на подмогу.
Спросили совета: "А как же нам быть?"
Длина усмехнулась, зевнула, качнулась
И стала от домика к дому ходить.
Затем между ними она протянулась...
А Филя и Муля глядят с изумленьем,
И жаждут ответа они с нетерпеньем.
Лежала Длина, от стыда не дыша,
От горя не может подняться и встать.
Она единиц измеренья не знала
И не умела себя сосчитать.

А вы знаете единицы длины? Повторим еще раз...

2) - Нарисуй по точкам фигуру:

3) - Начерти две пересекающиеся прямые.
4) - Начерти незамкнутую кривую линию. Отметь красным карандашом точки В и С, лежащие на ней, и зеленым - точки К и N , не лежащие на кривой линии.
5) - Выложи из спичек:

VII. Домашнее задание:

Придумай и выложи узор из спичек, зарисуй его в тетрадь.

  • люстру в верхнем левом углу комнаты;
  • вазу с фруктами на столе;
  • красный носок на левой ноге свиньи;
  • зеленый носок на правой ноге свиньи;
  • тарелку под столом;
  • нож слева от стола;
  • конфету справа от стола;
  • ложку перед столом.

Для правильного выполнения задания – прочесть книгу С.Маршака "Кошкин дом".

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей устанавливать равенство групп предметов, закреплять понятия больше, меньше, столько же;

2. Закреплять навыки счета в пределах пяти;

3. Совершенствовать умение различать и правильно называть геометрические фигуры;

4. Закреплять представление о пространственных отношениях: «слева-справа», «за-перед», «над-под», «между».

Материал:

Конверт с письмом, логические блоки Дьенеша, игра «Собери по образцу», две клумбы (обруча), фигурки для ковролина.

Ход занятия.

Дети сидят за столами, вдруг слышится стук в дверь….

Ребята, а вы знаете кто это к нам пришел?

А вам не кажется, что этот зайчик какой о необыкновенный?

Посмотрите, из чего он состоит?

Да ребята, он из геометрических фигур.

Ребята, а ведь зайчик плачет. Он в письме пишет, что злая колдунья разрушила его дом и от него остались одни фигурки.

А посмотрите какая у меня есть волшебная коробочка, вы хотите узнать, что в ней? (дети ощупывают геометрические фигурки).

Какую фигуру ты достаешь?

Треугольник.

Правильно, а почему он так называется?

(Дети достают фигурки)

- Ребята, своем письме зайчишка просит помочь построить новый дом, поможем ему?

На столе лежат геометрические фигуры, из них нам надо построить дома.

Из каких геометрических фигур вы построили дома?

Из квадратов, прямоугольников и треугольников.

Посмотрите, какой красивый город у нас получился!

А давайте мы с вами наш город украсим клумбами!

(На стол выкладываются две клумбы-обручи: желтая и красная.)

В одну клумбу посадим только красные цветы, а в другую, только желтые.

Ребята, посчитайте сколько желтых цветов? - 5.

А сколько красных цветов? - 1.

А что можно сказать о желтых цветах? - Их много.

А красный? – один!

Молодцы ребята! Теперь город для зайчика стал еще краше!

Ребята, наверное, зайчику скучно жить в таком большом городе?

Давайте сделаем ему друзей!

На столах, в конвертиках лежат геометрические фигурки, из них нам надо выложить точно таких же зайчиков, как и наш гость. Будьте внимательны!

Молодцы ребята, хороших друзей вы сделали для нашего зайчишки! Теперь ему будет не одиноко!

Теперь у зайчат есть такой большой город, а вы знаете, на чем можно передвигаться из домика в домик?

(На машине, трамвае, троллейбусе, автобусе...)

А еще можно передвигаться на велосипеде!

А какую геометрическую фигуру вам напоминают колеса велосипеда?

Круг, правильно. А вы хотите тоже покататься на велосипеде? Тогда поехали!

Физкультминутка: катание на велосипеде, лежа на коврике.

Ребята вы все такие молодцы! Вы сделали друзей нашему гостю, построили для них город, украсили его клумбами!

А давайте сделаем для них еще один подарок, ведь друзьям приятно дарить подарки. А подарим мы- картину!

Согласны?

(Работа на ковролине.)

Я посажу дерево.

Алена, посади траву перед деревом.

Диана, повесь солнышко над деревом.

Саша, поставь девочку справа от дерева.

Женя, поставь домик слева от дерева.

Оля, посади между домиком и деревом цветок.

Вот какая красивая картина у нас получилось!

Вам нравится?

Мне кажется, что зайчатам тоже очень нравиться картина!

Заяц: Спасибо большое! А можно мне еще прийти к вам в гости, мне у вас так понравилось?

Заяц: Ребята, ребята, я совсем забыл, из каких геометрических фигур вы строили нам город?

(ответы детей.)

Теперь мы и сами сможем строить себе дома, вы же нас научили, спасибо вам! Нам пора прощаться. До свидания!

Занимательная математика - 1 класс

Взаимное расположение предметов. Больше, меньше или столько же предметов

Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 27”.
Предлагаю вам задания по математике на тему “ Взаимное расположение предметов. Больше, меньше или столько же предметов”,которые я использую как на уроках математики, так и на занятиях внеурочной деятельности “Юный математик”, Логика” в первом классе.
Цель заданий - использование как дополнительный материал после изучения темы, а так же на занятии внеурочной деятельности, в качестве занимательного материала.
Данные упражнения можно выполнять индивидуально, работая в паре или группе.
Упражнения можно использовать учителю начальных классов, воспитателю, с детьми в подготовительной группе, а так же родителям, для занятий дома.
Занимательность способствует интенсификации умственной деятельности.
Задания способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.
Задания предназначены для детей младшего школьного возраста (6-8 лет). Учащиеся выполняют их с удовольствием.
Все задания направлены на то, чтобы учащиеся имели представления о пространственной ориентации предметов, умели сравнивать предметы.
Задание №1
Возьми красный и зеленый кубики. Поставь их один на другой. Какой кубик расположен выше: красный или зеленый? Какой ниже: зеленый или красный?
Задание№2
Возьми синий, зеленый, красный кубики. Поставь их один на другой так, чтобы:
1)красный был выше синего, а зеленый - выше красного; назови цвет кубика между двумя другими;
2)красный был ниже зеленого, а зеленый - ниже синего; назови цвета кубиков сначала сверху вниз, а затем снизу вверх;
3)синий был ниже красного и выше зеленого;
4)синий был между красным и зеленым.

Как это можно сделать?
Задание№3
Возьми шарик и кубик. Расположи шарик над кубиком; за кубиком; перед кубиком; под кубиком.
Задание №4
Нарисуй вазочку с цветком. Правее нее нарисуй конфету, а левее вазочки -яблоко.
Задание №5
Катя решила нарисовать картину. После дождя в небе над мостом появилась радуга. На мосту стоит девочка. За мостом плывет лодка, под мостом в реке плещется рыбка. Слева от моста на берегу растет береза, над березой плывет облако. Справа от моста растет куст. Правее радуги - солнышко. Изобрази все это на рисунке.
Задание №6
В ряд расположены игрушки: медведь, юла, кукла, машина. Назови по порядку все игрушки сначала слева направо, потом справа налево. Катя поменяла местами куклу и мишку, юлу и машину. В каком порядке теперь расположены игрушки?
Задание №7
В верхнем левом углу тетради нарисуй солнышко, в левом нижнем углу нарисуй домик, в правом верхнем углу - флажок, а в правом нижнем углу-елочку.
Задание №8
Вова переставил в словах буквы, и вот что получилось:
-овлк
-зако
-шака
-аккшо
-кура
-гтир
-ноок
-пра
Какие были слова?
Ответ: волк, коза, каша, кошка, рука, тигр, окно, пар.
Задание №9
Отметь на листе бумаги несколько красных точек. Отметь столько же точек зеленым карандашом.
Задание №10
Прикладывая одну ладонь руки к другой, докажи, что пальцев на обеих руках поровну.
Задание №11
Нарисуй четыре груши. Раскрась их желтым или зеленым карандашом так, чтобы желтых груш было больше, чем зеленых.
Задание №12
Придумай слова, в которых столько же букв, сколько в словах кот, лиса, книга, собака.
Задание №13
Поровну ли букв в обеих строках?
1.М К С У Б А В
2.Л Т М Ф Б Р К
Зачеркни одинаковые буквы. Поровну ли осталось букв в этих строках?