Концепция географического образования российской федерации. Новая концепция географического образования

В начале ноября в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова прошел второй Всероссийский съезд учителей географии.
В работе съезда приняли участие более 550 учителей географии, методистов, преподавателей высшей школы, представителей региональных отделений Русского географического общества, Российской ассоциации учителей географии из всех субъектов нашей страны.
От Калужской области на съезде работали заведующий кафедрой географии КГУ им. К.Э.Циолковского О.И.Алейников, учитель села Нижние Прыски Козельского района Калужской области, победитель конкурса «Учитель года — 2016» в Калужской области Б.М.Сергеев и наш земляк, учитель географии Кременской средней школы, заместитель председателя ассоциации учителей географии Калужской области Э.А.Краснов.
Организаторами Второго Всероссийского съезда учителей географии выступили Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Министерство образования и науки РФ, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии. Основной темой съезда стало обсуждение Концепции развития географического образования в России.
Открывая съезд, ректор МГУ, академик РАН В.А.Садовничий признал: «Над географией нависла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география была и остается предметом, формирующим сознание человека и его отношение к жизни. География как наука формирует сознание и отношение человека к жизни. Каждую секунду своей жизни мы находимся в этой среде — в среде природы, в среде человеческой, и все это требует глубокого изучения, фундаментальных знаний».
Президент Российской ассоциации учителей географии, заведующий кафедрой экономической и социальной географии, доктор педагогических наук, профессор МПГУ А.А.Лобжанидзе ознакомил участников съезда с результатами обсуждения основных положений Концепции географического образования в
региональных отделениях РАУГ.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцов отметил, что географию для сдачи ЕГЭ выбирают небольшой процент выпускников, а в 2016 году ЕГЭ сдали всего около 18 тысяч школьников, или 3% участников ЕГЭ. В этом учебном году планируются Всероссийские проверочные работы по географии в 11-х классах на добровольной основе.
Первый вице-президент РГО, Президент географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАН Н.С.Касимов также говорил о работе региональных отделений РГО по обсуждению основных положений данной Концепции.
После пленарного заседания в работе одиннадцати круглых столов проводилось обсуждение по основным положениям проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации: модернизация содержания географического образования, проблемы методики преподавания географии, система дополнительного образования и школьной географии, географическое просвещение и популяризация географии, система оценки качества географического образования и др.
На втором, заключительном, дне работы съезда пленарное заседание, которое также открыл ректор МГУ В.А.Садовничий, перед участниками съезда выступил Президент Русского географического общества С.К.Шойгу. Он отметил важность участия научного, экспертного и педагогического сообщества в работе над проектом Концепции и роль РГО в популяризации географии в молодежной среде. Также С.К.Шойгу напомнил всем делегатам и участникам съезда о проведении 20 ноября 2016 года Всероссийского диктанта по географии, призвал всех принять активное участие в ходе его подготовки и проведения.
Роль предмета географии в формировании личности и общегражданской идентичности и необходимость создания в школах хорошо оснащенных кабинетов географии отметила министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева. Также она поддержала инициативу введения обязательного экзамена по географии в 9-х и 11-х классах и подчеркнула важность проведения Всероссийских проверочных работ по географии в общеобразовательных учреждениях.
В заключение первый вице- президент РГО, академик РАН Н.С.Касимов зачитал резолюцию съезда о принятии Концепции географического образования. По итогам работы делегаты и участники съезда приняли ее единогласно.
География — важный предмет в программе современной школы, позволяющий сформировать у учащихся понимание целостности современного мира, изучить природу в совокупности природных комплексов, различных отраслей хозяйства, экономических и
географических особенностей и глобальных проблем. Будем надеяться, что прошедший съезд поможет школьной географии обрести ее былой высокий статус, а для наших школьников стать самым увлекательным, полезным и актуальным школьным предметом.

Новая концепция географического образования

в средней школе России

К сожалению, интерес школьников к географии неуклонно падает. Школьная география не обеспечивает формирование географической, политической, экономической, экологической культуры детей. Рейтинг географии в школе крайне низок. Такой настрой школьников разделяют, как это ни печально, и многие взрослые. Если только нужно в школе откуда-то забрать учебные часы в интересах того или иного “модного” предмета, то страдает, прежде всего, география. Неприоритетное отношение к географии характерно и для некоторых лиц, стоящих у руля отечественного образования. Имеются в виду Московский Комитет образования, пытавшийся исключить вообще географию из VI и X классов, некоторые работники Министерства образования и другие.

Возникает вопрос, почему же география превращается в нелюбимый школьный предмет. Ответ, на мой взгляд, носит триединый характер: за последние 10-20 лет коренным образом :

    изменился мир, включая нашу страну;

    изменились дети;

    изменилась сама географическая наука.

В то же время среднее географическое образование в своей основе не меняется уже много десятков лет, хотя “косметический ремонт”, разумеется, проводился: что-то убиралось, что-то добавлялось, где-то менялись акценты.

Поэтому нам крайне необходима новая федеральная концепция, новая стратегия развития среднего географического образования, коренным образом отличающаяся от той, которая существует уже более полувека. Только после принятия на федеральном уровне концепции среднего географического образования можно будет приступить к разработке государственных стандартов, новых программ, учебников и т.д., но ни в коем случае не наоборот , как это пытаются делать сейчас. Кроме того, новая концепция должна принимать во внимание мировой опыт развития географического образования, сфокусированный в соответствующих документах Международного Географического Союза.

Полагаю, что действующая программа (концепции, мне кажется, вообще не существует) среднего географического образования страдает следующими недостатками:

1. Весь курс географии чрезмерно тяжел, растянут и академичен; он не соответствует возрастным особенностям детей. В нем много повторов, много достаточно сложных и в то же время второстепенных для школьника вопросов.

2. Для детей крайне болезнен переход от примитивного природоведения в V классе к весьма сложному курсу общей физической географии в VI классе.

3. Имеет место “пропасть” между физической географией, изучаемой в VI VIII классах, и экономической и социальной географией, изучаемой в IX X классах.

4. Курсы физической и экономической географии России слишком обособлены, они как бы выдергивают Россию из мирового сообщества, даются в отрыве от мировых процессов и явлений. Отсутствует один из основополагающих принципов географического исследования: сравнение. Имеется в виду сравнение процессов и явлений в России с аналогичными проявлениями в различных регионах мира. Такой подход является инерцией старого мышления, когда бывший СССР существовал в условиях замкнутой блоковой системы.

5. Курс экономической и социальной географии мира, напротив, дается без России, что в условиях усиливающихся интеграционных процессов, вхождения России в мировое хозяйство, также вызывает серьезные сомнения.

6. Курсы географии перенасыщены довольно узкими вопросами, в то время как такие приоритетные направления как страноведение, геоэкология, геополитика, глобалистика, концепция устойчивого развития и ряд других освещены крайне слабо.

7. Курсы географии ни в коей мере не согласуются с мировым опытом географического образования.

8. Учебники по географии объективно очень хороши, но они не соответствуют ни уровню, ни потребностям среднего российского школьника, который, как правило, не привык работать с литературой. Учебники по своей форме остались на уровне 50-70-х годов, в то время как зарубежные учебники (даже бывших социалистических стран) претерпели коренные изменения.

Учитывая изложенные недостатки, предлагается следующая концептуальная структура среднего географического образования (для 12-летней школы).

1. Для того чтобы обеспечить безболезненный переход от начальной школы к изучению географии, как науки, предлагается начать изучение географии в старшем возрасте, причем желательно “соорудить” своеобразный “мостик” от примитивного природоведения к весьма непростым вопросам географии, одновременно заинтересовав детей и научив их работать с картами. В качестве такого мостика в VII классе предлагается курс “История географических идей и открытий”. Попутно заметим, что такой важнейший культурологический слой, как история географических открытий и заселения Земли в курсах географии и истории дается поверхностно, без всякой системности.

2. В старшем возрасте, т.е. в VIII классе предлагается курс “Общее землеведение”, значительно упрощенный по сравнению с действующей программой, где общие физико-географические понятия даются на протяжении трех лет.

3. В IX X классах предлагается интегрированный курс “Страноведение”, в рамках которого предусматривается тема “Россия” (целиком X класс) . В нем изучаются как отдельные регионы, так и некоторые страны, играющие значительную роль в международных отношениях или чем-то выделяющиеся среди других стран. В каждом регионе будут изучаться природа, население, его традиции, быт, хозяйство, социальные проблемы. При этом упор будет делаться на наиболее характерных чертах, присущих данному региону. Безусловно, физико-географическая и экономико-географическая составляющие при рассмотрении России сокращаются и, наоборот, усиливаются этнографическая, геополитическая, геодемографическая, геоэкологическая и социально-географическая составляющие. Главная сила этого курса - его комплексность с тем, чтобы школьник почувствовал “портрет” региона или страны, при этом приоритет, естественно, отдается России.

4. В XI и частично в XII классах предлагается значительно более сложный курс - “География современного мира”. В отличие от действующего курса “Экономическая и социальная география мира”, предлагаемая картина мира дается через призму глобальных проблем, при этом Россия является полноправным, если ни главным, участником этой “картины”. В данном курсе в значительной мере будут сокращены отраслевые и региональные составляющие. Одновременно усиливаются проблемные, даже философские вопросы, волнующие человечество. Последние два курса - “Страноведение” и “География современного мира” основываются на концептуальной идее единого, неделимого и в то же время противоречивого мира, где Россия занимает свое достойное место. Изучив курс географии, школьник должен почувствовать себя не только гражданином открытой, свободной России, но и гражданином планеты, ответственным за ее безопасное и “устойчивое” будущее. Ликвидируется также разрыв между физической и экономической географией; начиная с IX класса, дети фактически изучают просто “географию”, при этом явно усиливается ее социальный вектор. И, наконец, концепция подразумевает создание соответствующих программ и учебников. Они должны быть проще, доходчивее. Больше красочных ярких карт, диаграмм, графиков, таблиц, фотографий, рисунков и даже комиксов.

Общее количество часов, отведенное географии - 374 часа - по сравнению с действующей программой не изменилось. Данная Концепция предлагается в качестве альтернативной.

Зорин Ю.В.

учитель-исследователь
школа № 102, г. Пермь

К вопросу о концепции обновления географического образования
в российской школе на пороге XXI века

Несомненно, актуальной является постановка вопроса о необходимости пересмотра содержания географического образования, его целей и задач.

География-это классическая школьная дисциплина, участвующая в формировании научной картины мира земли. В то же время отличительными чертами географии являются широкий охват проблем, междисциплинарный характер и методология, которая просматривается от естественных до общественных наук.

Таким образом, в условиях современной школы география должна стать тем звеном, практически единственным, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом.

Структура школьной географии должна способствовать решению этих проблем.

Изучение географии должно помочь изменению сознания учащихся, переосмыслению личной ответственности за все, что случается в этом мире.

Обновление содержания географического образования должно начаться с начальной школы. Дети открыты для новых знаний и навыков, именно поэтому и изучение других народов, их культуры, образа жизни, мест проживания должно начинаться на этой стадии, естественно на доступном ребенку образно-описательном сильно генерализированном уровне.

Особое внимание нужно уделить изучаемому в IV (V) классах предмету природоведение. Следует насытить его географической информацией. Возможно, именно в этом курсе школьники должны начать знакомство с историей географических открытий, исследованиями нашей планеты.

Дальнейшую структуру обучения можно представить в следующем виде:

В VI классе на базе краеведческого материала происходит знакомство учащихся с элементами географической оболочки и географической картой.

В VII классе начинается изучение географии России и в то же время продолжается изучение основ общего землеведения на примерах, связанных со своей страной.

VIII-IX классы. Изучение материков, океанов, стран мира по территориальному принципу. Дается характеристика особенностей природы, ресурсов, населения, образа жизни, хозяйства, как отдельных регионов, так и отдельных государств.

В начале курса должен быть дан определенный теоретический материал, который должен помочь лучшему усвоению некоторых вопросов экономической и социальной географии.

В 10 классе, мне кажется, необходим курс типа предлагаемого В. Горбаневым (География в школе, № 6, 1996, под условным названием “Современный мир”). В нем помимо прочего учащиеся получат представления о предметах, не изучаемых в большинстве школ, например, социология, политология и т.д., что поможет им в дальнейшем выборе профессии.

Подобный курс я веду в этом году в XI классе школы № 102 г. Пермь для учащихся, углубленно занимающихся географией по составленной мною программе.

Курс носит название “Территориальная организация жизни общества”. Программа курса была одобрена д.г.н., зав. кафедрой экономической и социальной географией Пермского Государственного Университета Шарыгиным.

Очень хотелось, чтобы место для географии нашлось и в выпускном XI классе. Здесь напрашивается курс, обобщающий на более высоком теоретическом уровне все изучаемое ранее. Такой курс помог бы формированию научного мировоззрения школьников. Создал бы целостное представление о закономерностях размещения хозяйства и общества, роли географических наук в оптимизации отношений человека и природы.

Иванов Ю.П.

Пединститут, г. Новокузнецк

Современные проблемы
школьного географического образования

Современная географическая наука переживает революционный информационный переворот, усиленный другими достижениями НТР. Идет переосмысление места географии среди других наук о Земле, перестройка ее теоретической базы. Революционные преобразования в географии далеко не завершены, и грядущее тысячелетие, вероятно, будет ознаменовано крупными открытиями в географической науке, в частности на стыке географии с биологией, химией, физикой, экологией, астрономией, психологией, медициной и другими науками. “Заземленность” географической науки входим в противоречие с кругом ее интересов. Благодаря разносторонним исследованиям, комичность географии стала более очевидной.

Школьный курс “география” переживает бурное преобразование, что преимущественно связано с общей перестройкой системы образования. Содержательный же план школьной географии во многом остается прежним. Описательно-объяснительное направление школьной географии остается доминирующим.

Деятельностный подход в обучении географии, начатый Суховым В.П. (1997), находит с каждым годом все больше сторонников. Однако, методическая обеспеченность учебного процесса остается крайне неудовлетворительной. Личностно-ориентированное обучение как бы по касательной обходит школьную географию, что свидетельствует о том, что переоценка ценностей, связанная с переориентированием обучения, во многом еще не закончена. Школьная география остается по-прежнему не средством познания учащимся окружающего мира, а предметом, нагружающим школьника сведениями о географических объектах, явлениях, процессах. Традиционная установка учащихся на принцип “нас учат” тормозит их познавательную деятельность. Полученные знания не становятся частью личности ученика, поэтому легко забываются. Призывы энтузиастов к превращению учебного процесса в исследовательскую деятельность остаются во многом невостребованными, так как многим непонятно, для чего это необходимо. “Всякая попытка воспитателя учителя внести в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает сами основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств” (1).

Новые задачи не могут быть решены старыми методами. Цель школы развитие личности. Это стало аксиомой, но осмыслена ли она? Личность воспитывается личностью, следовательно, рассуждая о развивающейся личности учащегося, мы не должны забывать о развивающей личности самого учителя . Учитель географии не только излагает материал, сколько организует познание. Это приводит к необходимости пересмотра программ, учебников, всего учебно-методического комплекса по географии. Возникают большие проблемы в связи с подготовкой и переподготовкой учителей географии, а также преподавателей педвузов.

Динамично развивающаяся система образования и революционные изменения в географической науке приводит к тому, что средства обучения во многом успевают устаревать еще на стадии производства. К этому можно добавить увеличивающийся с каждым годом поток информации, с которым приходится работать учителю.

Функции учителя усложнились: личностно-ориентированный подход предусматривает учет индивидуальности каждого ученика, что вызывает затруднения с традиционными средствами обучения географии. На уроках учащиеся часто сталкиваются с процессами и объектами незнакомыми в их непосредственных ощущениях. Знания, неподкрепленные эмоциями, воспринимаются поверхностно, не вызывают интереса, поэтому не становятся частью их личности.

Вышеизложенные проблемы можно решить с помощью новых информационных средств обучения, которые в настоящее время используются лишь отчасти. Парадокс создавшейся ситуации заключается в том, что в России в настоящее время практически отсутствуют производители учебных программ по географии. Известны лишь “пиратские” энциклопедии-справочники, сборники примитивных карт, иллюстраций самого общего содержания.

На ЕГФ НГПИ с 1995г. ведутся работы по созданию электронного учебника географии. В результате 3-х летней работы была создана рабочая модель электронного учебника. В его основу была положена рукопись учебника по начальному курсу географии Сухова В.П., сокращенный вариант которой уже опубликован в издательстве “Просвещение”.

В ходе небольшого эксперимента (школа № 8 г. Новокузнецк) нами были получены первые результаты применения электронного учебника географии. В частности, установлено, что воздействие “ожившей” географии планеты при помощи мультимедийных средств очень велико. Например, учащимся была предоставлена возможность наблюдения в динамике озоновой дыры над Антарктидой в различных лучах спектра.

“Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить” это высказывание А. Дистервега известно всем. Однако используется ли это положение применительно к школьной географии в полной мере? “Номенклатурное” направление школьной географии, которое резко критиковалось еще В.П. Семеновым-Тян-Шанским, до сих пор имеет весьма прочные позиции.

Обращение к личности учащегося не может само собой привести к реализации идей развивающего обучения на уроках географии. Сумма знаний, данная ученику вне его деятельности, без учета его “внутреннего” содержания, не может привести к развитию личностных качеств, тем более творческих способностей школьника. Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. В нормативных документах до сих пор незримо действует положение “учащиеся должны знать и уметь”. Не похоже ли это на отголосок старой политической системы? Пора давно понять ученик никому ничего не должен .

Для успешной познавательной деятельности учащихся, во-первых, необходимо их естественный первоначальный интерес к окружающему миру преобразовать личную убежденность его активного познания. Принцип “малых географических открытий”, открытий не ради оценки, а “для себя”, должен стать основополагающим в новой концепции школьного географического образования.

Но что желают изучать учащиеся на уроках географии, и в какой форме? Как меняются с возрастом учебно-познавательные мотивы учащихся, как на их активность влияют фактор “малой географии”, личность самого учителя? Исследований, способных ответить полностью на эти и другие вопросы, очень остро стоящих в школьной географии, в настоящее время проведено недостаточно. Без участия большинства учителей географии в исследованиях по выработке и экспериментальной апробации основных положений новой концепции школьной географии, данные проблемы неразрешимы.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976

Иванова Т.В.
методист ЦРО, г. Выборг
Эпштейн Е.А.
учитель школы 1243, Москва

Зачем сегодня проводить
школьные географические олимпиады

Школьная географическая олимпиада, для чего с какой целью, именно сейчас необходимо проводить ее?

Поставленный вопрос имеет три уровня ответов. Один-с точки зрения учителей географии; другой-с точки зрения учащихся; третий-с точки зрения всех уровней управления образованием.

Разделение этих уровней позволяет лучше понять функции, выполняемые географическими олимпиадами и дать научно-обоснованный ответ на вопрос относительно роли школьных географических олимпиад.

С точки зрения учителей мы видим три основные их функции:

1) стимулирование у школьников интереса к географии;

2) выявление учащихся, интересующихся географией, для повышения качественного состава абитуриентов географических факультетов и экономических факультетов высших учебных заведений;

3) определение наиболее типичных ошибок, допускаемых школьниками, для корректировки методов своего преподавания.

С точки зрения учащихся можно говорить о двух основных функциях олимпиад:

1) возможность самопроявления с одновременным получением относительно объективной информации для самооценки своего интеллекта;

    выявление своей пригодности к тому или иному виду деятельности.

С точки зрения органов управления образованием можно выделить две главные функции школьных олимпиад:

1) фискальную, позволяющую получать объективную оценку о качестве работы учителей (на уровне директора школы), школ (на уровне районных и городских управлений образования), территориальных управлений образования (на уровне Министерства образования России;

2) корректирующую - для корректировки программ курса, учебников и методов преподавания предмета в школе; для выявления территориальных различий в состоянии преподавания школьной географии, его кадровой и материальной базы.

Из сказанного понятно, что географические олимпиады (как и по другим предметам) не могут быть частным делом учителя, директора школы или территориального управления образованием. Олимпиады должны быть обязательным элементом государственной политики в развитии и управлении школьным образованием. А это означает:

1) обязательность проведения олимпиад по имеющемуся перечню предметов в каждой школе;

2) единство методологии построения вопросов при одновременном разнообразии характера формируемых олимпиадных вопросов, исходя из специфики территории;

3) соответствующий порядок финансирования олимпиад, включая все уровни;

4) методика анализа результатов олимпиад вышестоящими уровнями управления образования для осуществления их контрольных функций;

5) считаем недопустимым, объединять в одну параллель вопросы для 8-9х классов, а также 10-11х классов, за исключением может быть Всероссийской олимпиады, т.к. уровень подготовки одних и других различный;

    исходя из вышесказанного, полагаем, что необходимо четкое стабильное положение об олимпиадах для уровня школы, района, города, аналогичное существующим положениям об олимпиаде на областном и федеральном уровнях;

7) нам кажется, что нужно рекомендовать организаторам олимпиад обязательно давать информацию в местную печать о проведенных олимпиадах и их призерах с тем, чтобы еще раз обратить внимание вышестоящих органов на деятельность образовательных учреждений и самое основное, чтобы учащиеся чувствовали внимание общества.

Вместе с тем нельзя превращать анализ олимпиадных работ в дубину, карающую учителей. Важно всегда различать причины ошибок учащихся - участников олимпиады.

    низкое качество преподавания конкретного учителя;

    низкий уровень материально-технической базы преподавания географии в конкретной школе (отсутствие учебников, атласов);

    финансирование повышения квалификации учителей);

    частая болезнь учителей или его детей;

    уровень умственного развития основного контингента учащихся в данной школе, и его способность освоить современную школьную программу по географии;

    просчеты разработчиков самих вопросов, организаторов олимпиады;

    просчеты самой школьной программы, которая не нацеливает учителя на проведение практических работ обобщающего характера, а именно вопросы на обобщение наиболее распространены на олимпиадах и ответы на них вызывают наибольшие затруднения у подавляющей части школьников.

Все это должно быть учтено в Положении о школьных географических олимпиадах. В них, в частности, должно быть оговорено:

    кто может являться организаторами олимпиад разного уровня и кто должен составлять вопросы для каждого из этих уровней;

    как следует дифференцировать задания и методы их оценки для учащихся разных типов школ (с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи, с одной стороны; общеобразовательные школы-с другой);

    как проводить анализ результатов олимпиад для органов управления образования разных территориальных уровней. При этом учитывать современное состояние материально-технической базы школ разных типов школ в различных регионах России, а также с точки зрения качества школьных программ.

В Положении следует указать на обязательность доведения до сведения учителей географии результатов географических олимпиад, анализа результатов и имеющихся предложений по улучшению методов проведения олимпиад разного уровня и содержания школьных программ.

Кроме того, следует официально предусмотреть в этом Положении обращение к учителям с просьбами о передаче в оргкомитеты своих предложений по совершенствованию преподавания географии и проведения самих олимпиад.

Документ

Итоги лицензирования образовательной деятельности, аттестации, государственной аккредитации и инспектирования образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием Челябинской области за 2001-2002 учебный год

  • Влияние православной культуры на духовную жизнь в сибири в XVII-начале ХХ веков

    Книга

    Простак С.Л., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и связей с общественностью Новокузнецкого филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

  • Разработка концептуальных подходов к изучению различных школьных предметов стала актуальной тенденцией нашего времени. Уже разработаны концепции по ряду дисциплин (русский язык, литература, отечественная история, математика), теперь очередь дошла и до географии (Концепция развития географического образования в Российской Федерации ).

    Проект этого документа создан межведомственной рабочей группой под эгидой Русского географического общества и Министерства образования и науки РФ . Он представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития школьного географического образования и просвещения.

    По мнению авторов проекта документа, современная система географического образования не отвечает запросам времени и требует существенной коррекции. В проекте концепции представлены предложения по разработке нового стандарта школьного географического образования и требований к структуре учебно-методического комплекса; даны рекомендации по проведению конкурса и созданию новых линий учебников по географии; организации курсов повышения квалификации учителей.

    В июле – августе 2016 года в Российской академии образования пройдёт серия съездов представителей ассоциаций учителей-предметников, посвящённых обсуждению проблем преподавания школьных предметов. Открыл серию этих мероприятий съезд учителей химии, состоявшийся 19 июля, а 26 августа состоится съезд представителей ассоциации учителей географии, где будет обсуждаться, в том числе, и проект Концепции. В работе съезда примет участие академик РАО, главный редактор журнала «География в школе» Михаил Викторович Рыжаков.

    – Как бы Вы обосновали необходимость разработки Концепция развития географического образования в Российской Федерации?

    – Концепция – очень важный, нужный и ответственный документ. В основе которого глубокий анализ, рефлексия, прогноз, проект основных направлений развития в будущем. Поэтому концепция не может создаваться «на пустом месте». Тем более концепция такого уровня. Ведь заявлено, что это концепция развития географического образования в крупнейшей стране мира - России!
    Почему я говорю «на пустом месте»? За последние 20 лет разработано как минимум две концепции и концепция федерального государственного образовательного стандарта по географии, которая была признана лучшей на Всероссийском конкурсе стандартов. Впечатление такое, что авторы обсуждаемого текста об этом ничего не знают. Здесь видится первое и крайне серьёзное методологическое упущение. Без серьёзного анализа, сделанного до вас в интересующей вас сфере, ничего путного получиться не может. И вы будете обречены повторять уже давно известное, «ходить по кругу», что и демонстрирует обсуждаемый текст проекта. По этой же причине вне поля зрения авторов остались те проблемы, решение которых, прежде всего и определяют векторы развития географии как школьного предмета, да и в целом географического образования. Речь идёт о правовом поле, которое изменилось. Речь идёт о научном географическом знании, которое уже давно ушло от парадигмы «изучаем, что где находится». Между прочим, термину «конструктивная география» скоро исполнится 40 лет, а мы всё занимаемся страноведением. Появилась совершенно новая информационная среда, и даже – виртуальная реальность. Обострились, по-новому осознаются многие экологические проблемы, вопросы геополитики. Всё более активное сопротивление встречают идеи глобализации, особенно в крупных государствах. И многое, многое другое. Здесь и надо искать обоснование новой концепции, однако ничего подобного мы не видим. Такой подход с неизбежностью приводит впоследствии к профессиональной декомпетенции, потере профессионализма.

    – Согласны ли Вы с утверждением авторов проекта концепции о том, что «система географического образования и просвещения, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе»?

    – Я разделяю это мнение. Но надо обосновать причину, по которой это произошло. Уменьшение количества часов – это не причина, а следствие. А главная причина заключается в том, что в нынешнем виде школьная география мало кому интересна. Её образовательная ценность постоянно уменьшается. Можно сказать, что школьная география всё хуже выполняет возложенные на неё задачи (функции). Вы, конечно же, спросите, что это за функции? Я бы тоже спросил, но авторы концепции, похоже, этим вопросом даже не задавались. Поэтому попробую высказать ряд позиций, не претендуя на истину в последней инстанции. Идти надо от уникальности географического знания, в том числе и школьного. Здесь мы точно не ошибёмся: Земля – главный и единственный объект географического образования. А география – единственный учебный предмет, дающий целостное представление о Земле, как небесном теле и планете людей. Географическое знание – надёжная основа для воспитания ответственного, бережливого гражданина своей страны и всей планеты как общего дома человечества. После этого можно формировать спектр целей и получить достаточно полное представление о возможной структуре и содержании нашего предмета.
    Обратите внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и Федеральными государственными образовательным стандартами содержание образования определяется участниками образовательного процесса самостоятельно. Уменьшение часов на географию свидетельствует прежде всего о том, что школьные администрации не видят большой пользы от изучения этой дисциплины. Положение усугубляется ещё и тем, что у географии появились «конкуренты» в лице таких предметов, как обществознание, ОБЖ, экономика, экология, в рамках которых изучается много тем, представленных и в курсе географии. Примеры здесь не требуются, учителя очень хорошо об этом знают.

    То же самое происходит и в системе высшего образования. В экономических вузах и на географических факультетах география уже перестала быть обязательным предметом на вступительных экзаменах. Вполне возможно, что скоро география уйдёт из педагогических университетов. Дело в том, что в ноябре прошлого года в Москве прошла Всероссийская конференция по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования, на которой серьёзно обсуждался и продолжает обсуждаться новый профиль подготовки: «учитель основного общего образования». Не учитель географии, физики, биологии или химии, а учитель основного общего образования. Можно только предполагать, что станет с соответствующими факультетами.

    Если авторы концепции утверждают, что существующая система деградировала, значит, надо искать системные варианты решений. И здесь мы видим ещё одну фундаментальную ошибку, которая состоит в том, что они считают существующую структуру школьной географии незыблемой и не предлагают никаких изменений в этом направлении, ограничиваясь лишь косметическими «в масштабах предмета» мерами. При этом авторы даже не задаются вопросами: а нужны ли те курсы, что есть в школьной программе сейчас? Отвечают ли они потребностям современного общества? В правильной ли последовательности они изучаются, или их надо заменить другими? А ведь существующая ныне структура курса была создана более полувека назад. Мне представляется, что она давно устарела. Действительно, зачем нужны в основе своей страноведческие курсы, когда есть огромное количество источников информации на эту тему. Может быть, лучше всё-таки сосредоточиться на объяснении причин или следствий? Учить детей размышлять, а не запоминать и ретранслировать?

    – Насколько эффективны, по Вашему мнению, основные направления реализации концепции, предложенные авторами, в числе которых – сохранение количества часов по предмету география в объеме 2-х часов в неделю в каждом классе (с 6 по 9 класс), введение курса «География родного края» для 8–9-х классов по 1 часу в неделю в каждом классе за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса?

    – Мы сегодня живём в новых реалиях. Базисный учебный план, утверждавшийся на федеральном уровне, отменён, государство количество часов на учебные предметы не регулирует. Осталась только предельно допустимая учебная нагрузка. Если разработчики концепции адресуют свои пожелания директорам школ, то повторюсь, мало кто захочет тратить драгоценное учебное время на изучение бесполезного, по их мнению, предмета. Если вспомнить историю, то самое большое количество времени на изучение географии – 17 часов в неделю – отводилось в СССР в довоенные годы. Это не менее 40% учебного времени. В то время единственным источником информации по географии был учебник, который открывал детям окно в мир. После Великой отечественной войны наша страна всё больше открывалась миру, и мир открывался нам. Бурно развивались человеческие контакты. Вспомним, например, о Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, бурное развитие телевидения и т. д. Огромный объём географической информации люди стали получать вне школы, естественно, сокращалось и время, отводимое на изучение предмета. Наконец, капитально начали меняться программы и учебники, особенно в связи с переходом на новое содержание среднего образования (70-е годы XX в.). Страноведческие курсы географии впервые в истории получили общие разделы, предваряющие изучение стран и территорий. Это была первая серьёзная попытка органично вписать теорию в страноведческий контекст. География «училась» не только описывать, но и объяснять объекты и явления. Термин «формирование понятий» на многие годы стал ведущим в методике. Но курсовая структура предмета в целом оставалась прежней. Хотя до сих пор никто не сможет объяснить, почему, например, тектонику плит или климатические закономерности надо изучать в 5–6 классах, а не в старшей школе.

    – Может быть, введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ по географии поможет изменить ситуацию к лучшему?

    – Трудно представить себе, что такое когда-нибудь случится. Но если это решение будет воплощено в жизнь, тогда придётся вводить в качестве обязательных ОГЭ и ЕГЭ по химии, физике, биологии – предметам, общеобразовательное значение которых не подлежит сомнению. Более того, именно они определяют то, что мы сегодня называем научно-техническим прогрессом. Вслед за естественнонаучными дисциплинами подтянутся гуманитарные, формирующие мировоззрение, – история, обществознание, литература, экономика, иностранные языки. И так мы вернёмся к системе, от которой столько лет старательно убегали. Можно ввести географию в качестве обязательного вступительного испытания при приёме на обучение по ряду специальностей/направлений подготовки, как это предлагают авторы концепции. Да, её будут учить, но это не сделает предмет интересным, познавательным, формирующим личность ученика. Не будем забывать о том, что география всегда была мощнейшим средством патриотического воспитания. Только делать это надо умеючи, и большого количества часов для этого не требуется. Да и «обязаловка» здесь точно не поможет.

    – По данным Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), ЕГЭ по географии сдают менее 3% выпускников 11-х классов, зато ОГЭ по этому предмету выбирают 20–25% учащихся 9-х классов. Как бы Вы объяснили столь странную статистику?

    – С выпускниками средней школы всё понятно: они – прагматики и выбирают только те предметы, которые потребуются для поступления в вуз. Что же касается выпускников 9-х классов, поделюсь любопытным наблюдением: когда я учился в школе, география считалась одним из самых лёгких предметов. Подготовка к ней не требовала больших усилий, неуспевающих по этой дисциплине не было. Думаю, причина предпочтений девятиклассников понятна – она заключается в том, что подготовиться к экзамену по географии проще, чем к какому-либо другому. Но боюсь, что очень скоро ситуация изменится к худшему. Современные школьники Москвы, утверждают, что это очень сложный предмет, материал перегружен, часто непонятен даже хорошим ученикам. Я расцениваю это явление как очень тревожное, потому что пусть лучше будет легко и интересно, чем трудно и непонятно.

    – Разработчики концепции предлагают усилить практическую направленность в преподавании географии, а также развивать различные формы дополнительного образования – традиционные и новые: экскурсии и походы, слёты и соревнования, олимпиады, интеллектуальные турниры, квесты и дискуссионные клубы, проектно-исследовательскую деятельность... Может, такие формы деятельности увлекут подростков?

    – Ничего нового я в этих предложениях не вижу, всё это было и раньше. Часто до половины уроков по естественнонаучным предметам в советских школах посвящалось практическим и лабораторным занятиям. Активно проводились экскурсии, слёты, краеведческая работа и многое другое. Проектная деятельность тоже развивалась, только она называлась по-другому. Десятки и сотни книг написаны на эту тему. Возникает только один вопрос: почему появились подобные предложения? Самым логичным выглядит следующий ответ: скорее всего потому, что ничего этого в школе теперь нет. И в университетах этому практически не учат. Словом, опять мы только в начале пути, но пришли сюда, как говорят, «своим ходом».

    – Какие изменения и поправки к проекту концепции Вы бы предложили?

    – Я бы её заново написал и выделил бы в ней три крупных блока: 1) школьная география; 2) вузовская география; 3) географическая просветительская деятельность. И в каждом блоке указал бы направление развития. Что же касается школьного курса, требуются кардинальные изменения структуры и содержания. Для того чтобы понять, какие именно изменения потребуются, необходимо провести серьёзные исследования. Убеждён, если привлечь ведущих учёных, педагогов-профессионалов, учителей-практиков, то подготовить такую Концепцию можно, и она будет долго служить нынешнему поколению и будущим поколениям учителей географии.

    Беседовала Ольга Дашковская

    Представленная концепция написана профессионально, отражает все стороны географического образования. Коллектив, который составлял данный проект, знает проблемы географического образования не понаслышке. Авторы проекта глубоко проанализировали и изучали данный вопрос.

    В концепции показано значение географического образования, проблемы изучения и преподавания географии. В Концепции сформированы цели и задачи проекта. Представлены основными направления реализации Концепции и предполагаемые результаты.

    Написано все хорошо, «гладко» и правильно. НО не стоит переоценивать географическое образование и возносить данный предмет, как предмет решающий все проблемы образовательной и экономической сферы.

    Опасность представляется в том, что «заставь чиновника Богу молиться, он лоб расшибет». Может сложиться ситуация, которая была создана при введении предмета ОБЖ (во всех классах), физкультуры по 3 часа в неделю, обществознание (как предмета, который учит всему). Подобные перекосы могут привести к разочарованию к любимому предмету (география).

    При введении 1 часа в неделю в 5 классе и 1 часа в неделю в 6 классе (по ФГОС в данный момент), нецелесообразно вводить 2 часа в неделю в 6 классе (если в 5 классе останется 1 час). Считаю, что учащиеся должны сдавать экзамен по географии по желанию, а не поголовно все.

    Выделить средства на развитие детского, самодеятельного туризма.

    Отзыв на Концепцию по развитию географического образования в Российской Федерации Чурляев Ю.А. доцент ВИРО, учитель географии Лицей 9 Воронеж

    Оставьте свой комментарий, спасибо!

    Комментарии к «Концепция географического образования. Проект.»

    • Марина , 02.12.2016 в 21:04

      ЕГЭ по географии надо сдавать

    • Pavel , 02.12.2016 в 21:04

      ЕГЭ ввести необходимо. Хотя бы что то хорошее в реформе образования будет.

    • Елена Давыдова , 23.08.2016 в 17:12

      Уважаемый Юрий Алексеевич, коллега, спасибо большое за то, что смогла найти на вашем сайте информацию о Втором съезде учителей географии, уже отправила Анкету участника. С первым съездом было как-то проще — задолго было предложено написать интересную статью, о съезде можно было прочитать в Интернете. Отношусь к числу тех учителей, которые поедут, если повезёт, самостоятельно — сами от себя и своего сердца. У нас квота в Краснодарском крае- всего 3 человека, попасть через региональный отдел РГО нереально, да и не это главное. Если бы не вы, трудно сказать, когда смогла бы что-то узнать.
      И ещё. Абсолютно согласна с тем, что географию должны сдавать как предмет по выбору. безумие делать его обязательным для всех. Трудно понять и объяснить распространённое среди далёких от нашего предмета людей мнение, что география — легко, беспроблемно, едва ли не от нечего делать может быть сдана любым ребёнком. Особенно в этом уверены родители, не оценивающие ситуацию реально.Если буду на съезде, непременно поддержу тех, кто заговорит об этой проблеме, а разговор такой, конечно же, будет.
      Ещё раз спасибо за неожиданную помощь. Всего вам самого доброго.
      С уважением Елена Николаевна, отдавшая любимой географии уже 40 лет))

    Концепция географического образования в средней школе

    Школьная география переживает очень сложный период. Престиж географии падает. Несмотря на то, что в базисном учебном плане география является обязательным предметом, часы на ее изучение сокращаются.

    В обществе происходят глубокие изменения в социальной и экономической жизни. Все это, а также современные достижения науки, потребовали создания новой концепции школьной географии. Нужно показать значение географии в формировании личности, как уникальной науки, которая в комплексе показывает единство природы-общества-экономики, анализирует причинно-следственные связи, прогнозирует и предлагает пути решения экономических, социальных и экологических проблем.

    Без географических знаний и умений, без представления о Земле, как о едином целом и одновременно неоднородном пространстве, без географической культуры невозможна современная деятельность человека.

    Цели и задачи школьного географического образования

      на основе конкретного географического материала сформировать систему принципов и взглядов по отношению к Земле, как своему дому, единственной среде обитания.

      на основе комплексного подхода создать целостное восприятие мира, дать представление о географических объектах и явлениях, их разнообразии в природе и обществе, объяснить их объективность. Рассматривать каждый регион как единую территориальную общественную систему.

      особое внимание уделить выявлению, изучению, анализу причинно-следственных связей. Учащиеся должны понимать, что все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено, все объекты и явления развиваются во времени и пространстве. Отсюда необходимость рассматривать все в историческом плане, в развитии, уметь прогнозировать последствия, предвидеть возникновение проблем, уметь предлагать их решения.

      география-наука территориальная, поэтому необходима привязка всех объектов, явлений и процессов к определенному месту. Это обусловливает необходимость умения пользоваться картой как источником информации.

      формирование экологической культуры, понимания значения и роли каждого человека в системе природа-человек-общество.

    Основные направления школьной географии

      Гуманитаризация (“очеловечивание”). Это знания о роли выдающихся личностей в развитии географии. Рассмотрение всех объектов, явлений, процессов в отношении к человеку. Влияние природы на развитие материальной и духовной культуры, роль природы в формировании нравственности, национальные традиции природопользования и ведения хозяйства. Роль человека в формировании современных ландшафтов.

      Краеведческий подход в изучении географии - максимум внимания к своему краю, начиная от окружения школы и кончая территорией своей области (региона). Включены знания фактического материала по своему краю и проявления общих физико-географических закономерностей и причинно-следственных связей на знакомой местности. Предлагается также введение комплексных курсов краеведения в VI-X классах.

      Экологизация курсов географии на основе воспитания любви и бережного отношения к Земле как к дому, где мы живем. Основной принцип: мыслить глобально, действовать локально. Роль каждого человека в решении экологических проблем.

      Дифференцированный подход. Это четкое разделение географического содержания по уровням: для ознакомления, базовый уровень, углубленное изучение. Кроме того, специализированные и профильные курсы, блоки и пр., для этого необходимы альтернативные программы и учебники.

      Комплексный подход при изучении отдельных регионов на основе сформированных знаний по общей географии.

    Структура школьных курсов

    География не должна изучаться в начальной школе, т.к. там ее преподают неспециалисты. Они допускают ошибки, которые трудно впоследствии исправить. Кроме того, у детей создается впечатление, что они все уже изучили, а это снижает интерес к географии в старших классах.

    V класс - курс “Природоведение” на краеведческой основе.

    VI класс - физическая география мира. Изучаются общие географические закономерности, понятия, представления. На материки и океаны отводится 2-3 часа для общего представления.

    VII класс - физическая география России. (Природа России).

    VIII класс - экономическая и социальная география России.

    IX класс - общая физическая и экономическая география.

    X класс - экономическая и социальная география мира.

    Материальное обеспечение учебного процесса

    Для обеспечения полноценного изучения географии в школе необходим комплект учебных пособий в полном объеме. Каждая программа должна иметь: учебник, атлас, рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя, контурные карты, книгу для учащихся, набор стенных карт.

    Учебник должен быть не просто книгой для чтения, а представлять собой пособие для самостоятельной работы, размышления, формирования общеучебных и специальных умений и навыков.

    В таком же объеме должны быть и учебные пособия по своей области.

    Концепция школьного географического образования обсуждена и одобрена на заседании Совета кабинета географии ИУУ.

    Козаренко А.Е.

    Место геологии
    в современном школьном курсе географии

    Геология фундаментальная наука, теснейшим образом связанная с географией. Без геологических знаний невозможно само существование географии. Современный облик Земли нельзя объяснить без геологического прошлого. Литосфера является литогенной основой географической оболочки. Горные породы есть тот субстрат, на котором формируются различные ландшафты. Они также являются объектом деятельности человека, в результате которой могут возникать экологические катастрофы.

    Анализ современных школьных программ по географии и соответствующих учебников показал, что геологические знания занимают около 5% учебного времени, отведенного на географию. В то же время, например тема “Атмосфера” занимает 15 20% учебного времени. Количество и преемственность геологических понятий в школьных курсах географии показаны ниже.

    В учебниках географии VI класса дается около 100 геологических понятий, из которых в VII XI классах сохраняется от 20 до 50%. В учебниках VII класса количество геологических понятий несколько снижается. Около 30 60% этих понятий используется в VIII XI классах. Максимальное количество геологического материала приходится на VIII класс (около 150). В учебниках IX XI классов используются в основном названия полезных ископаемых (16 40 понятий и полезных ископаемых)

    Во всех курсах географии и почти во всех существующих школьных учебниках используются понятия о полезных ископаемых, месторождениях, термины “минерал”, “горная порода”, “геология” и некоторые другие. К сожалению, многие понятия, раскрытые и используемые в VI классе, не используются в VII XI классах. В учебных пособиях по экономической географии практически не используется багаж предыдущих классов. Необходимо также отмечать не только истощение запасов полезных ископаемых, но и экологические последствия антропогенеза для литосферы.

    Большое количество разнообразных учебников по географии для средней школы, выпущенные в последнее время, отражает многообразие подходов к преподаванию географии. Однако многие из них страдают неточностями и даже грубыми ошибками в изложении геологических знаний. Часто используется устаревшая геологическая информация. Например, утверждается, что добиогенный этап развития географической оболочки закончился 570 млн. лет назад. Однако, известна огромная роль организмов в формировании атмосферы, гидросферы и литосферы в докембрии, на что указывал еще В.И. Вернадский.

    Предлагаем схему и последовательность изучения геологических знаний в школьных курсах географии.

    VI класс. Происхождение Земли как планеты и ее внутреннее строение. Основные минералы и горные породы, слагающие земную кору. Понятие о геотектонике и ее методах. Внутренние геологические процессы: магматизм интрузивный и эффузивный (вулканизм). Метаморфизм. Полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Структурные основные элементы земной коры: континенты и океаны, платформы и подвижные пояса. Общие черты их строения и развития. Тектонические карты. Внешние процессы: выветривание, геологическая деятельность текучих поверхностных вод, подземных вод, ледников, ветра, моря. Образование осадочных горных пород и важнейшие полезные ископаемые осадочного происхождения. Участие живых организмов в формировании земной коры, атмосферы и гидросферы.

    VII класс. Современные представления о строении литосферы и земной коры. Типы земной коры. Основные геотектонические гипотезы. Литосферные плиты: механизм и причины их движения. Развитие подвижных поясов и горообразование. Разрушение гор под воздействием внешних процессов. Формирование платформ. Зависимость крупных форм рельефа от геологического строения земной коры. Полезные ископаемые платформ и подвижных поясов. Геологический круговорот вещества.

    VIII класс. Рельеф и строение земной коры территории России. Геологическое летоисчисление. Геохронология и стратиграфия. Геохронологическая таблица. Геологическая карта и карта четвертичных отложений. Понятие о палеонтологии и восстановлении физико-географических обстановок геологического прошлого. Общие закономерности развития Земли: периодичность и направленность геологических процессов. Байкальский, каледонский, герцинский, мезозойский и альпийский тектонические циклы. Геологическая история России в неогене и четвертичном периоде. Человек как геологическая сила. Понятие о ноосфере В.И. Вернадского.

    IX класс. Минеральные ресурсы России и закономерности их распространения. Горючие и рудные ископаемые. Агрохимическое и химическое сырье. Экологическая геология неотъемлемая часть геоэкологии. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая и геохимическая. Экологическая геология России.

    X класс. Минеральные ресурсы мира и закономерности их распространения. Глобальная экологическая геология и человек.

    Корниенко Е.В.

    Москва, школа № 1314

    Новый подход в преподавании географии

    Объем учебного материала с каждым годом увеличивается, а количество часов сокращается, так чему же учить детей в этой ситуации?

    Главные вопросы, на которые должен ответить учитель географии, обдумывая следующий урок, - какую мыслительную способность можно сформировать у детей, работая с данным географическим материалом, и есть ли мыслительные способности, которые адекватнее формировать именно на уроках географии.

    Размышляя над этими вопросами и проверяя их на практике, я пришла к выводам, с которыми хочу познакомить вас.

    У географии, несомненно, есть свое место в общей системе школьных предметов. В силу сложившейся сетке часов по разным предметам в разных классах, именно с географии (природоведения) начинается курс естествознания. А это ставит перед учителем задачу научить детей различать предметные поля. Это совсем не тривиальная задача, т.к. в данном случае ребенок должен понимать, что он исследует вместе с учителем и какие способы и средства есть в арсенале данной предметности. Объектом исследования является природа, а средствами – данные, полученные физикой, химией, зоологией, которыми дети начнут заниматься позже. Таким образом, на первом этапе география призвана оснастить ребенка культурными средствами, выработанными в естественнонаучных предметах. Это система различений и оснований (параметров) данных различений, полученных, прежде всего, в физике. Другими словами, ученик должен овладеть языком предмета и понимать способы получения параметров (температура, высота, скорость движения и т.д.). В педагогической практике это называется овладением предметными понятиями. Но это не так. Происходит подмена красивыми словами реальной педагогической деятельности иного типа. Овладеть понятием – это, значит, знать в какой реальной ситуации возникло данное слово и, какую реальную ситуацию за счет этого удалось разрешить. Нужно отдать себе отчет, что учитель, как впрочем, и методисты такими знаниями не обладают. Этому не учат ни в университете, ни в пединституте.

    Здесь для учителя открывается колоссальное поле для творчества вместе с детьми. Научить ребенка владеть понятиями, а не знать большое количество определений понятий – вот в чем задача географии. В педагогической деятельности необходимо стремиться к созданию таких учебных ситуаций, в которых ученик начнет порождать необходимую систему понятий и тем самым освоит их.

    Методикой по созданию таких учебных ситуаций занимается московская школа № 1314 (Экспериментальный методологический колледж). Эта методическая форма получила название Задачная форма организации занятий (ЗФО).

    Основная идея географического образования состоит в том, чтобы помочь ребенку овладеть знаниями, а не информацией. Под знаниями понимается не только владение языком предмета, но и понимание специфики получения (набор измерительных средств) и ограничения знаний (набор моделей). В качестве примера приведу 2модели. Это теория геосинклиналей и теория движения литосферных плит, которые учителя используют для объяснения особенностей рельефа и характера залегания горных пород. Каждая из моделей имеет свои ограничения и с этим тоже необходимо знакомить детей.

    В географической предметности заложена особая мыслительная способность – умение составить прогноз. Поэтому основная цель географического образования – сформировать способность к прогнозированию. Все выше сказанное является составной частью способности к прогнозированию.

    В связи с этим для каждого последующего курса географии определяется своя педагогическая задача:

    V VI класс - Овладение системой различений и формирование понятий;

    VII класс - Овладение модельными представлениями;

    VIII класс - Овладение способностью к прогнозированию

    При этом в каждом курсе есть то, что указано в предыдущем, но смещаются акценты.

    Для IX-X классов дидактическая работа преследует цель – работа формированием проектных способностей и позиционным анализом различных ситуаций. Именно в курсах экономической географии дети должны работать с системами знаний различных предметов, понимать их ограничения и уметь использовать для прогнозов и анализов.

    Лобжанидзе А.А.

    к.г.н., МПГУ

    Президент РАУГ

    О подходах к формированию современного
    географического образования

    Мир, стоящий перед школьниками, получающими образование в XXI веке, будет более угрожающим для дальнейшей жизни критически опасным с точки зрения состояния окружающей среды, непредсказуемым с точки зрения мировой экономики, которая станет все более конкурирующей и взаимосвязанной. В этой связи резко возрастает значение географического образования, которое должно претерпевать определенное реформирование и в связи с переходом к 12-летней школе.

    В современном мире география, как наука не ограничивается коллекционированием различной информации. География имеет дело, в большей степени, с выяснением вопросов и решением проблем, чем с запоминанием изолированных фактов. Вот основные вопросы, которые решают географы при изучении Земли: “Где расположено что-либо?” “Почему это там?” “Как это там образовалось?” “Как это взаимодействует друг с другом?”

    Что представляет собой география, как учебная дисциплина? Зачастую она ориентирована именно на запоминание фактов и коллекционирование географической информации. В условиях перехода к новой Концепции географического образования необходимо отойти от фактологического подхода и усилить деятельностный подход, создав необходимые условия для реализации следующих основных умений и навыков у российских школьников:

      отвечать на географические вопросы;

      приобретать географическую информацию;

      организовывать (представлять) географическую информацию;

      анализировать географическую информацию;

    Умение отвечать на географические вопросы и сегодня составляет одно из основных умений, формируемых на уроках географии. Однако, важно, чтобы учащиеся самостоятельно разрабатывали географические вопросы. Необходимо учить школьников размышлять относительно возможных ответов на эти вопросы, потому что различные предположения ведут к разработке гипотез, а те в свою очередь к поиску географической информации.

    Приобретение географической информации. Чтобы отвечать на географические вопросы, школьники должны начать собирать географическую информацию

    Школьники должны уметь собирать данные из различных источников: научных работ, материалов полевых исследований, материалов периодической печати, различных видов карт, использовать источники графической информации, интервью, статистические данные.

    Источники географической информации, особенно результаты полевых работ, выполняемые учащимися, являются важными в географическом исследовании школьников, пробуждают их любопытство, и делают географию более полезным и практически значимым предметом. Это способствует активному изучению теоретических вопросов географии, с тем чтобы, наблюдая, формулировать новые вопросы и проблемы, усиливает восприятие природных и социальных процессов.

    Организация географической информации . Вся собранная географическая информация должна быть организована и отображена различными способами через анализ и интерпретацию. Данные должны быть систематизированы и представлены в визуальных (графических) формах: графики, диаграммы, таблицы, фотографии, картограммы и карты. Такой подход особенно полезен, когда изготовляемые учащимися визуальные формы, сопровождаются устными или письменными комментариями. Творческий потенциал школьников в полной мере должен проявляться в разработке различных видов карт, графиков и диаграмм (в т.ч. и электронных). Они лучше всего отражают собранные учеником данные.

    Создание собственных карт может означать использование карт-эскизов (картосхем), в письменных работах или как результат наблюдений в поле. Для школьников изготовление карты должно стать таким же простым и естественным делом как запись параграфа. Учащиеся должны быть квалифицированы в создании символов карты, использования масштаба, уметь критически оценивать информацию, отображенную на картах.

    Анализ географической информации включает отбор значимых примеров или явлений в природной или социальной среде. Аналитические процессы ведут к ответам на вопросы, которые сначала составляли цель исследования и должны привести к разработке географических моделей и обобщений. Разработка обобщений и выводов, основанных на собранных, организованных и проанализированных данных, являются вершиной исследовательской деятельности школьника.

    Умения, связанные с ответом на географические вопросы включают способность делать выводы основанными на информации, полученной в графической форме (карты, таблицы, графы) или в устных и письменных ответах.

    В разработке ответов на географические вопросы важна масштабность. Это умение включает способность отличать обобщения, которые применяются на локальном уровне от тех, которые применяются на глобальном уровне проблемы.

    Разработка обобщений требует, чтобы школьники использовали информацию, которую сами собрали, обработали, и проанализировали. Обобщения могут быть сделаны, используя индуктивное или дедуктивное рассуждение. Индуктивное рассуждение требует от школьников синтеза географической информации, чтобы ответить на вопросы и сделать выводы. Дедуктивное рассуждение требует, чтобы школьники идентифицировали вопросы, собрали и оценили доказательства, выявили, являются ли обобщения соответствующими, проверяя их в реальной работе.

    Школьники, в ходе географического исследования, должны овладевать гражданской позицией, распространяя полученные результаты собственных исследований на реальные действия в природно-социальной среде. Если школьник способен связать полученные результаты, отвечающие на географические вопросы с жизнью, то это умение настоящего гражданина.

    Географическая информация может быть представлена в виде художественного или литературного произведения, игры или видеофильма. Широкую возможность для получения современной географической информации представляют компьютерные мультимедиа-программы и международная компьютерная сеть “Интернет”. Выбор оптимальных средств обеспечения ответов на географические вопросы важное умение для школьников. Важно, чтобы учащиеся понимали, что имеются альтернативные способы получения географической информации, умели ими пользоваться.

    Документ

    Итоги лицензирования образовательной деятельности, аттестации, государственной аккредитации и инспектирования образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием Челябинской области за 2001-2002 учебный год

  • Влияние православной культуры на духовную жизнь в сибири в XVII-начале ХХ веков

    Книга

    Простак С.Л., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и связей с общественностью Новокузнецкого филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.