Интересные сведения о тютчеве. Интересные факты из жизни тютчева

Интересные факты из жизни Тютчева , связанные с его любимыми женщинами. Тютчева обожали женщины, они его боготворили. Федор Иванович никогда не был донжуаном, развратником, ловеласом. Он обожал женщин и они ему отвечали тем же. Его множество прекрасных лирических стихотворений посвящены именно женщинам.
1. Фёдор Тютчев в 1822 году был назначен внештатным чиновником при дипломатической миссии в г. Мюнхене
Весной 1823 года(ему было 23 года) он познакомился в Мюнхене с очень юной (15-16 лет) графиней Амалией Лёрхенфельдор(больше известна как Крюденер). В то время, когда они познакомились, Амалия знала, что она очень красива и научилась уже повелевать мужчинами. Ею увлекались и Пушкин, Гейне и Баварский король Людвиг. А Тютчев(как его называли Тэодор) был скромен, мил, всегда при встречах с ней смущался, но был очень предупредителен в отношениях с Амалией. Они начали симпатизировать друг другу, обменялись цепочками от часов(Тютчев подарил ей золотую, а она - ему шелковую). Они вместе много гуляли по Мюнхену, по его прекрасным предместьям, и на берегу красивого Дуная.

В 1824 году Федор Тютчев дарит Амалии стихи “Твой милый взор, невинной страсти полный…”, а также решился просить руки Амалии у её родителей. Сама девушка была согласна, а вот родители - нет, так как им не нравилось то, что Тютчев был молод, не богатый, не титулованный. Чуть позже родители Амалии дали согласие на брак с сослуживцем Тютчева на несколько лет старше от него бароном Александром Крюденером.
Тютчев до глубины души был оскорблен. До конца своих дней Федор Тютчев и Амалия Крюденер остались душевными друзьями. В 1836 году Тютчев пишет еще одно стихотворение, которое посвящает Амалии “Я помню время золотое…”, а в 1870 году - “К.Б.”:
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое
И сердцу стало так тепло
2.Время, как известно, лечит, и в 1826 году Федор Тютчев тайно женился на Элеоноре Петерсон, которая была вдовой дипломата Александра Петерсона. У неё от первого брака осталось четверо сыновей.Эмилия-Элеонора Петерсон была из старинного графского рода Ботмеров. Элеонора была старше Федора Тютчева на три года.Их брак продлился двенадцать лет, у них родилось трое дочерей. Первые семь лет их семейной жизни были самыми счастливыми для Федора Тютчева. Почему пять других лет не являются столь счастливыми? Элеонора очень любила своего мужа, просто боготворили. Но в 1833 году она узнает. что её муж увлекся Эрнестиной Дернберг, урожденная Пфеффель(в тот момент была замужем за бароном Фрицем Дернбергом). Она была одной из самых красивых девушек в Мюнхене. Хорошо воспитанная, из семьи баварского дипломата. В те годы Элеонора немного располнела, стала более домашней. Да и не удивительно. Дом, муж, дети… А Эрнестина была очень молодой, многим нравилась. Так что ревновать своего мужа было к кому. Для Элеоноры - это был сильный удар.Она даже пыталась покончить с собой, ударив несколько раз себя в грудь кинжалом для маскарадов.
После огласки всех событий связанных с романом Тютчева, попыткой самоубийства Элеоноры, Федора Ивановича переводят на работу в город Турин. Элеонора простила мужа, так как очень его любила. Они возвращаются в Россию, но через некоторое время Тютчев вернулся в Европу. В 1838 году Элеонора вместе со своими тремя маленькими дочками садится на пароход в Любек, чтоб приехать к мужу. Но в ночь с 18 на 19 на пароходе был сильный пожар. Элеонора перенесла сильное потрясение спасая своих детей. Все эти события окончательно подорвали её здоровье и в августе 1838 года Элеонора скончалась на руках любимого мужа. Тютчев так был ошеломлен смертью своей жены. что поседел за одну ночь. Через десять лет после её смерти он напишет стихотворение “Еще томлюсь тоской желаний…”
3. Уже в 1839 году Тютчев венчается со своей возлюбленной Эрнестиной Дернберг.Эрнестина красива, образованна, очень умна и она очень близка Тютчеву. Он пишет ей стихи: “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Мечта”, “Вверх по течению вашей жизни”, “Она сидела на полу…”, “Все отнял у меня казнящий Бог…и др.
В этих стихотворениях поразительно сочетается любовь земная, отмеченная чувственностью, страстью, даже демонизмом, и чувство неземное, небесное. Ощущается тревога в стихах, страх перед возможной “бездной”, которая может предстать перед любящими, но лирический герой старается эти пропасти преодолеть. Тютчев пишет о своей новой жене:”…не беспокойтесь обо мне, ибо меня охраняет преданность существа, лучшего из когда-либо созданных Богом. Я не буду говорить вам про ее любовь ко мне; даже вы, может статься, нашли бы ее чрезмерной. Но чем я не могу достаточно нахвалиться, это ее нежностью к детям и заботой о них, за что не знаю, как и благодарить ее. Утрата, понесенная ими, для них почти возмещена… две недели спустя дети так привязались к ней, как будто у них никогда не было другой матери”.
Эрнестина удочерила всех дочерей Элеоноры и у Тютчева и Элеоноры были еще трое совместных детей - дочь Мария и два сына Дмитрий, Иван.
4. К сожалению, Тютчев был влюбчив и он изменял своей жене и часто, а через 11 лет совместной жизни совсем к ней охладел, так как был влюблен в Лёлю Денисьеву. Елена Александровна была из обедневшего дворянского рода, её мать умерла, когда она была еще маленькой, отец женился второй раз, и Лёлю воспитывала тётя.Леля Денисьева была на 23 года моложе Тютчева. Как начались и где их отношения достеменно неизвестно, но вот что говорили об отношении Тютчева к Лёле: “Увлечение поэта нарастало постепенно, пока не вызвало наконец со стороны Денисьевой такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником…”Но в итоге страдали все. Бесконечно страдал сам Федор Иванович, продолжая преклоняться перед своей женой и страстно, по-земному обожать юную Лелю. Страдала его молодая любовница, строго и безапелляционно осужденная обществом за этот разбитый брак. Тютчеву не нужно было выдумывать страсти для своих произведений. Он просто записывал то, что видел своими глазами, что пережил собственным сердцем.
Любовь к чужому мужу заставила Лелю вести странную жизнь. Сама она оставалась «девицей Денисьевой», а ее дети носили фамилию Тютчевых. Фамилию, но не дворянский герб. Ее положение очень напоминало то, в каком многие годы прожила княжна Долгорукая, морганатическая жена Александра II. Но в отличие от своей наперсницы по несчастью, Леля Денисьева была не столь сильна духом, да и ее возлюбленный не так всесилен. От ненормальности своего положения, открытого презрения общества, часто посещавшей нужды, она страдала чахоткой, которая медленно, но верно сводила еще молодую женщину в могилу.

Тютчев очень хорошо осознавал значение Лели для своей жизни, и не ошибся.Подрывали ее здоровье и частые роды. Своего последнего ребенка Леля родила за два месяца до смерти. От былой красоты, веселости, жизни остался только призрак — бледный, почти невесомый… Леля Денисьева умерла на руках Тютчева 4 августа 1864 года, через четырнадцать лет после начала их мучительного романа.
Тютчев не порывал со своей семьей. Он любил их обеих: свою законную жену Эрнестину Дернберг и внебрачную Елену Денисьеву и безмерно страдал оттого, что не в состоянии ответить им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему.Тютчев пережил Лелю на девять лет и умер в далекой от дорогой ее могилы Италии. Но его последняя признательность досталась все же Эрнестине Федоровне — верной, любящей, всепрощающей:
Все отнял у меня казнящий бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Что б я ему еще молиться мог”

Федор Тютчев звал свою законную жену Эрнестину Фёдоровну - Нести, а Елену Александровну-Лёля

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи «Денисьевского цикла»). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

Тютчев родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 - 1830 в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 - 1850 выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

В 1848 - 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как «Неохотно и несмело…», «Когда в кругу убийственных забот…», «Русской женщине» и др., но не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860? преобладают политические стихотворения и мелкие. - «на случаи» («Когда дряхлеющие силы…», 1866, «Славянам», 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

Каков же смысл знаменитого “умом Россию не понять ”? Прежде всего тот, что “ум не есть высшая в нас способность” (Н.В.Гоголь). Чтобы ориентироваться в многослойном русском пространстве-времени, нужна вера, надежда и любовь. Если трактовать веру как “обличение вещей невидимых”, то Россия в некотором отношении не всем видна. Подобно граду Китежу, при приближении чужих для неё духовных энергий Русь уходит на глубину.

Выдающийся русский поэт Федор Иванович Тютчев был также и политическим мыслителем, дипломатом.

Приметы внешней биографии Федора Ивановича Тютчева известны достаточно хорошо. Потомственный аристократ духа и крови, учился в Московском Университете, и с 1822 года посвятил себя служению Отечеству – прежде всего на поприще дипломатии. Более 20 лет в общей сложности провел он в Германии и Италии, где успешно защищал государственные интересы России. Одновременно он представлял свою Родину в высших интеллектуальных кругах Европы, в частности, был лично знаком с Шеллингом и Гейне. В 1836 году первая подборка стихотворений поэта была опубликована в пушкинском “Современнике”, причем сам Пушкин пришел от них в восторг. В 1844 году Тютчев возвращается в Россию, где получает придворное звание камергера, и с 1858 года по высочайшему повелению становится председателем Комитета иностранной цензуры. Нет нужды специально подчеркивать, какова была идейно-социальная значимость этой высокой должности.

В 1856 году министром иностранных дел был назначен А.М. Горчаков. Вскоре Тютчев был произведен в действительные статские советники, то есть генеральское звание, и назначен председателем Комитета цензуры иностранной. У него была прямая связь с Горчаковым, возможность влиять на русскую политику. Тютчев играл заметную роль в формировании русской внешней политики 1860-х годов. Он использовал все свои связи при дворе (две его дочери были фрейлинами), среди литераторов и журналистов, чтобы добиться реализации своих идей. Тютчев считал, что «единственная естественная политика России по отношению к западным державам — это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными — по бессилию…» Во многом Тютчев оказался прав — только тогда, когда разразилась война между Францией и Германией, Россия смогла сбросить с себя унизительные путы, навязанные ей после поражения в Крымской войне.

Ранним утром 15 июля 1873 года Федор Иванович Тютчев скончался в Царском Селе. 18 июля его похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Как аналитик, он во многом опередил свое время. Его политическая оценка событий, пророчества будущего России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день.

Тютчев писал свои статьи и незавершенный трактат как до, так и после революций, всколыхнувших Европу — во Франции, Германии, Австро-Венгрии. Всего им было написано 4 статьи: «Россия и Германия» (1844), «Россия и революция» (1848-49гг.), «Папство и римский вопрос» (1850), «О цензуре в России» (1857) и незавершенный трактат «Россия и Запад» (1848-49гг.). В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе до и после отмеченных событий. Во-вторых, он вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как «русофобия», «панславизм». Ярко была выражена идея империи. В одной из своих статей он говорит прямо: «Не община, но Империя».

Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы «русофобии» и будущей «империи», до сих пор не утратившие актуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как «русофобия».

Русофобия - болезненная неприязнь или даже патологическая ненависть к русскому народу, ко всему созданному им. Один из видов ксенофобии. В зависимости от мировоззрения толкователя термина или от контекста его употребления под русофобией может также пониматься не только ненависть собственно к русским, но и ненависть к России как к стране или государству.

Впервые обратил внимание на проблему русофобии А.Пушкин. С его точки зрения, нельзя прощать “клеветников России”, особенно ту категорию людей, которая в ответ на “русскую ласку” способна “клеветать на русский характер, мазать грязью связанные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев”. Нападки на праотцев Пушкин воспринимал как оскорбление народа и нравственного достоинства нации, составляющие главную и составную особенность патриотизма. Поэт признавал самобытность русской истории и считал, что её объяснение требует “другой формулы”, чем история христианского Запада.

Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьях вводит в оборот этот термин.

Эта тема у нас была слабо разработана. Само упоминание этого слова долгое время отсутствует в словарях. Изменения произошли лишь в эпоху Генералиссимуса И.В. Сталина. В середине 30-х годов вплоть до середины 50-х годов этот термин впервые вошел в различные словари русского языка. Можно отметить несколько словарей: Толковый словарь русского языка (под ред. Ушакова, М; 1935-41гг.), Толковый словарь (под ред. С. Ожегова, М; 1949) и Словарь современного русского лит. Языка (М; Академия наук СССР, 1950-1965гг.). После этого вплоть до последнего времени этот термин отсутствует во многих словарях и энциклопедиях.

Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией — революционными событиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин) с 1822 по 1844 годы, а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке..

Бедная Россия! Весь мир против нее! На самом деле, нет.

У Тютчева в связи с этим вызрел замысел трактата «Россия и Запад», оставшегося незавершенным. Направление этого сочинения историософское, а метод изложения — сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии.. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих исторических воззрениях» упускают целую половину европейского мира. Известно, что Россия вынуждена была, охраняя свои интересы и интересы европейской безопасности, подавить революцию в Австрии, Германии и заметно повлиять на ситуацию во Франции.

В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал ИДЕЮ возвращения Константинополя, образование православной империи и соединения двух церквей — восточной и западной.

Нынешний владелец сайта эту статью не писал и со всем этим «русофобским» жалостливым комплексом неполноценности не согласен, но я решил не удалять — пусть будет как мнение. Вот если это правда про Тютчева, то он прямо упал в моих глазах. Не знал, что Тютчев был таким фашистом. Никакое «исторически оправданное возвращение земель» и «русофобия» (выдуманная она или нет) не может быть оправданием для агрессии в сторону другого государства. Именно такие идеи были у небезызвестного Муссолини, который хотел «возвратить», читай захватить земли, принадлежащие ранее Священной Римской империи. Такие дела.

Для Тютчева революция на Западе началась не в 1789 году и не во времена Лютера, а гораздо раньше — источники ее связаны с папством. Сама реформация вышла из папства, из него же происходит многовековая революционная традиция. И в то же самое время на Западе тоже существует идея Империи. «Идея Империи, — писал Тютчев, всегда была душою Запада», но сразу же оговаривал: «но Империя на Западе никогда не была ничем иным как похищением власти, ее узурпацией». Это как бы жалкая подделка истинной Империи — ее жалкое подобие.

Империя Запада для Тютчева является насильственным и противоестественным фактором. И поэтому империя на Западе неосуществима, все попытки ее устроить «срываются в неудачу». История Запада вся сжимается в «римский вопрос» и в нем сосредоточены все противоречия и все «невозможности западной жизни». Само папство сделало попытку организовать «царство Христа как мирское Царство», и Западная церковь превратилась в «учреждение», стало «государством в государстве», как бы римской колонией в завоеванной земле. Этот поединок завершился двойным крушением: Церковь отвергается в Реформации, во имя человеческого «Я» и государство отрицается в революции. Однако сила традиции становится столь глубокой, что сама революция стремится организоваться в империю — как бы повторить Карла Великого.

Ох уж этот злобный запад, аж смешно читать. Ребята этот мир построен на конкуренции и каждый преследует свои интересы — это факт. И, чем меньше главы и граждане государств будут мерятся своими, простите, пиписьками с другими, а чем больше заботиться о процветании своей страны — тем лучше будет всем.

Главным русским делом Тютчев считал хранение и передачу во времени и пространстве великой христианской святыни – вселенской монархии. “Вселенская монархия – это империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки… 4 империи: Ассирия, Персия, Македония, Рим. С Константина начинается 5-я империя, окончательная, империя христианская”. Историософия Тютчева, очевидно, восходит здесь к видению пророка Даниила, и к истолкованию им сна царя Навуходоносора, увидевшего великана с золотой головой, грудью из серебра, медными бедрами и глиняными ногами. Тютчев дает православно-русскую его интерпретацию: “Россия гораздо более православная, нежели славянская. И, как православная, она является залогохранительницей империи… Империя не умирает. Только в качестве императора Востока царь является императором России. Империя Востока: это Россия в окончательном виде”. Отцы Церкви в свое время писали о христианском царстве – но они ещё не ведали о великой северной стране будущего.

Щас бы еще православное государство построить, вообще будет «здорово». Надеюсь, вы помните уроки истории и понимаете, что единственно правильный путь развития — это светской государство.

Быть может, наиболее глубокое духовно-политическое произведение Тютчева – это “Русская география”. Поэт рисует в нем очертания искомого “белого царства” — разумеется, скорее мистические, чем физические, хотя дух и тело в определенном плане неразделимы. Что готовит нам будущее, знает только Бог, но совершенно ясно, что Святая Русь в своей таинственной судьбе уже реализовала многое из того, о чем думал и на что надеялся гениальный поэт-провидец в середине XIX столетия:

У меня сейчас от пафоса слезы чуть не потекли. Канализацию надо бы везде провести сначала, а потом уж Святую Русь строить.

Москва, и град Петров, и Константинов град –

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? И где его границы –

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги по Ефрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство Русское… и не прейдет вовек,

Как то предвидел Дух и Даниил предрек

Раздел:

Навигация по записям

16.02.2016

Тютчев - не только поэт-лирик. Его перу принадлежат серьезные статьи об общественных порядках в России, о литературе, о цензуре. Современники считали Тютчева очень умным человеком, чьи интересы выходили далеко за пределы любовной лирики. И все же теперь, с большого расстояния, измеряемого многими десятилетиями, мы можем с уверенностью утверждать: главное наследие Тютчева - его великолепные стихи о любви, о женщинах, о неземной красоте и очаровании прекрасных созданий, которые кружат головы мужчинам и заставляют их совершать самые невероятные поступки. Сам Тютчев был очень влюбчив. Об этом нам говорят некоторые факты его биографии. Но сначала вспомним, как проходили юношеские годы будущего поэта.

  1. Маленький Федор получил, как многие дворянские дети, прекрасное домашнее образование. Когда мальчик подрос, к нему пригласили в учителя поэта Раича. Именно этот наставник сумел разбудить дремавшую в мальчике-подростке страсть к поэзии, познакомил его с творениями древних и современных писателей.
  2. В 14 лет Федор Тютчев становится сотрудником «Общества любителей российской словесности». Попал он в члены Общества благодаря своим стихотворениям, в которых уже сверкали искры подлинного дарования.
  3. 14-летний Федор поступил в Московский университет. Юного студента одного на занятия не отпускали: с ним ездил учитель Раич. Вместе они слушали лекции.
  4. Получив высшее образование, Тютчев выехал за границу в Мюнхен. Там он проходил службу в Российском посольстве. Целых 22 года продолжалась его заграничная жизнь.
  5. Тютчева обожали и боготворили женщины. Практически никогда он не страдал от неразделенной любви. Пожалуй, единственным исключением стал случай в ранней молодости: Тютчев воспылал страстью к юной Амалии фон Лерхенфельд, внебрачной дочери прусского короля. Но Амалия не пожелала выходить замуж за поэта. Впрочем, Федор Иванович не очень долго горевал по этому поводу: вскоре он женился на другой женщине.
  6. У Тютчева было два официальных брака и несколько серьезных романов «на стороне». Супруга поэта Элеонора, узнав о его увлечении одной из светских красавиц, пыталась покончить с собой, используя для этой цели маскарадный клинок. К счастью, ее спасли. Но через несколько лет она скончалась, оставив незаживающую рану в сердце своего мужа-поэта. Современники утверждали, что Тютчев поседел за одну ночь.
  7. Федор Тютчев стал первым поэтом, который перевел на русский язык произведения Гейне (кстати, с ним Федор Иванович был лично знаком).
  8. На родине Тютчева признали как поэта в 1836 г., когда в Пушкинском «Современнике» появились 16 его стихотворений.
  9. После 20 с лишним лет жизни на чужбине Тютчев вернулся в Россию. Он продолжал работать: стал председателем Комитета национальной цензуры. Это назначение поэт воспринял как дарованную ему возможность облегчить судьбу произведений литературы и искусства, помочь им увидеть свет в России. Он выступал против тотальной цензуры, говоря, что нельзя же рассматривать литературу в качестве сказок для школяров и гимназистов. Взрослый читатель способен сам «отфильтровать» все лишнее и самостоятельно осмыслить любые «крамольные» произведения. Купюры и сокращения только портят гениальные стихи и прозу.
  10. Тютчев был остер на язык, его высказывания разлетались среди сограждан, точно горячие пирожки. Вяземский даже горел желанием составить «Тютчевиану» - сборник мудрых мыслей, принадлежавших перу Тютчева.

Федор Иванович Тютчев прожил довольно счастливую жизнь. Ему довелось изучить мир, пожить за границей - возможность довольно редкая для тогдашних литераторов (вспомним, Пушкин много раз просил разрешения выехать за пределы России, но ему так и не позволили). Всю жизнь он был окружен прекрасными женщинами, дарившими ему искреннюю любовь. Несмотря на многочисленные романы и увлечения, он сумел сохранить порядочность и честность, о нем все говорили с глубоким уважением. Это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи. Так утверждали современники, и у нас нет оснований им не верить.

Яркий след в русской культуре оставил Фёдор Иванович Тютчев – знаменитый общественный деятель 19 века и выдающийся русский поэт, чьё творчество до сих пор вызывает интерес. Об этом свидетельствует и тот факт, что в честь Федора Тютчева назван астероид, открытый в 1981 году в Крымской астрофизической обсерватории.

Будучи публичным человеком, Тютчев не любил выносить свою личную жизнь на всеобщее обозрение, все жизненные перипетии и драмы переживал внутри себя. Тем не менее, благодаря свидетельствам современников, до нас дошло множество интересных фактов из его жизни, повлиявших на его мировоззрение, творчество и определившие судьбу.

  • Тютчев появился на свет 23 ноября 1803 года в среднепоместной дворянской семье.
  • Его мать Екатерина Львовна, в девичестве Толстая, приходилась дальней родственницей семьи, с которой идёт родословная писателя Льва Толстого.
  • Из-за слабого здоровья он обучался дома. Учителем мальчика был знаменитый переводчик произведений античности Семён Егорович Раич, который после Тютчева, обучал маленького Лермонтова.
  • Благодаря учителю, мальчик увлекся поэзией. В 12 лет он перевёл на русский язык торжественные оды Горация, что стало первым переводом этого античного поэта в России.
  • К 14 годам Тютчев свободно владел латынью, немецким, французским и древнегреческим языками.
  • В 15 лет он становится слушателем Московского университета, а затем в 16 лет – его студентом и членом престижного Общества любителей словесности.
  • В 1821 году с блестящими результатами заканчивает обучение на отделении словесности университета.
  1. С марта 1822 года Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел, а уже в начале июня был направлен на работу в дипломатическую миссию Баварии.
  2. В Мюнхене он сдружился с поэтом Генрихом Гейне, философом Фридрихом Вильгельмом Шеллингом и учеными Мюнхенского университета.
  3. В 1837 году Тютчева назначили первым секретарем Русской миссии в Турине, где спустя год умерла его жена.
  4. В 1939 году он самовольно покинул службу, в связи с отъездом в Швейцарию для новой женитьбы, после этого последовало увольнение и лишение звания камергера.
  5. В сентябре 1844 года он с семьёй переезжает в Петербург. Через полгода его зачисляют в ведомство Министерства иностранных дел и возвращают звание камергера.
  6. В 1948 году Тютчев был назначен на должность цензора в Министерстве иностранных дел. Тем временем, он становится активным участником литературного кружка Белинского, в котором встречает своих единомышленников, писателей – Ивана Тургенева, Ивана Гончарова и поэта Николая Некрасова.
  7. В апреле 1857 года Тютчев возведён в чин действительного статского советника, а спустя год стал главой Комитета иностранной цензуры. В этой должности он прослужил 15 лет и много сделал для ослабления цензуры в России.
  8. За весь период службы он был награжден денежными премиями в размере 1800 золотых червонцев 2183 серебряных рублей.
  9. В декабре 1872 года у Тютчева ухудшилось здоровье: ему парализовало левую руку, мучили головные боли, ухудшилось зрение.
  10. На прогулке 1 января 1873 года с ним произошёл удар, следствием которого стал паралич левой половины тела. С тех пор он был прикован к постели, а 15 июля 1873 года он умер в Царском Селе.
  11. Тютчев погребен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Поклонение женской красоте с молодых лет были слабостью Тютчева, поэтому ни один его брак не стал образцом верности.

  • Первой любовью двадцатитрёхлетнего Тютчева, стала юная красавица, шестнадцатилетняя графиня Амалия Лерхенфельдорф, с которой он познакомился в Мюнхене. В неё влюблялись Пушкин, Гейне и король Баварии Людвиг, но к ним она оставалась равнодушной. Тютчеву девушка отвечала взаимностью. Когда он попросил у родителей её руки, молодому дипломату предпочли более именитого барона Александра Крюденера.
  • В 1826 году Тютчев тайно сочетается браком с Элеонорой Петерсон, которая была старше его на 3 года и имела от первого брака 4 сына. Их брак длился 12 лет. За это время у них родилось 3 дочери.
  • Прожив счастливо 7 лет с Элеонорой, Тютчев стал изменять ей с одной из красивейших женщин Мюнхена Эрнестиной Дернберг, бывшей замужем, а позднее ставшей вдовой.
  • После того, как роман с Эрнестиной получил огласку, жена попыталась совершить самоубийство. Любвеобильного дипломата отправляют в Россию, а потом переводят на работу в Турин.
  • В 1838 году Элеонора с дочерьми на пароходе едут к мужу, но ночью там случается пожар. Женщина, спасая своих детей, пережила сильный стресс, что позднее сказалось на её здоровье. Вскоре она умерла на руках мужа, после чего за одну ночь он стал полностью седым.
  • В 1839 году он уехал в Швейцарию, чтобы заключить брак с Эрнестиной Дернберг. В Берне они обвенчались. Последующие пять лет семья жила в Мюнхене, а в 1844 году возвратилась в Петербург.
  • Эрнестина удочерила всех детей Тютчева, а за их совместную жизнь у них появились дочь и 2 сына. По прошествии 11 лет счастливой жизни с Эрнестиной в его сердце зарождается новое чувство.
  • Последней любовью Тютчева стала лучшая подруга дочери, Елена Денисьева. Она обучалась в Смольном институте благородных девиц вместе с двумя дочерьми Фёдора Ивановича и была младше его на 23 года.
  • Предположительно, их любовная связь началась в 1850 году после посещения Тютчевым с дочерью и Денисьевой Валаамского монастыря.

  • Окружающее общество осуждало Денисьеву за связь с женатым мужчиной, от которой появились на свет трое внебрачных детей. Несмотря на это, Тютчев дал детям свою фамилию, а любящая супруга смирилась с изменами мужа.
  • В возрасте 37 лет Денисьева умерла от туберкулёза и была похоронена в Италии.
  • От всех любимых женщин у Тютчева было 9 детей .

Интересные факты про поэтическое творчество

В сокровищнице поэтического творчества Тютчева более 400 стихотворений о природе, на философские темы и любовной лирики. Профессиональным поэтом он себя не считал, а стихи писал для того, чтобы излить бумаге свои чувства и мысли.

  1. Первое стихотворение «Любезному папеньке» он написал в 11 лет.
  2. В 1824 году он дарит своей первой возлюбленной Амалии стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полной», а в 1870 году встретив ее на курорте Баден-Бадена, посвятил знаменитое «Я встретил Вас и все былое».
  3. Первой жене Элеоноре поэт посвятил стих «Ещё томлюсь тоской желаний…» через 10 лет после её ухода из жизни.
  4. Началом поэтической известности стали 16 ранних стихотворений, опубликованных 1836 году по инициативе Пушкина в журнале «Современник».
  5. В 1839 году он посвящает второй жене Эрнестине, которую боготворит, произведения: “Люблю глаза твои, мой друг…”, “Мечта» и другие, но не печатает их.
  6. В 1854 году в России публикуется его первый стихотворный сборник под названием «Беззаконие», посвящённый Елене Денисьевой. В него вошло знаменитое – «О, как убийственно мы любим».
  7. В 1861 году сборник стихотворений выходит в Германии на немецком языке.
  8. Последнее поэтическое послание «Всё отнял у меня казнящий бог», написанное незадолго до собственной смерти, посвящалось верной и любящей Эрнестине, которая была с ним до последних дней.
Федор Иванович Тютчев, как и многие дворянские дети, получил образование. Его учителем был Семен Егорович Раич - поэт, глубокий и античной и итальянской литературы. После отъезда повзрослевшего Тютчева в Москву, Раич стал домашним учителем другого будущего великого поэта - Михаила Лермонтова.

Четыре любви поэта

В период дипломатической в Мюнхене, 23-летний Тютчев познакомился с юной красавицей Амалией Лерхенфельд. В разное время ею были увлечены Пушкин и Гейне, российский монарх Николай I и баварский король Людвиг. Но никому из них своенравная красавица не ответила взаимностью. А вот , предупредительный Тютчев сумел покорить ее сердце. Однако им не суждено было остаться вместе – вскоре Амалию выдали замуж за барона Крюденера. Тютчев не забыл своей юношеской любви. Амалии Крюденер посвящены стихи «Я встретил Вас…» и «Я помню время золотое…»

Первая жена поэта, Элеонора Петерсон, была на 4 года старше его. Когда Федор Иванович женился на ней, Элеонора была молодой вдовой с четырьмя детьми. В браке с Тютчевым у Элеоноры родилось еще три дочери. Старшая Анна впоследствии стала женой известного русского литератора Ивана Сергеевича Аксакова.

После безвременной смерти первой жены, Федор Иванович Тютчев женился на красавице-баронессе Эрнестине Дернберг. Интересно, что однажды на балу в Мюнхене первый муж Эрнестины почувствовал себя плохо и решил отправиться домой один. Тогда он обратился к молодому русскому, с которым как раз говорила баронесса, со словами: «Поручаю вам мою жену». Стоит ли говорить, что этим молодым человеком был Тютчев. Вскоре барон Дернберг умер от тифа.

Последняя любовь Тютчева, Елена Денисьева была моложе поэта на 23 года и училась в Смольном институте благородных девиц с двумя его старшими дочерьми. Их долгая любовная связь, от которой родилось трое детей, вызвала в обществе всеобщее осуждение. Возможно, именно двусмысленность положения и недоброжелательство окружающих погубили Елену, умершую от туберкулеза в возрасте 37 лет. Законная жена Тютчева, Эрнестина, знала об его отношениях мужа с другой женщиной и даже позволила ему дать свою фамилию внебрачным детям. Поэт посвятил Елене Денисьевой самый пронзительный цикл своих любовных стихов.

Вот такой неоднозначной, полной любовных страстей и переживаний, была жизнь великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.