На хозяине была тканная рубаха подпоясанная кожаным. На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

1.

Коржи были румя(1)ые, пахучие, бабушка смазывала их масле(2)ым перышком и посыпала солью, крупной, как толче(3)ое стекло, от коржей шёл пар, они светились, как два маленьких посоле(4)ых солнца.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В мезонине было прибра(1)о, на обеде(2)ом столе, обычно захламле(3)ом, аккуратно разложе(4)ы общие тетради, папки.

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Я собирался встретить дирижёра на станции, но он неожида(1)о приехал с более ра(2)им поездом, и я представился ему лишь в гости(3)ице.

4.

Деревя(1)ый вместительный дом с некраше(2)ым дощатым полом, отштукатуре(3)ый изнутри, прочно стоял на каме(4)ом фундаменте.

5. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В музеях вы, наверно, видели стари(1)ые рисунки, под которыми написа(2)о: "Свинцовый карандаш". Триста лет назад совреме(3)ых карандашей с грифелем в деревя(4)ой рубашке ещё не было.

6. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Искусствоведы увере(1)о насчитывают более сорока сюжетов романовской игрушки. Глиня(2)ые барышни и дамы в красивых нарядах и больших кокошниках слегка нарумяне(3)ы. Под стать им кавалеры, среди них преобладают вое(4)ые в перетянутых портупеях, фуражках и высоких папахах.

7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.


Проникновение в язык иностра(1)ых слов, связа(2)ых с политикой и экономикой, вызва(3)о прежде всего переходом к рыночным отношениям и открытостью совреме(4)ого общества для международных контактов.

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н .

Дверь в комнату была отворе(1)а, и оттуда явстве(2)о слышались звуки пианино, на котором исполняли какой-то медле(3)ый этюд.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Круглый красного дерева стол и полка уставле(1)ы и увеша(2)ы хлебными изделиями: здесь ржа(3)ой с поджаре(4)ым краем хлеб, румя(5)ые ватрушки.

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

11. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В кафе широкий ассортимент: разнообразные сорта кофе, слоё(1)ые масля(2)ым кремом пирожные, глазирова(3)ые фрукты, коктейли.

12. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тропинка взбиралась на гору лома(1)ой линией и вела в нерасчище(2)ый лес. При лу(3)ом свете деревья казались причудливыми великанами , уходящими ввысь к серебря(4)ым звёздам. Вскоре немощё(5)ая песча(6)ая дорожка исчезла.

13. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В лавке было немало интересных вещей: стари(1)ые кофейники, маленькие серебря(2)ые ложки, фарфоровые тарелки, украше(3)ые разноцветными узорами.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Просторная комната было густо заставле(1)а запылё(2)ыми цветами в краше(3)ых охрою кадках и глиня(4)ых горшках.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Кругом расходятся дли(1)ые, широкие улицы, немощё(2)ые, с деревя(3)ыми тротуарами.

16. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

История самая обыкнове(1)ая. Но вы, кажется, скло(2)ы придавать ей преувеличе(3)ое значение.

17. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Необразова(1)ые люди часто бывают невежестве(2)ы и ограниче(3)ы. Участники эксперимента были ограниче(4)ы во времени. Ответы ученика были весьма неувере(5)ы.

18. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Мы брели по полю, где трава не была скоше(1)а. Давно не коше(2)ая, она была нам по пояс. На лугу разнообразие трав неслыха(3)ое. Непуга(4)ые птицы нас соверше(5)о не боялись.

19. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Путешестве(1)ики увидели в непролазной дикой чащобе зеле(2)ые, вспаха(3)ые и засея(4)ые человеком поля.

20. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

21. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н .

На хо­зя­и­не была тка(1)ая ру­ба­ха, под­по­я­са(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

22.

Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.


23. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой.

24. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Прогулочные шлюпки с полотня(1)ым тентом, нарядные, свежевыкраше(2)ые, были рядком пришвартова(3)ы к ограждё(4)ому канатами причалу.

25.

На внутре(1)ей стороне двери висела аккуратно приклее(2)ая репродукция картины, где была изображе(3)а живописная речка с плотиной и небольшой ветря(4)ой мельницей.

26. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Н.

Набережная была подновле(1)а и украше(2)а цветными флагами. Вдоль берега сновали гружё(3)ые многочисле(4)ыми туристами прогулочные катера.

27. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Н.

Необыкнове(1)о изменилось её лицо под гримом: оно стало как будто незнакомым, черты его проявились резче и красивей, глаза были подведе(2)ы тёмной краской и, неестестве(3)о громадные, ярко блестели от внутре(4)его волнения.

28. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Ели и сосны, скова(1)ые мо­ро­зом, за­сты­ли чер­ные и не­по­движ­ные, толь­ко из­ред­ка сухо по­трес­ки­ва­ли, слов­но про­сту­же(2)о каш­ля­ли. Волк под­нял го­ло­ву и завыл – тоск­ли­во и дли(3)о. В ответ ему ис­пу­га(4)о за­ла­ял в избе пес.

29. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Исти(1)ый талант - это, безусловно, врождё(2)ое качество, но не все от природы талантливые люди готовы в нужной мере развить свои способности и пройти творческий путь дли(3)ою в жизнь.

30. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Татьяна была измуче(1)а произошедшими накануне событиями, и я не нашёл в себе сил искре(2)е ответить на зада(3)ый ею вопрос о судьбе драгоце(4)ых камней её матери.

Задание 14 ЕГЭ (2016) Правописание н-нн в разных частях речи Ключ

ВАРИАНТ 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает нанесение тонких плёнок в вакууме. (2)Варьируя толщину и количество слоев в таких плёнках, можно независимо от химического состава получать диэлектрические или полупроводниковые свойства у металлов и достигать более высокой прочности и твёрдости. (3)<...>, используя многокомпонентные и многослойные плёнки можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает изменение свойств металлов с помощью тонких плёнок.

2) Сегодня нанесение тонких плёнок в вакууме занимает одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий, позволяя управлять свойствами металлов и создавать нанокомпозитные материалы широкого назначения.

3) Одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий - это нанесение тонких плёнок в вакууме, позволяющее управлять свойствами металлов и создавать нанокомпозитные материалы широкого назначения.

4) Варьируя толщину плёнок, можно независимо от химического состава изменять привычные свойства металлов, достигая более высокой прочности и твёрдости.

5) Используя многокомпонентные и многослойные плёнки, можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.

2. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово.

Потому что

Следовательно

Таким образом

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

О́ПЫТ , -а, муж.

1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.

3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.

4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ободрИть

сОгнутый

мозАичный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Начальник цеха взял на себя ответственность, выдвигая ДЕЛЬНОЕ предложение по организации производства.

На крыльцо вышел небольшого роста КОРЕНАСТЫЙ мужичок и приветливо кивнул головой.

Руководитель серьёзного проекта, в котором принимают участие сотни людей, должен быть глубокой и ЦЕЛЬНОЙ личностью.

Изба у него на редкость ДОБРАЯ, прочная, да и сам он мужик крепкий, настоящий русский богатырь.

Для человека, не знавшего внимания и заботы, это был самый ЖЕЛАННЫЙ подарок.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара САПОГ

ПОЛОЖИ книги

КЛАДИ на стол

ПЯТЬСОТЫЙ заказ

НАДЕНЬ перчатки

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Отдыхая в кресле, передо мной висит картина "Март".

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Те, кто читал критическую статью Н. А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложений с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обж..гать

к..ммерсант

сож..леть

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..винился, з..дирается;

без..звестный, дез..нформация;

и..правиться, бе..бородый;

пр..брежный, пр..поднять;

кур..ёзный, пред..явитель.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

озадач..нный

устар..вать

неудачл...вый

пул..вое (отверстие)

марл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

проветр..шь

знаком..шься

произнос..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Путники шли без привала весь день, (не)чувствуя усталости,

Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на (не)справедливость существующего порядка.

Мне (не)за что на вас сердиться.

Она отвечала ему, нисколько (не)смущаясь.

Он никогда (не)смотрит прямо.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ВО)ВРЕМЯ экспедиций специалисты определяют видовой состав животных и растений, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грунта, воды и воздуха.

ЧТО(БЫ) понять, КАКИЕ(ЖЕ) законы управляют Вселенной, люди проводят исследования в космосе.

ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся КАКАЯ(НИБУДЬ) отрасль промышленности, в которой так или иначе не использовалось бы дерево.

(В)ПОЛНЕ вероятно, что (В)СКОРЕ произойдёт естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернета.

(ПО)НАСТОЯЩЕМУ счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет (ПО)КРУПИЦЕ накапливать это богатство.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

15. Задание 15 № 1011. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.

2) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.

3) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться ни по красоте ни по яркости с коралловыми полипами.

4) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.

5) Вдруг полился ручьями крупный дождь и один за другим раскатились удары грома.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

На хозяине была ткаНая рубаха, подпоясаННая кожаНым ремнём, и давно не глажеННые штаны.

В этом предложении:

ткаНая - отглагольное прилагательное без зависимых слов и приставки;

подпоясаННая - полное причастие с приставкой;

кожаНым - прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса АН;

глажеННые - полное причастие с зависимым словом.

Ответ: 13.

Ответ: 13|31

Правило: Задание 15. Написание Н и НН в словах разных частей речи

ПРАВОПИСАНИЕ -Н-/-НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.

Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал "Справки" обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.

14.1 Н и НН в отыменных прилагательных (образованных от имён существительных).

14.1.1 Две НН в суффиксах

В суффиксах прилагательных пишется НН, если:

1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый

старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)

Обратите внимание : слово «странный» с точки зрения современного языка не имеет в своём составе суффикса Н и не является родственным к слову «страна». Но исторически объяснить НН можно: человека из чужой страны считали инакомыслящим, чужим, посторонним.

Этимологически объяснить можно и написание слова «подлинный» : подлинной в Древней Руси называлась та правда, которую подсудимый говорил «под длинниками» - особыми длинными палками или кнутами.

2) прилагательное образовано от имени существительного путём добавлением суффикса -ЕНН-, -ОНН: клюквЕННый (клюква), революциОННый (революция), торжествЕННый (торжество).

Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).

Обратите внимание:

Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:

багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.

14.1.2. В суффиксах прилагательных пишется Н

В суффиксах прилагательных пишется Н , если:

1) прилагательное имеет суффикс -ИН- (голубИНый, мышИНый, соловьИНый, тигрИНый ). Слов с этим суффиксом зачастую имеет значение «чей»: голубя, мыши, соловья, тигра.

2) прилагательное имеет суффиксы -АН-, -ЯН- (песчАный, кожАНый, овсЯНый, землЯНой ). Слова с этим суффиксом часто имеет значение «сделан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.

Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.

14.2. Н и НН в суффиксах слов, образованных от глаголов. Полные формы.

Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.

14.2.1 НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных

В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:

1) слово образовано от глагола совершенного вида , С ПРИСТАВКОЙ ИЛИ БЕЗ, например:

от глаголов купить, выкупить (что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый ;

от глаголов бросить, забросить (что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый .

Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка придаёт слову совершенный вид

2) в слове есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА- даже в словах несовершенного вида (маринОВАННый, асфальтирОВАННый, автоматизирОВАННый ).

3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне ).

ПРИМЕЧАНИЕ : В случаях, когда полное причастие переходит в конкретном предложении в имя прилагательное, написание не меняется. Например: ВзволноваННый этим сообщением, отец говорил громко и не сдерживал эмоций. Выделенное слово - причастие в причастном обороте, взволнованный чем? этим сообщением . Меняем предложение: Его лицо было взволноваННым , и уже нет причастия, нет оборота, ибо лицо нельзя «взволновать», и это - имя прилагательное. В таких случаях говорят о переходе причастий в прилагательные, но на написание НН данный факт никак не влияет.

Ещё примеры: Девушка была очень организоваННой и воспитаННой . Здесь оба слова - имена прилагательные. Девушку не «образовывали», да и воспитанная она всегда, это постоянные признаки. Изменим предложения: Мы спешили на встречу, организоваННую партнёрами. Мама, воспитаННая в строгости, и нас воспитывала так же строго . А теперь выделенные слова - причастия.

В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия или прилагательное, перешедшее из причастия.

Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, отчаянный, священный, желанный. .

Обратите внимание на то, что из ряда исключений ушли слова считаНые (минуты), делаНое (равнодушие) . Эти слова пишутся по общему правилу.

Добавляем сюда ещё слова:

кованый, клёваный, жёваный ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.

раненый пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою (две Н, потому что появилось зависимое слово); изранЕННый , вид совершенный, есть приставка).

смышлёный определить вид слова сложно.

14.2. 2 Одна Н в отглагольных прилагательных

В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:

слово образовано от глагола несовершенного вида , то есть отвечает на вопрос что с предметом делали? и при слове в предложении нет зависимых слов .

тушЕНое (его тушили) мясо,

стрижЕНые (их стригли) волосы,

варЕНый (его варили) картофель,

ломаНая (её ломали) линия,

морЁНый (его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),

НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.

тушЕННое в духовке (его тушили) мясо,

стрижЕННые недавно (их стригли) волосы,

варЕННый на пару (его варили) картофель.

РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.

назвАный брат, назвАная сестра - человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.- нАзванный мною адрес;

посажЁный отец (исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). - посАженный за стол;

придАное (имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) - прИданный шикарный вид;

сУженый (так называют жениха, от слова судьба) - сУженная юбка, от слова сУзить, сделать узкой)

ПрощЁное воскресенье (религиозный праздник)- прощЁнный мною;

пИсаная красавица (эпитет, фразеологизм)- пИсанная маслом картина.

14.2.3. Написание Н и НН в сложных прилагательных

В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного не меняется :

а) первая часть образована от глаголов несовершенного вида, значит, пишем Н : гладкокрашЕНый (красить), горячекатаНый, домоткаНый, пестроткаНый, златоткаНый (ткать); цельнокроЕНый кроить), златоковаНый (ковать), малоезжЕНый (ездить), малохожЕНый (ходить), малоношЕНый (носить), малосолЁНый (солить), мелкодроблЁНый (дробить), свежегашЁНый (гасить), свежеморожЕНый (морозить) и другие.

б) вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола совершенного вида, значит, пишем НН : гладкоо крашЕННый (о красить), свежеза морожЕННый (за морозить) и др.).

Во второй части сложных образований пишется Н, хотя есть приставка ПЕРЕ-: глажеНые-переглажеНые, латаНые-перелатаНые, ношеНый-переношеНый, стираНое-перестираНое, стреляНый-перестреляНый, штопаНое-перештопаНое.

Таким образом, выполнять задания можно по алгоритму:

14.3. Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях

И причастия, и прилагательные имеют не только полные, но и краткие формы.

Правило: В кратких причастиях всегда пишется одна Н.

Правило: В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме.

Но, чтобы применить правила, нужно различать прилагательные и причастия.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные и причастия:

1) по вопросу : краткие прилагательные - каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие - что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает);

3) по наличию зависимого слова (краткие прилагательные не имеют и не могут иметь, краткие причастия имеют).

Краткие причастия Краткие прилагательные
написан (рассказ) м. род; что сделан? кем? мальчик образован (каков?) -от полной формы образованный (какой?)
написана (книга) ж.род; что сделана? кем? девочка образованна (какова?)-от полной формы образованная (какая?)
написано (сочинение) ср.род; что сделано?кем? дитя образованно (каково?) -от полной формы образованное (какое?)
работы написаны, мн. число; что сделаны? кем? дети образованны (каковы?) -от полной формы образованные (какие?)

14.4. Одна или две Н могут писаться и в наречиях.

В наречиях на -О/-Е пишется столько же Н, сколько их в исходном слове , например: спокойно с одной Н, так как в прилагательном спокойНый суфффикс Н; медленно с НН, так как в прилагательном медлЕННый НН; увлечённо с НН, так как в причастии увлечЁННый НН.

При кажущейся несложности этого правила существует проблема разграничения наречий, кратких причастий и кратких прилагательных. К примеру, в слове сосредоточе(Н, НН)о невозможно выбрать то или иное написание БЕЗ знания того, чем это слово является в предложении или словосочетании.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные, краткие причастия и наречия.

1) по вопросу : краткие прилагательные - каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие - что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? наречия: как?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает); наречие обозначает признак действия, как оно происходит)

3) по роли в предложении: (краткие прилагательные и краткие причастия зачастую являются сказуемыми, наречие же

относится к глаголу и является обстоятельством)

14.5. Н и НН в именах существительных

1.В существительных (как и в кратких прилагательных и наречиях) пишется столько же Н, сколько в прилагательных (причастиях), от которых они образованы:

НН Н
пленник (пленный) нефтяник (нефтяной)
образованность (образованный) гостиница (гостиный)
изгнанник (изгнанный) ветреник (ветреный)
лиственница (лиственный) путаница (путаный)
воспитанник (воспитанный) пряность (пряный)
гуманность (гуманный) песчаник (песчаный)
возвышенность (возвышенный) копчёность (копчёный)
уравновешенность (уравновешенный) вкусное мороженое (мороженый)
преданность (преданный) торфяник (торфяной)

От имён прилагательных образованы и слова

родственн/ик от родственный, сторонн/ик от сторонний, единомышленн/ик от единомышленный, (злоумышленн/ик, соумышленн/ик),ставленн/ик от ставленный, утопленн/ик от утопленный, численн/ик от численный, соотечественн/ик от соотечественный) и многие другие.

2. Существительные могут также образовываться от глаголов и других имён существительных.

Пишется НН, одна Н входит в корень, а другая в суффикс. Н*
мошен/ник (от мошна, что значило сумка, кошелёк) труж/еник (от трудиться)
дружин/ник (от дружина) муч/еник (от мучить)
малин/ник (малина) пудр/еница (от пудрить)
именин/ник (именины) рож/еница (родить)
измен/ник (измена) своя́ч/е/ниц/а
племян/ник вар/еник (варить)
беспридан/ница НО: приданое (от придать)
бессон/ница уч/е/ник
осин/ник бессребр/еник
звон/ница сребре/ник

Примечание к таблице : *Слова, которые пишутся с Н и при этом не образованы от прилагательных (причастий) в русском языке единичны.Их нужно выучить наизусть.

Пишется НН и в словах путешеств/енник (от путешествовать), предшеств/енник (предшествовать)

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

· Задание №855134 Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Мы устремляемся по (не)изведанному морю к новой земле.

Брат с (не)виданной ловкостью перемахнул через забор.

Вдалеке виднелись серые громады ещё (не)законченных построек.

Княжна Марья была (не)поколебима в своих решениях.

· Задание №868b9a Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых

В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена
буква И?

· Задание №86F81A Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых

задерж..шься, атаку..мый

выгляд..шь, перекормл..нный

терп..шь, всклокоч..нный

сфотографиру..шься, предвид..вший

· Задание №8752DA Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых

Повторение – излюбле(1)ое А.П. Чеховым художестве(2)ое средство – в рассказе «Душечка» является основным способом построения произведения: моното(3)ость, ожидаемость ситуаций, однообразие действий, умноже(4)ые на механичность воспроизведения, создают комический эффект.



· Задание №87CE6A Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

рокоч..шь, немысл..мый

точ..шь, налаж..нный

движ..шься, реша..мый

тревож..шься, законч..нный

Техническая поддержка - АНО «Учебно-издательский центр „Интерактивная линия“» © ФИПИ 2013–2014
Использование материалов открытого банка в коммерческих целях запрещено

· Открытый БанкОБ заданий ГИА /

· 11 класс

· Русский язык

oРусский язык

oМатематика

oИстория России

oОбществознание

oБиология

oГеография

oИнформатика

oЛитература

oАнглийский язык

oНемецкий язык

oФранцузский язык

oИспанский язык

· Орфография (430)

oФонетика

oЛексика и фразеология

oМорфемика и словообразование

oГрамматика. Морфология

oГрамматика. Синтаксис

oОрфография

oПунктуация

oЯзыковые нормы

oВыразительность русской речи

oИнформационная обработка текстов различных стилей и жанров

oОтложенные задания (0)

Отложенные задания (0)

· Русский язык, 11 класс

· Фонетика

· Лексика и фразеология

· Морфемика и словообразование

· Грамматика. Морфология

· Грамматика. Синтаксис

· Орфография

· Пунктуация

· Языковые нормы

· Выразительность русской речи

· Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

· Задание №888B2C Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

Люди, (не)бывавшие в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

В детстве Чехов был (не)истощим на выдумки.

Андрей вошёл в ещё (не)оштукатуренную комнату.

· Задание №889F6F Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

и..числять, бе..компромиссный, не..гибаемый

о..брасывать, на..пись, по..черкнуть

пр..забавный, сопр..косновение, пр..школьный

из..явить, обез..яна, меж..языковой

· Задание №88E814 Отложить Удалить из отложенных Пометить как решённое Удалить из решённых

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?