Война и мир бородинское сражение андрей болконский. Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир

Роман Льва Толстого «Война и мир» показывает читателю жизнь российского государства в пятнадцатилетний отрезок исторического времени с 1805 по 1820 годы. Это был очень сложный период в истории нашей страны, ознаменованный войной 1812 года.

Кульминационным и решающим моментом всего романа является битва при Бородино между наполеоновской и русской армией под командованием Кутузова, которая случилась в августе 1812 года.

Л. Толстой очень точно знакомит нас со всеми деталями бородинской битвы. Он показывает нам, то лагерь наших солдат, то французский, потом мы оказываемся на батареи Раевского, а затем - в полку . Такое описание, позволяет наиболее точно увидеть и осознать многие мелочи Бородинского сражения.

Бородинскую битву мы видим глазами . Безухов был гражданским человеком, в военном деле мало что понимал. Все происходящее Пьер воспринимает чувствами и эмоциями. Бородинское поле, которое было покрыто десятками тысяч воинов, клубящийся дым от выстрелов пушек, запах пороха вызывают у чего чувство восторга и восхищения.

Толстой показываем нам Безухова в центре бородинского сражения, возле батареи Раевского. Именно туда пришелся основной удар наполеоновских войск, именно там погибли тысячи солдат. Пьеру тяжело понять все происходящие события. Даже тогда, когда он столкнулся с французским офицером, он не понимал, кто кого взял в плен.

Бородинская битва все продолжалась. Уже несколько часов гремели залпы орудий, солдаты шли в рукопашную. Л. Толстой показывает нам, как войска Наполеона уже не слушали приказов своих генералов, на поле боя царил беспорядок и хаос. В тоже время, войска Кутузова были едины, как никогда. Все действовали слажено, хотя и несли огромные потери. Тут же писатель показывает нам полк Андрея Болконского. Даже находясь в резерве, он нес большие потери от залетающих пушечных ядер. Но никто из солдат даже не думал бежать. Они боролись за родную землю.

В конце повествования о бородинской битве, Толстой показывает наполеоновское войско в образе дикого зверя, который погибает от раны, полученной на бородинском поле.

Результат бородинского сражения стал разгром наполеоновский войск, их жалкое бегство из России и потеря осознания непобедимости.

Пьер Безухов переосмыслил значение этой войны. Теперь он воспринимал ее, как что-то священное и очень необходимое нашему народу в борьбе за свои родные края.

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей - Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, - народ, мужики в белых рубахах.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.

Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят... Нынче не разбирают... Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они - профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...»

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, - все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».

«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», - таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физическая немощность, усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Он преклоняет колени перед иконой, как и все люди, как солдаты, которых он пошлет завтра в бой. И так же, как они, он чувствует, торжественность настоящей минуты.

Но Толстой напоминает, что есть и другие люди, думающие об ином: «За завтрашний день должны... быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди». Первый среди этих «ловцов наград и выдвижений» - Борис Друбецкой, в длинном сюртуке и с плетью через плечо, как у Кутузова. С легкой, свободной улыбкой он сначала, доверительно понизив голос, ругает Пьеру левый фланг и осуждает Кутузова, а затем, заметив приближающегося Михаила Илларионовича, хвалит и его левый фланг, и самого главнокомандующего. Благодаря таланту всем нравиться он «сумел удержаться при главной квартире», когда Кутузов выгнал многих ему подобных. Вот и в этот момент он сумел найти слова, которые могут быть приятны Кутузову, и говорит их Пьеру, рассчитывая, что главнокомандующий их услышит: «Ополченцы - те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!» Борис рассчитал правильно: Кутузов услышал эти слова, запомнил их - и вместе с ними Друбецкого.

Не случайна и встреча Пьера с Долоховым. Невозможно поверить, что Долохов, кутила и бретер, может извиниться перед кем бы то ни было, но он делает это: «Очень рад встретить вас здесь, граф, - сказал он ему громко и не стесняясь присутствия посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. - Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня».

Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот решающий момент своей жизни важных слов. И они встретились. Князь Андрей ведет себя по отношению к Пьеру холодно, почти враждебно. Безухов одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, а главное - о Наташе, а князь Андрей хочет поскорее забыть о ней. Но, разговорившись, князь Андрей совершил то, чего ждал от него Пьер, - со знанием дела объяснил положение дел в армии. Как и все солдаты и большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение от дел Барклая и назначение на пост главнокомандующего Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Кутузов для князя Андрея, как и для всех солдат, - человек, который понимает, что успех войны зависит от «того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». Этот разговор был важен не только для Пьера, но и для князя Андрея. Высказывая свои мысли, он сам ясно понял и в полной мере осознал, как ему было жалко свою жизнь и своей дружбы с Пьером. Но князь Андрей - сын своего отца, и его чувства никак не проявятся. Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал...»

26 августа - день Бородинского сражения - глазами Пьера мы видим красивое зрелище: пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, «молнии утреннего света» на штыках войск... Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, «никак не думал, что это... было самое важное место в сражении», не замечал раненых и убитых. В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это - тяжелая и кровавая работа. Вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя, с ужасом наблюдая за ходом сражения.

Каждый в сражении занимал свою нишу, выполнял честно или не очень свой долг. Кутузов это прекрасно понимает, почти не вмешивается в ход сражения, доверяя русским людям, для которых это сражение - не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти. Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского», где происходили решающие события, как потом напишут историки. Но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения». Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а видно только то, что происходит вокруг. И здесь, как в капле воды, отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходит из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «...теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил».

Толстой стремился показать войну глазами ее участников, современников, но иногда смотрел на нее с точки зрения историка. Так, он обращал внимание на плохую организацию, удачные и неудачные планы, которые рушились из-за ошибок военачальников. Показывая военные действия с этой стороны, Толстой преследовал еще одну цель. В начале третьего тома он говорит, что война - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Прошлой войне вообще не было оправданий, потому что вели ее императоры. В этой же войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и делала русская армия. Но как бы то ни было, война по-прежнему оставалась грязным, кровавым делом, что и понял Пьер на батарее Раевского.

Эпизод, когда ранили князя Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Но самое обидное, что его гибель бессмысленна. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, - он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское ядро. Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Болконский стоял и думал о том, что не хочет умирать, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят». Князь Андрей не мог поступить иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. В любой ситуации находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться от опасности. Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.

Князь был смертельно ранен; истекал кровью, русские войска стояли на занятых рубежах. Наполеон был в ужасе, он еще не видел подобного: «двести орудий направлены на русских, но... русские все так же стоят...» Он смел писать, что поле битвы было «великолепно», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона. Главное, что не удовлетворено его тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы. Наполеон в это время «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом... сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы... Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого считал себя причиной, но которого не мог остановить».

Здесь Толстой впервые показывает его естественным. Накануне битвы он долго и с удовольствием занимался своим туалетом, затем принял приехавшего из Парижа придворного и разыграл небольшой спектакль перед портретом своего сына. Для Толстого Наполеон - воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит в князе Василии и Анне Павловне. Настоящий человек, по мнению писателя, не должен заботиться о впечатлении, которое он производит, а должен спокойно отдаваться воле событий. Таким он изображает русского полководца. «Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Он не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает бессмысленность своих распоряжений: все будет так, как будет, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии.

Великий гуманист Л.Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Не Наполеон и Кутузов руководили сражением, оно шло, как должно было идти, как смогли «повернуть» его тысячи участвующих в нем с обеих сторон людей. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького человечка». Говоря об этом, Толстой как бы «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.

Бородинское сражение показано в восприятии его участников, в частности Пьера Безухова, Андрея Болконского и других персонажей.

«25-го утром Пьер выезжал из Можайска. Один старый солдат с подвязанной рукой, шедший за телегой, взялся за неё здоровой рукой и оглянулся на Пьера.
— Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Аль до Москвы? — спросил он. — Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! — Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одним словом — Москва. Один конец сделать хотят. — Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял всё то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головой».

«Въехав на гору и выехав на небольшую улицу деревни, Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживлённые и потные, что-то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою. Одни из них копали лопатами гору, другие возили по доскам землю в тачках, третьи стояли, ничего не делая.

Два офицера стояли на кургане, распоряжаясь ими. Увидав этих мужиков, очевидно, забавляющихся ещё своим новым, военным положением, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их потными шеями и кое у кого расстёгнутыми косыми воротами рубах, из-под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

— Какое значение для Пьера имели слова солдата: «Всем народом навалиться хотят»?

Этими словами подчёркивается торжественность и значимость наступающего сражения, осознание его как генерального сражения за столицу Москву, а значит, за Россию.

«Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменилась, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону.

Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: всё внимание его было поглощено серьёзным выражением лиц в этой толпе солдат и ополченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали привычно петь, на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям».

«Когда кончился молебен, Кутузов подошёл к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подёргивалась от усилий. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли
солдаты и ополченцы».

— Какую роль играет в романе эпизод «выноса иконы и молебна»?
— Как показано единство армии? Кто, по мнению Пьера, является её основой?

Икона Смоленской Божьей Матери была вывезена из Смоленска и с того времени постоянно находилась в армии. Молебен свидетельствует о едином духе армии, о связи полководца с солдатами. В ходе Бородинского сражения Пьеру открывается важная истина: сопричастность людей общему делу, несмотря на их различное социальное положение. В то же время проводится мысль о том, что основой армии являются солдаты. Историческое развитие определяется народом, роль личности определяется тем, как личность выражает интересы народа.

Рассмотрим, что чувствует Андрей Болконский накануне сражения.

«Поверь мне, — сказал он, — что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них … Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.

— А от чего же?

— От того чувства, которое есть во мне, в нём, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате.

В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.

— Сражение выиграет тот, кто твёрдо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, — и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли — ну так бежать!» — мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает, что бы было. А завтра мы
этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, — продолжал он, — всё это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра?

Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют тоro, убьют
другого; а то, что делается теперь, — всё это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему.

Они заняты только своими маленькими интересами … для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!

— Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, — проговорил Тимохин. — Что себя жалеть теперь! Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят».

— Что нового раскрыто в характере, чувствах князя Андрея? К каким выводам он приходит? От чего и от кого зависит победа, по его мнению?

В отличие от Аустерлица на Бородинском поле Андрей Болконский защищает родину от врага, он не думает о личной славе. Он понимает, что решающую роль играют дух и настроение войска.

Вернёмся к Пьеру Безухову.

«Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешёнными. Он понял теперь весь смысл и всё значение этой войны и предстоящего сражения. Всё, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

«Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы.

Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищения перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на неё в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и тёмные, длинные тени.

Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого- то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде — спереди, справа и слева — виднелись войска. Всё это было оживлённо, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, — это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам её».

Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить своё впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперёд, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем».

Занятия № 10-11

Отечественная война 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Бородинское сражение в романе.

Цели:

    воспитательная:

    воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;

    воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, героическое прошлое нашего народа;

    образовательная:

    создание условий для формирования представления об Отечественной войне 1812 года;

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

    формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

    формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    знать художественный текст ; страницы истории по теме занятия;

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Народ, по Льву Толстому, превращается в толпу и теряет чувство простоты, добра и правды, когда лишается исторической памяти, а значит, и всех культурных, нравственных традиций, которые вырабатываются тысячелетиями его истории. Проблема исторической памяти особенно полнозвучно должна звучать в наше нелегкое время.

В истории России много блестящих страниц, которыми мы гордимся. Одна из них – это победа нашего народа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Это событие оценили не только историки, но и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

В ходе работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич использовал подлинные исторические документы - приказы, распоряжения, диспозиции и планы сражений.

Вводя в своё повествование подлинные документы, позаимствованные в трудах историков или найденные в архивах, Толстой, как правило, не меняет в их тексте ни одного слова. Но все они служат одной цели - глубокому раскрытию роли исторических лиц, ставших действующими лицами «Войны и мира».

Характеризуя свою работу над документальными источниками, писатель указывал: «Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами…»

    Сообщение студента. Историческая справка о войне 1812 года.

    Анализ текста.

    Как характеризует Толстой войну, начавшуюся в 1812 году?

«...Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Война - преступление. Толстой не делит сражающихся на нападающих и обороняющихся. «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления».

    Какова же причина этого события?

    Как относилась французская армия к своему императору?

Восторженное обожание окружало Наполеона. «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости ... и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке...» Его сопровождают « восторженные крики», перед ним скачут « замиравшие от счастья, восторженные ... егеря», он кладет подзорную трубу на спину «подбежавшего счастливого пажа». Здесь царит одно общее настроение. «Люди самых разнообразных характеров и положений в обществе» одинаково подчинены одному стремлению, выражением которого («ярлыком») является этот человек в сером сюртуке. Все эти люди лишились свободы, ими движет одно желание.

    О чем мечтают во французских войсках?

О дворцах в Москве, о землях в Индии. Это - единство, рожденное стремлением к грабежу, к захватам.

    Чтение эпизода «Переправа через Неман».

Что сделали польские уланы при переправе? - Они переплыли реку, не отыскивая брода. Полковник, «старый человек», «как мальчик», просил разрешения переплыть реку на глазах императора. Лошадь - и та замялась у реки, но полковник « злобно толкнул» ее. В воде у улан проснулся инстинкт самосохранения. В воде «было холодно и жутко... Уланы цеплялись друг за друга...» Но они «гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

Влекомые единой жаждой обогащения, жаждой грабежа, потерявшие внутреннюю свободу, солдаты и офицеры французской армии искренне верят, что Наполеон ведет их к счастью.

    Ждали ли русские войны и как готовился к войне царь?

Да, «все ее ожидали». Но «ничего не было готово» к ней, «общего плана действий не было... Общего начальника над всеми армиями не было...» Толстой осуждает бездействие Александра и его придворных. Все их стремления «были направлены только на то, чтобы... приятно провести время, забыть о предстоящей войне».

Царь танцует с Элен, а в это время на Россию нападает враг. Александр пишет Наполеону письмо, начинающееся словами: «Государь, брат мой», хотя этот брат уже нарушил братскую договоренность в Тильзите. Наполеон тоже пишет письмо «брату» Александру о том, что не хочет войны, фактически уже начав ее.

Война только началась, а все окружение царя уже вступает в соревнование за то, чтобы извлечь из нее побольше выгод.

    Каким Наполеон предстал перед Балашовым? Зачитайте его внешность.

«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшемся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивавших жирные ляжки коротких ног... Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира...» Внешность довольно непривлекательная. Но надо признать, что таким нам известен Наполеон и по портретам

    Какова манера речи у Наполеона?

У него с языка не сходит слово «я»: «Я все знаю», «я могу сделать», «моя дружба», «я выгоню», «мое дело». Он не дает возможности высказаться собеседнику. «Ему... нужно было говорить одному самому, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди»; «...Чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своею речью».

    Чтение эпизода «Николай Ростов на войне».

    Как теперь понимает Николай Ростов смысл войны?

Николай понял, что война - это не серия героических подвигов, а прежде всего особый быт. И он любил этот быт.

    Как же возникает то, что называют подвигом, за что выдают награды?

Толстой показывает, как по инициативе Николая Ростова павлоградцы атаковали французских драгун и как Ростов взял в плен одного из них.

    Почему Ростов решил атаковать французов?

Он «сам не знал, как и почему он это сделал... Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее». Именно тот, кто чувствует такую минуту, и решает исход дела. Николай Ростов почувствовал ее, - и бой выигран. Ростов был убежден, что будет наказан за своевольство, т. е. за нарушение военного плана , но он был награжден. И это еще раз убеждает: планы - ничто, а инстинкт минуты - все. Военный опыт выработал в нем умение мгновенно разбираться в ситуации, выработал это чутье человека, который, полезен в армии.

    Чувствовал ли себя Николай героем, считал ли он, что совершил подвиг во имя отечества?

Нет, он с удивлением спрашивал себя: «Так только-то и есть всего то. что называется геройством? И разве я это делал для отечества?»

    Что почувствовал Николай после того, как ударил французского драгуна?

«В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло».

    Что поразило его в раненном им враге?

«Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо». Он увидел не врага, а человека. Инстинкт борьбы уступил место инстинкту любви к человеку.

    Что нашел князь Андрей в русской армии

Полную неразбериху, отсутствие единого руководства.

    Какое новое чувство и когда охватило Андрея?

«Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе».

    Как князь Андрей теперь относится к людям?

«...Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними... Но добр и кроток он был только со своими полковыми, с Тимохиным и т. п. ...как только он сталкивался с кем-нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался: делался злобен, насмешлив, презрителен». Он не любил людей прежнего своего мира. Он приобщился к новому миру, миру солдат.

    Принял ли этот мир князя Андрея?

Да, «в полку его называли наш князь , им гордились и его любили». Солдаты любят князя Андрея; а царю было противно все его существо, и в свете князя Андрея называли гордецом. Вспомните, что о нем говорила Перонская: «Терпеть не могу... и гордость такая, что границ нет... Смотрите, как с дамами обращается...» («Он дамам к ручке не подходит»). К этому миру и сам Болконский испытывает отвращение. «Все, что связывало его воспоминания с прошедшим, отталкивало его...» Только воспоминания о родных Лысых Горах были дороги ему.

    Слово преподавателя.

В то время как князь Андрей, Ферапонтов, солдаты, жители Смоленска прониклись общим чувством ненависти к врагу, чувством непосредственным, не вызванным никакими соображениями, - в петербургском высшем обществе; это чувство никем не овладело. В Петербурге были созданы два кружка: кружок Анны Павловны жил прежней жизнью: Бонапарт - враг, мечтали здесь о поражении Наполеона. Другой кружок - кружок Элен - отстаивал точку зрения: мир с Наполеоном на любых условиях.

    Верил ли Кутузов в благоприятный для России исход войны?

Да. У Кутузова был своего рода оптимистический фатализм. Он твердо верил в победу России и говорил князю Андрею, что французы, как в прежнюю кампанию турки, будут лошадиное мясо есть.

    Как эта кутузовская уверенность повлияла на князя Андрея?

Князь Андрей после свидания с Кутузовым «вернулся к своему полку успокоенный насчет общего хода дел и насчет того, кому оно вверено было».

Толстой не отрицает роли личности вообще. Он утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Вспомним, какое влияние на солдат и офицеров имело пребывание на поле боя Багратиона во время Шенграбенского сражения: «Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойнее, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростью». Мы это называем руководством моральным состоянием войск. Толстой не отрицает сознательного воздействия Кутузова на дух армии.

    Откуда же эта сила веры и прозрения Кутузова?

От его связи с национальным духом. «А главное, - думал князь Андрей, - почему веришь ему, это то, что он русский... На этом же чувстве, которое более или менее смутно испытывали все, и основано было то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие». Кутузов родствен всему народу; не случайно так часто повторяется слово «отец» в применении к Кутузову. Придворные круги из понятия «народ» Толстым исключаются.

    Как реагирует Кутузов на сообщение князя Андрея о смерти старика Болконского?

«Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшиеся губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы». Позже он сказал князю Андрею: «Помни, что... я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец ». Ему хотелось бы сбросить с себя тяжесть чинов, званий, а быть просто отцом для всех. Это выражается и в его внешнем облике.

    Каким увидел князь Андрей Кутузова?

Кутузов, «тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке». Слезая с лошади, «он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом, и, поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его». Ничего от гарцующего на коне героя-полководца. Время руководства тяжело Кутузову.

    Слово преподавателя.

Любимые толстовские герои в войне с Наполеоном хотят найти что-то великое, что должно открыть им правду.

    С каким чувством едет Пьер в армию?

«Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнений с чем-то...» Пьер еще не знает этого чего-то . Но он знает, что на пути к нему надо отказаться от того вздора, который составляет счастье обывателей. «Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство».

    Бородинское сражение.

    Хотели ли начальники обоих войск сражения при Бородине?

Толстой утверждает, что, «давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно».

    В восприятии какого героя показано нам Бородинское сражение?

Толстой избрал для этой роли Пьера. Он - штатский, а потому менее привязан к определенному месту боя.

    Что казалось Пьеру странным?

«Кавалеристы идут на сраженье и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех 20 тысяч обречены на смерть...» Жизнь и здоровая радость встречает смерть и муки и не желает думать о том, что все преходяще. Это закон природы. Пьер ждет, что здоровые веселые люди, идя в бой, будут думать о смерти. Но жизненная сила более могуча, чем сила смерти. Пьера охватывает чувство торжественности .

    Что сказал Пьеру солдат, стоявший за телегой?

«Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва». Пьеру эти слова показались неясными по смыслу, но он понял все то, что хотел сказать солдат.

    Когда Пьер еще яснее понял слова солдата о том, что « всем народом навалиться хотят »?

Когда он увидел мужиков, работающих на будущем поле сражения. «Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из-под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности, значительности настоящей минуты».

Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни.

    Что думал о предстоящем сражении князь Андрей?

«Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал

    Во что же верит князь Андрей? Каковы его соображения об исходе завтрашнего сражения?

Он считает, что сражение это будет выиграно. Успех его не зависит, по мнению князя Андрея, «ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа», а зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». В это могучее нравственное чувство, объединяющее людей, которые испытывают одно горе, верит князь Андрей.

    Что говорит о войне Андрей?

Война - это «самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость». Князь Андрей не говорит о справедливых и несправедливых войнах. Война - вообще преступление. «Цель войны - убийство, орудия воины - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями.

    Чтение описания картины, открывшейся восхищенному взору Пьера.

Свет «с золотым и розовым оттенком», «дальние леса... точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня», « золотые поля и перелески», « солнце , брызнувшее из-за туч, и этот туман , пронзенный молниями выстрелов», - все это возбуждает в Пьере чувство, которое он заметил раньше и на лице князя Андрея, и на лицах солдат и ополченцев. Начало сражения рисуется Толстым торжественными красками. «Н а всех лицах светилась теперь та скрытая теплота... чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем». Это - самое начало сражения. Торжественность предстоящего дня разжигает теплоту патриотизма. Пьер рад, что испытываемое им испытывают все. Он вырван из своего одиночества, он чувствует себя частью общего .

    Какое выражение лица у Пьера в первые часы Бородина?

Он все время улыбается. Это и улыбка застенчивости (он чувствует себя лишним на поле боя в своем штатском костюме), и улыбка радости. «С улыбкой , не сходившею с его лица, он оглядывался вокруг себя»; « с бессознательно-радостной улыбкой ... смотрел на то, что делалось вокруг него».

    Какое впечатление производил на окружающих Пьер? Как отнеслись к нему солдаты?

Сначала все раздражены, а потом тоже смотрят на него с улыбкой - «чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие». Сначала солдаты увидели в Пьере просто любопытствующего барина, и они неодобрительно покачивали головами, глядя на него. Но потом почувствовали в Пьере что-то внушающее им уважение.

    Что удивляло солдат в Пьере?

Прежде всего его, как они думали, храбрость. Он «прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару».

    Как стали его называть солдаты?

« Наш барин», - так же как князя Андрея в его полку называли « наш князь». Пьер чувствует свое родство с этим миром, и люди этого мира считают его своим.

    Просмотр эпизода из фильма «Пьер на батарее Раевского».

    Что особенное почувствовалось Пьеру на батарее Раевского?

«...Здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление». Смех и веселье выражали не легкомыслие перед лицом смерти, а нервное напряжение людей, радостно чувствовавших, что они сообща, по-семейному делают какое-то великое, полезное дело. С каждой минутой сражения все сильнее и сильнее разгорался в людях внутренний огонь. Пьер чувствовал, что и в его душе «точно так же» разгорается этот огонь.

Но как-то незаметно, на каком-то невидимом рубеже это торжественное чувство затухает, и на смену ему приходит ужас.

    Какие два впечатления сильно повлияли на эту смену настроения Пьера?

Сначала - смерть молоденького офицера. «Вдруг что-то случилось: офицерик ахнул и свернувшись сел на землю, как на лету подстреленная птица». Затем - взрыв ящиков с зарядами: «Вдруг страшный толчок откинул Пьера назад, на землю. В то же мгновение блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист». Если раньше внимание Пьера было сосредоточено на разгоравшегося внутреннего огня, то теперь этот оглушительный взрыв заставил его оглянуться вокруг себя. Война открывается ему, наконец, во всем ее ужасе. Склонный к резким сменам настроения, Пьер уже «не помнил себя от страха». Он бежит сначала на батарею, а потом, увидев, что она занята французами, - под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги».

    Чтение эпизода.

Толстой нагнетает атмосферу ужаса. «Молоденький офицерик сидел в луже крови »; «краснорожий солдат все еще дергался , но его не убирали»; «...из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого». Теперь ничто не оправдывает эту бойню. Пьер видит «изуродованные страданием лица». Ему приходит в голову мысль: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!»

    Слово преподавателя.

Ко второй половине первого дня сражения Кутузов пришел к выводу о победе русских войск, а Наполеон - к выводу о своем поражении. Но сражение продолжалось, теперь уже без всякого смысла. Оно превратилось, в изображении Толстого, в бессмысленную бойню.

    Чтение эпизода «Описание положения, в котором находился полк князя Андрея».

«Полк был двинут вперед... на тот промежуток между Семеновским и курганною батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно-сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий»; «Не сходя с этого места и не выпустив ни одного снаряда , полк потерял здесь еще третью часть своих людей».

    На что были направлены все силы князя Андрея и людей его полка?

«Все силы его души точно так же, как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтоб удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были».

    Чтение эпизода «Смерть Болконского».

Последние мысли князя Андрея: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...» Раненный в живот, он «рванулся в сторону», - это был порыв к жизни, порыв к тому, чего он раньше не понимал, к счастью простого наслаждения жизнью и любовью к ней.

    Вывод.

    Какая же армия победила в Бородинском сражении?

Внешнее впечатление, как показывает Толстой, таково, что никто не победил. Но все же Толстой признает победу за русскими. «Не та победа, которая определяется... тем пространством, на котором стояли и стоят войска, а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии...»

    Какое значение придает Толстой Бородинскому сражению?

Он считает, что следствием его было «бегство Наполеона из Москвы... погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». День Бородина, по мысли Толстого, - день торжества русского духа. Эту мысль Толстой - историк и философ - проводит во всех главах, где говорит о Бородинском сражении. Но вторая мысль, которая вырастает из художественного описания сражения, - это столь же дорогая Толстому мысль о жестокости, бесчеловечности - войн, о том, что Войны возможны только из-за «помрачения» человеческого разума. Просветленному же разуму, по мнению Толстого, становится ясна правда; эта правда - в любви ко всем людям, в любви даже к врагам.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

Кутузов и Наполеон.

2. Сообщение. Историческая справка о Наполеоне.

3. Сообщение. Историческая справка о Кутузове.

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы…
М.Ю.Лермонтов

Изучив роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», многие историки спорят о том, что Толстой позволил себе исказить некоторые факты Отечественной войны 1812 года. Это касается Аустерлицкого сражения и сражения под Бородино. Действительно, Бородинское сражение в романе «Война и мир» Толстого описано достаточно подробно, что позволяет изучить исторические события по страницам романа. Однако, мнение историков сходится на том, что главным сражением всей Отечественной войны 1812 года явилась именно Бородинское. Именно оно послужило причиной победы русских над французской армией. Именно оно стало решающим.

Ход Бородинского сражения

Откроем роман Л.Н.Толстого, третий том, часть вторую, главу девятнадцатую, где прочтем: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы,.. а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии… Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение».

Как описывает Толстой, 24 августа 1812 года Наполеон не увидел войска русской армии от Утицы до Бородина, а случайно «наткнулся» на Шевардинский редут, где ему и пришлось начать сражение. Позиции левого фланга были ослаблены противником, и русские потеряли Шевардинский редут, а Наполеон перевел свои войска через реку Колочу. 25 августа ни с той ни с другой стороны не последовало никаких действий. А 26 августа произошло Бородинское сражение. В романе писатель даже показывает читателям карту – расположение французской и русских сторон – для более четкого представления всего происходящего.

Бородинское сражение в оценке Толстого

Толстой не скрывает своего непонимания бессмысленности действий русской армии и дает свою оценку Бородинского сражения в «Войне и мире»: «Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько тогда слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только не мыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства».

Герои в Бородинском сражении

Описание Бородинского сражения приведено в 19-39 главах второй части третьего тома. При этом даётся не только описание военных действий. Толстой уделяет большое внимание размышлениям наших героев. Он показывает Андрея Болконского накануне сражения. Его мысли взбудоражены, и сам он несколько раздражен, испытывая странное волнение перед битвой. Он думает о любви, вспоминая все важные моменты своей жизни. Он уверенно говорит Пьеру Безухову: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!

Капитан Тимохин рассказывает Болконскому: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Пьер Безухов пришел на курган, где готовились к бою, и ужаснулся, открыв для себя войну «не понаслышке». Он видит мужиков-ополченцев и недоуменно смотрит на них, на что Борис Друбецкой объясняет ему: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!»

Поведение Наполеона тоже заставляет задуматься. Он нервничает и последний день перед битвой «находится не в духе». Наверное, Наполеон понимает, что битва эта будет для него решающей. Кажется, он не уверен в своей армии, и что-то подвергает его сомнению. В самый ход Бородинского сражения Наполеон сидит на кургане у Шевардино и пьет пунш. Почему писатель показал его именно в такой момент? Что хотел показать? Мелочность и равнодушие к своим солдатам, или особую тактику великого стратега и уверенность в своих силах? По крайней мере, для нас – читателей – все становится понятно: Кутузов никогда бы не позволил себе такого поведения на генеральном сражении. Наполеон показал свою оторванность от народа, где он – и где его армия. Он показал все свое превосходство и перед русскими и перед французами. Он не снизошел, чтобы взять шпагу и вступить в бой. Он наблюдал за всем со стороны. Смотрел, как люди убивают друг друга, как русские громят французов и наоборот, а думал только обо одном – власти.

О словах Кутузова (приказ к сражению) Толстой говорит так: «…то, что сказал Кутузов, вытекало…из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека». Для него значение Бородинской битвы поистине было исходом всей войны. Человек, который чувствовал все, что происходит с его солдатами, наверное, не мог думать по-другому. Бородино для него было проиграно, но он знал, каким-то внутренним чувством, что война еще не закончена. Можно ли назвать это расчетом Кутузова, когда разрешив Наполеону войти в Москву, он подписывает императору Франции смертный приговор. Он обрекает французскую армию на полное опустошение. Он изнуряет их голодом, холодом и приводит их к бегству из Москвы. Помогает Кутузову в этом и природа, и русский дух и в победу, и вера в силы, пусть ослабевшие, но еще живые, и большое партизанское движение, которое развернул народ.

Выводы

Проведя небольшой анализ этого эпизода, я делаю вывод, что Кутузов признавал за русским народом великую силу, которая и привела Россию к победе. Расчет это или чистая случайность не имеет значения, но Бородинское сражение стало исходом всей войны 1812 года. Достаточно кратко я написал некоторые важные, на мой взгляд, цитаты, которые подтверждают эту мысль.

В моем сочинении на тему «Бородинское сражение в романе «Война и мир» я постарался раскрыть значимость Бородинской битвы в оценке Л.Н.Толстого, в его понимании смысла этой военной операции. А также значение Бородинского сражения в судьбах главных героев романа.

Тест по произведению