Разнообразие живой природы. Царства живых организмов

Землю населяют многообразные живые существа, не похожие друг на друга. Несмотря на разное строение и особый образ жизни, их объединяют свойства живых организмов. Эти свойства отличают живую материю (всех живых существ планеты), от неживой природы (гор, рек, камней).

Свойства

Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.

Признак

Описание

Клеточное строение

Живые существа состоят из клеток - «кирпичиков жизни». Это единица всего живого. Вне клетки жизнь невозможна

Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют в качестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами

Обмен веществ

Научное название - метаболизм. Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло

Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях

Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток

Раздражимость

Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом

Размножение

Организмы воспроизводят подобных себе существ. Это сложный процесс, который может протекать по-разному в зависимости от сложности организации организма. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи - мужская и женская

Этот естественный процесс является логичным завершением жизни. Все живые существа, независимо от продолжительности жизни, умирают и разлагаются, давая пищу другим организмам

Рис. 1. Клеточное строение организмов.

Живые организмы не живут обособлено от неживой природы, а активно взаимодействуют с ней. Вода и кислород - относятся к неживой материи, но при этом являются жизненно важными веществами для живых организмов. Взаимодействие живой и неживой природы посредством метаболизма называется круговоротом веществ.

Биологическое разнообразие

Общие свойства живого присущи и одноклеточным организмам, состоящим всего из одной клетки, и сложно организованным животным, таким как люди. Всё биологическое разнообразие для удобства изучения подразделяется на пять царств:

  • вирусы;
  • бактерии;
  • растения;
  • грибы;
  • животные.

Рис. 2. Царства живой природы.

Вирусы многие учёные относят к неживой природе. Они находятся на границе перехода веществ в живую форму и обладают свойствами живой и неживой материи. Например, способны к размножению, но при этом не растут и не питаются.

Бактерии отличаются от других одноклеточных организмов (растений и животных) отсутствием ядра - части клетки, в которой хранится наследственная информация. Такие примитивные организмы размножаются делением и имеют все признаки живого.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Растения, грибы и животные относятся к эукариотам. Их клетки имеют оформленное ядро. Растения от грибов отличаются наличием листьев и способностью к фотосинтезу. Грибы не являются животными, т.к. имеют особое строение и не способны к активному перемещению.

Царство животных очень обширно и охватывает множество существ от одноклеточных простейших (амёба) до млекопитающих (слон, кошка, белка), к которым относится и человек.

Рис. 3. Разнообразие животных.

Все живые организмы имеют одинаковый химический состав, т.к. состоят из одних и тех же элементов. Для жизни важны углерод, кислород, азот, водород.

Что мы узнали?

Из урока 5 класса биологии узнали об основных свойствах живой материи, а также о разнообразии жизни на Земле. Основными признаками живого являются размножение, дыхание, питание, рост. Основу всех живых существ составляет клетка. Всё разнообразие живой природы представлено пятью царствами - вирусами, бактериями, растениями, грибами, животными. Вирусы являются переходной формой от неживой к живой материи.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 1979.

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе : гомеостаз, единство живой и неживой природы, изменчивость, наследственность, обмен веществ.

клеточное строение . Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Исключением являются вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах.

Обмен веществ – совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.

Саморегуляция – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Стойкое нарушение го– меостаза ведет к гибели организма.

Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных и тропизмы, таксисы и настии у растений).

Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата – молекул ДНК.

Наследственность – способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение.

Репродукция или самовоспроизведение – способность живых систем воспроизводить себе подобных. В основе размножения лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.

Рост и развитие – все организмы растут в течение своей жизни; под развитием понимают как индивидуальное развитие организма, так и историческое развитие живой природы.

Открытость системы – свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности. Иными словами организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой.

Способность к адаптациям – в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.

Общность химического состава . Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются.

Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов формируются живые системы – клетки, ткани, организмы. Взаимосвязь живых и неживых систем отчетливо проявляется на уровне биогеоценозов и биосферы.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах : уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне, молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно–видовой, биогеоценотический, биосферный.

Уровни организации живых систем отражают сопод– чиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы. Клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией.

Уровень жизни – это форма и способ ее существования. Например, вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку. Это форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма. Там он размножается. Это способ его существования.

Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.

Клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.

Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма.

Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций.

Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания.

Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А

А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется:

1) биогеоценотический

2) биосферный

3) популяционно-видовой

4) молекулярно-генетический

А2. На популяционно-видовом уровне изучают:

1) мутации генов

2) взаимосвязи организмов одного вида

3) системы органов

4) процессы обмена веществ в организме

А3. Поддержание относительного постоянства химического состава организма называется

1) метаболизм 3) гомеостаз

2) ассимиляция 4) адаптация

А4. Возникновение мутаций связано с таким свойством организма, как

1) наследственность 3) раздражимость

2) изменчивость 4) самовоспроизведение

А5. Какая из перечисленных биологических систем образует наиболее высокий уровень жизни?

1) клетка амебы 3) стадо оленей

2) вирус оспы 4) природный заповедник

А6. Отдергивание руки от горячего предмета – это пример

Вопрос 1. Чем растения отличаются от животных?

Вопрос 2. Какие признаки характерны для живых организмов?

Живые организмы растут, питаются, дышат, развиваются, размножаются, обладают раздражимостью, выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности (обмен веществ и энергии). Все живые организмы состоят из клеток (кроме вирусов).

Вопрос 1. Какие царства живых организмов вы знаете?

Выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Вопрос 2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Живые организмы от неживых объектов отличаются следующими особенностями: рост, питание, дыхание, развитие, размножение, раздражимость, выделение, обмен веществ и энергии, подвижность. Неживые объекты такими особенностями не обладают.

Вопрос 3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

Если прекратиться размножение на любой ступени организмов, постепенно исчезнет всё живое. Это говорит о взаимосвязи живых организмов. Размножение осуществляет передачу наследственной информации и преемственность поколений. Размножение позволяет популяции существовать, продолжать свой вид.

Подумайте

Рассмотрите рисунок 9. Какое явление изображено на нём и почему оно получило название «цепь питания»? Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.

На этом рисунке изображено явление «цепь питания». Оно действительно похоже на цепочку из определенных звеньев, которые последовательно сменяют друг друга. Примеры:

Солнце →трава →заяц →волк;

Солнце → листва дерева →гусеница →птица (синица, иволга) →ястреб или сокол;

Ель →белка →куница;

Солнце →трава →гусеница →мышь →гадюка →ёж →лиса.

Задания. Составьте план параграфа.

План параграфа

§3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

План параграфа:

1. Царства живых организмов;

2. Отличия живых организмов от неживых объектов;

3. Основные особенности живых организмов;

3.1. Клеточное строение;

3.2. Химический состав;

3.3. Обмен веществ;

3.4. Раздражимость;

3.6. Развитие;


Ходченкова Галина Михайловнаучитель биологииМОУ «Жарковская СОШ №1"Тверская область

Урок биологии в 5 классе

по теме: «Признаки живых организмов»

Цель урока: обобщить и углубить знания о живой природе; сформировать понятие признаки живых организмов.

Задачи урока:

Образовательные:

    углубить и расширить знания о признаках - свойствах живых организмов;

    продолжить работу по формированию биологических терминов.

Развивающие:

    развивать самостоятельную деятельность;

    умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

    научить выявлять и обосновывать важнейшие свойства живых организмов.

Воспитательные:

    формирование умения работать в коллективе;

    уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Планируемые образовательные результаты:

    личностные: объяснять характерные признаки живых организмов;

    метапредметные: уметь работать с различными источниками

информации; умение выделять главное в тексте

    предметные: выделять признаки живых организмов, уметь

формулировать понятие «размножение», «индивидуальное развитие», «раздражимость»

Оборудование : учебная презентация, тетрадь-тренажер №1, информационные листы (раздаточный материал)


Ход урока:

    Организация класса

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

    Подведение итогов по изученному разделу «Введение»

(Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-5)

Учитель: ребята, мы с вами закончили знакомство с I разделом учебника «Введение», которому посвятили 3 урока. Прежде чем перейти к изучению следующего раздела – подведем небольшие итоги.

На предыдущих уроках мы с вами говорили об уникальности нашей планеты – планеты Земля, по сравнению с другими планетами солнечной системы.

Давайте вспомним, в чем же ее уникальность? (слайд2)

(есть жизнь, ее населяют различные живые организмы)

Какую оболочку земли они образуют? (биосферу) (слайд3)

Как называется наука, изучающая живые организмы? (биология)

- Кто из живых организмов является связующим звеном между землёй и космосом? (растения). Докажите! (слайд3-4)

    Работа над новым материалом

      Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)

Учитель: живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы. (слайд5)

Назовите известные вам признаки живых организмов

(питание, дыхание, передвижение …).

Учитель: посмотрите на слайд, какие признаки живых организмов вы не назвали?

(слайд 6)

- Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки?

(существуют еще какие-то признаки)

- Именно о них и пойдет речь на нашем уроке.

Учитель: ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях)

Учитель: у нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше.

Где и как узнать! (слайд 7)

3.2. Самостоятельная работа уч-ся в парах .

1. учебник – с.14

2. информационными листами (дополнительным материалом)

3. тетрадь-тренажёр №1, с.15 «Работаем с текстом», задание №1

4. Музыкальная физкультминутка для глаз (слайд 8-9)

5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания)

Учитель: ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали?

Какие аргументы привели тетради - тренажёре, доказывая, что автомобиль - неживой объект?

Учитель: как вы себе представляете такой признаках живых, как клеточное строение? (индивидуальное развитие, размножение, раздражимость).

(обсуждение)

Т.к. данные понятия сложноваты для пятиклассников, в ходе обсуждения (для лучшего восприятия биологических понятий) используются слайды 10-26

5. Применения новых знаний (слайд27)

5.1. Заполнение таблицы «Основные признаки живых организмо в»

Признаки

(с последующей проверкой)

1. учебник – с.14 (читаем)

2. тетрадь-тренажёр №1 ,с.31 «Сравниваем и обобщаем»

5.1. Подведения итогов работы (проведение самооценки)

Учитель: поставьте себе оценку за проделанную работу.

Критерии:

Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично»

Допущены незначительные ошибки, урок усвоил «хорошо»Допущены ошибки, урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать

7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд28)

Творческое задание (по выбору)
    Фоторепортаж «Признаки живых организмов»

    Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов»

8. Рефлексия (слайд29)

Закончите предложение:

На уроке я работал...

Я узнал... Мне удалось... У меня вызвало затруднение... Мое настроение...
Спасибо за внимание! До скорых встреч! (слайд30)

Список литературы

1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-14с 2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-15,31с. 3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-15,31с.

Интернет-ресурсы


1. тюльпаны , 2. реакция рассады на свет 3.мимоза стыдливая