Прочитать главы «Пролог», «Поп», «Сельская ярмонка». "Кому на Руси жить хорошо": "Поп" (анализ главы) Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»

«Культура Руси 10-15 века» - Религия. Культура и быт 10-15 век. Певческое искусство. Искусство. Храм Святой Софии. Свидетельство о развитии грамотности. Влияние иноземных культурных традиций. Как зарождалась культура Руси. Политические трудности. Развитие русской культуры. Новгородская школа живописи. Свидетельство византийского дипломата.

«Русь в 11-13 веке» - Реконструкция. Торжок.Гравюра 16 века. Типичный вид боярских хором. Золотые ворота во Владимире. Вершиной древнерусской архитектуры стали сооружения Северо-Восточной Руси. Как правило на въез-де строили Золотые ворота. 2.Архитектура.Живопись. План Киева в сер. 12 века. План урока. Храм Покрова-на-Нерли..

«Культура Волжской Булгарии» - Письменность. Астрономия. Медицина. Наука и культура Волжской Булгарии. Богословы и философы. Ученые - историки. Литература, написанная на бумаге. Наука. География. Химия. Образование. Записи арабского автора. Поэты и писатели. Ученые Волжской Булгарии.

«Архитектура на Руси» - Архитекторы Великого Новгорода стремились к строгости и лаконизму форм, простоте украшений. Москва. Московское княжество. Архитектура Древней Руси. Псков (13-15 вв). Церковь спаса на Ильине улице. 1374. Владимиро-Суздальское княжество (12 в). Стены собора богато украшены резными рельефами. Внутри собора – мозаика, фрески, резной камень, майолика.

«Быт Древней Руси» - Исследовательский проект по теме «Быт людей Древней Руси». На печи всегда красное лето. Как тысячу лет назад сеяли хлеб? Я поняла, насколько нелегкой была раньше жизнь крестьян. Все надворные постройки делились на жилые и служебные. Однако есть у дерева заклятые враги: огонь и влага. Не меньшей заботы требовал скот.

«Культура в Древней Руси» - Вся архитектура города носила облик крепости. Возрождение самобытность слияние традиций шедевры. Влияния. «Москва не сразу строилась». Даниил Чёрный и Андрей Рублёв – мастера иконописи. Домашнее задание: 1.Прочитать параграф №7, записи в тетрадях. 2.Подготовиться к проверочной работе. История России. учебник. ч.I под ред.

Всего в теме 39 презентаций

1. Что такое счастье, в представлении мужиков?

2. Кому задают вопросы (подробности описать ответы)?

3. Почему в перечне счастливцев не оказалось бедных людей?

4. Меняют ли ходоки свои представления о счастье по ходу произведения?

5. Находят ли они счастливого? Кто это? В чем его счастье?

6. Почему поэма не закончена?

7. За кем будущее Руси, почему?

Ответы

1. У каждого из мужиков свое представление о счастье. Один считает что счастлив боярин, другой дворянин и так далее.

2. Вопросы задают встретившимся им на пути людям.

Спросили у Попа, а хорошо ли ему живется, и он сказал им, что счастье в понимании человека есть богаство и покой, но не тем не другим поп не обладает. Он бескорыстно помогает людям и постоянно страдает душой, видя убитых горем женщин и стариков.
Потом мужики заглядывают на ярмарку. Там видят старика Вавила, который не может купить своей внучке башмачки, потому что он пропил все свои деньги. Мужички понимают что трезвому на Руси жить плохо.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живет Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для нее та ночь,

когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил ее и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свекра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнется, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребенка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие ее ребенка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у нее родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: ее мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно - так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от ее счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трех лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину свое усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни - барщинную, голодную, солдатскую, соленую - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе еще большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребенком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову - единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провел ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Еще одну историю - о двух великих грешниках - рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю еще одного грешника - Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

4. Да меняется. Мужики, после услышанной истории про Ермила Гирина, переосмыслили свое понимание о счастливом человеке. Теперь в их понимании счастливчиком являлся человек, который был предан Родине и занимался благими делами, которые ему самому нравились.

5. В конце своего пути мужики находят одного счастливца - это семинарист Гриша Добросклонов. Его счастье заключается в том, что он высоконравственный человек и видит в бескорыстном служении народу.

6. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. А также он ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии.

7. Будущие Руси в руках тех людей, которые оценивают свое счастье не деньгами.

Основные положения рассказа учителя 1. Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н. А. Некрасова по отношению к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, А на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого.

Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. (Ср. «…но счастливые глухи к добру» - «Размышления у парадного подъезда».) Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».

2. История создания поэмы и ее композиция.

Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам. Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата - 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год. Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге. Литературный критик В.

В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно». Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка.

В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» - жатва.

События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву». Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма.

Можно предложить учащимся самим провести исследовательскую работу с текстом и найти в нем Указания на временную последовательность частей. Однако в современных публикациях главы располагаются по времени их написания. Вопросы и задания для обсуждения «Пролога» 1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться… покуда не доведают… кому живется счастливо, вольготно на Руси?») 2.

Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число Семь; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.) 3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? 4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской? Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп» 1.

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? 3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка» 1.

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? 2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников?

Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? 3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? 5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? Выводы. Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна прежде всего потому, что на протяжении времени менялся авторский замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.

Первая глава рассказывает о встрече правдоискателей с попом. В чем же ее идейно-художественный смысл? Предполагая найти счастливого «в верхах», мужики прежде всего руководствуются мнением, что основа счастья всякого человека — «богачество», и пока им встречаются «мастеровые, нищие, / Солдаты, ямщики» да «свой брат крестьянин-лапотник», не возникает и мысли спрашивать

Как им — легко ли, трудно ли

Живется на Руси?

Ясно: «Какое счастье тут?»

И картина холодной весны с бедными всходами на полях, и печальный вид русских деревень, и фон с участием нищего, исстрадавшегося народа — все навевает странникам и читателю тревожные мысли о народной судьбе, тем подготовляя внутренне ко встрече с первым «счастливцем» — попом. Поповское счастье в представлении Луки рисуется так:

Попы живут по-княжески...

Малина — не житье!

Попова каша — с маслицем,

Попов пирог — с начинкою,

Поповы щи — с снетком!

и т.д.

И когда мужики спрашивают попа, сладка ли жизнь поповская, и когда соглашаются с попом, что обязательными условиями счастья являются «покой, богатство, честь», кажется, что исповедь поповская пойдет по пути, намеченному колоритной зарисовкой Луки. Но Некрасов придает движению основной мысли поэмы неожиданный поворот. Поп очень серьезно отнесся к вопросу крестьян. Прежде чем поведать им «правду-истину», он «потупился, задумался» и начал говорить совсем не о «каше с маслицем».

В главе «Поп» проблема счастья раскрывается в плане не только социальном («Сладка ли жизнь поповская?»), но и нравственно-психологическом («Ты как — вольготно, счастливо / Живешь, честной отец?»). Отвечая на второй вопрос, поп в своей исповеди вынужден говорить о том, в чем он видит истинное счастье человека. Повествование в связи с рассказом попа обретает высокий учительный пафос.

Мужикам-правдоискателям встретился не сановный пастырь, а обыкновенный сельский поп. Низшее сельское духовенство в 60-е годы составляло самый многочисленный слой русской интеллигенции. Как правило, сельские попы хорошо знали быт простого народа. Конечно, это низшее духовенство не было однородным: были здесь и циники, и забулдыги, и стяжатели, но были и такие, кому оказывались близки нужды мужиков, понятны их чаяния. Встречались среди сельского духовенства люди, оппозиционно настроенные по отношению к высшим церковным кругам, к гражданским властям. Не нужно забывать, что значительная часть демократической интеллигенции 60-х годов вышла из среды сельского духовенства.

Образ встреченного странниками попа не лишен своеобразного трагизма. Это тип человека, характерный для 60-х годов, эпохи исторического разлома, когда ощущение катастрофичности современной жизни либо толкало честных и мыслящих людей господствующей среды на путь борьбы, либо загоняло в тупик пессимизма и безысходности. Нарисованный Некрасовым поп — один из тех гуманных и нравственных людей, которые живут напряженной духовной жизнью, с тревогой и болью наблюдают всеобщее неблагополучие, мучительно и правдиво стремясь определить свое место в жизни. Для такого человека счастье невозможно без душевного покоя, удовлетворения собой, своей жизнью. Покоя же в жизни «доведываемого» попа нет не только потому, что

Болящий, умирающий,

Рождающийся в мир,

Не избирают времени

и поп в любое время должен идти, куда зовут. Гораздо тяжелей физической усталости моральные муки: «намается, переболит душа» смотреть на человеческие страдания, на горе нищей, осиротевшей, потерявшей кормильца семьи. С болью вспоминает поп те минуты, когда

Старуха, мать покойника,

Глядь, тянется с костлявою

Мозолистой рукой.

Душа переворотится,

Как звякнут в этой рученьке

Два медных пятака!

Рисуя перед слушателями потрясающую картину народной нищеты и страданий, поп не только отрицает возможность лично своего счастья в обстановке всенародного горя, но внушает мысль, которую, пользуясь более поздней поэтической формулой Некрасова, можно выразить словами:

Счастье умов благородных

Видеть довольство вокруг.

Поп первой главы не безразличен к народной судьбе, не безразличен он и к мнению народному. Каков же в народе попу почет?

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

...О ком слагаете

Вы сказки балагурные

И песни непристойные,

И всякую хулу?..

Эти прямые вопросы попа странникам раскрывают встречающееся в крестьянской среде неуважительное отношение к духовному сословию. И хотя мужикам-правдоискателям неловко перед стоящим рядом попом за столь обидное для него мнение народное (странники «кряхтят, переминаются», «потупились, молчат»), они не отрицают распространенности этого мнения. Известная обоснованность враждебно-иронического отношения народа к духовенству доказывается рассказом попа об источниках поповского «богачества». Откуда оно? Взятки, подачки от помещиков, но основной источник поповского дохода — собирание последних грошей с народа («Живи с одних крестьян»). Поп понимает, что «крестьянин сам нуждается», что

С таких трудов копейками

Живиться тяжело.

Он не может забыть эти медные пятаки, звякнувшее в старушечьей руке, но даже он, честный и совестливый, берет их, эти трудовые гроши, потому что «не брать, так нечем жить». Рассказ-исповедь попа построена как суд его над жизнью того сословия, к которому он сам принадлежит, суд над жизнью своей «духовной братии», над своей собственной жизнью, ибо собирание народных грошей для него — источник вечной боли.

В результате беседы с попом мужики-правдоискатели начинают понимать, что «не хлебом единым жив человек», что для счастья мало «каши с маслицем», если она у тебя одного, что честному человеку жить захребетником — тяжко, а те, кто живет чужим трудом, кривдой, — достойны лишь осуждения и презрения. Счастье на неправде — не счастье — таков вывод странников.

Ну, вот тебе хваленое,

Поповское житье —

набрасываются они «с отборной крепкой руганью / На бедного Луку».

Сознание внутренней правоты своей жизни есть обязательное условие счастья человека — учит поэт читателя-современника.

Свою позицию по отношению к Крестьянской реформе 1861 года Н.А. Некрасов выразил в стихотворении «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Как известно, страдания народа оставались неизменными и неискоренимыми, а в чем-то становились даже более глубокими.

Крепостные порядки свежи в памяти крестьянина, но и новые не принесли счастья народу.

Некрасов дает в своей поэме глубокий и широкий социальный «срез» тогдашней России, чтобы показать, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику». В пореформенное время и низы, и верхи являются по-своему несчастными.

Вопрос

Какие вопросы ставит Некрасов в своем произведении?

Ответ

Поэма состоит из четырех частей, связанных между собой единством сюжета. Эти части объединяет рассказ о семи мужиках, которых одолела великая «заботушка» узнать

Как ни на есть – доподлинно,
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?

«Счастлив ли народ?» – этот главный вопрос, волновавший Некрасова всю жизнь, поставлен им в центре поэмы; поэт не ограничивается прямым ответом – изображением народного горя и бедствий, а ставит вопрос шире: в чем смысл человеческого счастья и каковы пути его достижения?

Первая встреча семерых правдоискателей происходит с попом

Вопрос

В чем, по мнению попа, заключается счастье?

Ответ

«Покой, богатство, честь».

Вопрос

Почему сам поп считает себя несчастливым?

Ответ

Дороги наши трудные.
Приход у нас большой.
Болящий, умирающий,
Рождающийся в мир
Не избирают времени:
В жнитво и в сенокос,
В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые.
И в половодье вешнее -
Иди куда зовут!
Идешь безотговорочно.
И пусть бы только косточки
Ломалися одни, -
Нет! всякий раз намается,
Переболит душа.
Не верьте, православные,
Привычке есть предел:
Нет сердца, выносящего
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!
Аминь!.. Теперь подумайте.
Каков попу покой?..

Вопрос

Как в этой главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Ответ

Поля совсем затоплены,

Навоз возить – дороги нет,
А время уж не раннее –
Подходит месяц май!»
Нелюбо и на старые,
Больней того на новые
Деревни им глядеть.
Ой избы, избы новые!
Нарядны вы, да строит вас
Не лишняя копеечка,
А кровная беда!..

Главным героем некрасовской поэмы является народ. Это центральный образ эпопеи.

«Сельская ярмонка»

После встречи с попом мужики-правдоискатели попадают на сельскую ярмарку. Здесь перед нами предстают разнообразные крестьянские типы. Охарактеризуйте некоторых из них.

Ответ

Вавилушка пропил деньги, предназначенные для покупки ботиночек внучке. Крестьяне покупают портреты генералов и бульварную литературу. Посещают питейные заведения. Наблюдают за представлением Петрушки, оживленно комментируя происходящее.

Вопрос

Вопрос

Кто такой Павлуша Веретенников? Какова его роль в этой главе?

Ответ

Павлуша Веретенников (ч.1, гл. 2, 3).

Занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирин, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь (у него и цели-то такой нет).

«Счастливые»

Вопрос

Приведите примеры так называемого «крестьянского счастья».

Ответы учеников

Вопрос

Почему несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

В поэме множество крестьянских портретов – групповых и индивидуальных, нарисованных подробно и мимоходом, несколькими штрихами.

В портретных характеристиках передан не только внешний вид крестьян, в них мы читаем историю целой жизни, заполненной непрерывным изнурительным трудом.

Досыта не едавшие,
Несолоно хлебавшие,
Которых вместо барина
Драть будет волостной. –

так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых они живут: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино и т.д. – красноречиво характеризуют условия их жизни.

Задание

Дайте портретную характеристику крестьян и прокомментируйте ее.

Ответ

Яким Нагой (ч. I, гл.3) – правдоискатель. Побывав в тюрьме за то, что «с купцом тягаться вздумалось»,

Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину...

Тяжела жизнь Якима Нагого, но сердце его тянется к правде и красоте. С Якимом случается история, которая впервые в поэме ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья. При пожаре Яким прежде всего спасает не трудовые деньги, накопленные за долгую жизнь, а картинки, купленные сыну, на которые тот любил смотреть. Картиночки оказались дороже целковых, хлеб духовный – выше хлеба насущного.

Яким Нагой – это личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.

Ермил Гирин (ч. I, гл. 4)

Вывод

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы – русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вопрос

Какие помещики выведены в поэме?

Ответ

В конце главы 4 появляется помещик, которому посвящена заключительная глава части I, Оболт-Оболдуев. Его «ухватки молодецкие» и внешне благополучный облик резко контрастируют с той тоской, которая поселилась в душе этого крепостника. Прошли те времена, когда желание его было «законом», когда «дышала грудь помещичья // Свободно и легко». Разрушается помещичья усадьба, мужики не проявляют прежнего благочиния, не верят его «слову честному», смеются его неуклюжей приспособляемостью к новым порядкам, негодуют на его алчность, когда он к прежней барщине и сегодняшнему оброку добавляет денежную дань и подношения, выматывая силы крестьян, которых ненавидит.

Облик князя Утятина отнюдь не такой благодушный, как в случае с Оболтом. У «Последыша» хищный взгляд (как рысь высматривал // добычу»), «нос клювом, как у ястреба», он демонстрирует физическое и умственное вырождение, ибо черты паралитика соединились с явным сумасшествием.

В поэме гневно изображается помещик Поливанов, помещик-офицер Шалашников.

Вопрос

Какие приемы использует Некрасов при изображении помещиков?

Ответ

Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках.

При характеристике князя Утятина используется сатира, соединенная с фарсом. Его крестьяне ломают перед ним «комедь», устраивают розыгрыш своего пребывания при крепостном праве.

Вопрос

Ответ

Вопрос

Каковы общие черты помещиков, изображенных в поэме?

Ответ

Сатирически, изображая представителей верхов, Некрасов показывает их озлобленность, недовольство новыми порядками, шаткость их положения, бессилие. Это свидетельство их кризиса, трагедийного переживания гибели старых порядков. Нет среди этих верхов людей по-настоящему счастливых, хотя в народе они по-прежнему прозываются «счастливцами».

Вопрос об авторском замысле поэмы вызывает среди литературоведов частые споры. К.И.Чуковский полагал, что вопрос о благополучии помещиков, священников, купцов, царских сановников и самого царя был выдвинут в поэме лишь для маскировки подлинного идейного замысла. Исследователь М.В.Теплинский убежден, что в поэме вообще не поставлена задача найти счастливого: «центральный авторский замысел – поиски путей к народному счастью», постижение того, что такое счастье.

В поисках счастливого семеро крестьян-правдоискателей встречаются со многими людьми, и перед читателем встает картина бедствий на многострадальной Руси.

Литература

Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

И.Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986

Н.Скатов. Некрасов.

И.А.Фогельсон. Литература учит.

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999