Основные элементы содержания начального литературного образования. Государственный образовательный стандарт по литературному чтению

Фев 27 2013

    какой литературный материал предлагается для классных и внеклассных занятий; что надо взять для обязательного чтения в разбора на уроках; какие произведения учащиеся читают дополнительно дома в какие рекомендуются для внеклассного самостоятельного чтения; дидактаческий материал, т. е. круг знаний и навыков, какие должны приобрести учащиеся в занятиях по литературе.

Принципы отбора основного и дополнительного литературного материала для учебной программы:

    эстетическая ценность художественного произведения как искусства слова; доступность читательскому восприятию, соответствие интересам и возрастным особенностям школьников; адекватность образовательно - воспитательным целям и задачам.

Обязательный минимум содержания основного общего образования (5-9 классы) по литературе включает:

Сведения по теории и истории литературы;

Список литературных произведений, предназначенньх для чтения и изучения в 5-9 классах:

Из русского фольклора;

Древнерусской литературы;

Литературы XVIII в.;

Литературы ХIХ в.;

Литературы ХХ в.;

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе содержит:

Сведения по истории и теории литературы;

Перечень литературных произведений, которые предназначены для чтения и изучения в 10-11 классах.

Из литературы конца ХVIII-первой половины ХIХ в.; литературы конца ХIХ-первой половины ХХ в.;

Литературы ХХ в.;

Избранные произведения зарубежной литературы.

Учебная программа (составители - Т. А. Калганова, Э. А. Красновский, А. Г. Кутузов, Ю. И. Лыссый отражает содержание литертурного образования школьников:

Цели и задачи изучения литературы;

Система занятий по литературе;

Список литературных произведений для чтения и изучения;

Необходимые историко-литературные понятия;

Методы и способы развития речевой деятельности учащихся;

Межпредметные связи;

Требования к уровню подготовки школьников и оснащенности учебного процесса.

Предлагаемый для чтения и изучения список литературных произведений включает:

Духовную литературу;

Древнерусские памятники;

Русскую классику ХУI вв.;

Классику зарубежной литературы;

Современную литературу (русскую и зарубежную).

Принцип концентризма предполагает повторение учебного материала на более высоком теоретическом уровне. Сочетается с линейным способом построения программы.

В современном литературном образовании выделены Два соответствующих ступеням основной и средней (полной) школы концентра:

5-9 классы;

10-11 классы.

Принцип вариативности находят выражение в педагогачески обоснованном методическом решении учителя.

Программы литературного образования школьников, действующие в настоящее время:

Программа, составленная Т. Ф. Курдюмовой (науч. ред.), С. А. Леоновым, Е. Н. Колокольцевым, О. Б. Марьиной;

Программа для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под ред. М. Б. Ладыгина; авторы: А. Б. Есин, О. Н. Зайцева, М. Б.Ладыгин;

Программа для национальных общеобразовательных учреждений под ред. М. В. Черкезовой;

Программа по зарубежной литературе для 5-9 классов Н. П.Михальской и др.

Вопрос 2. Этапы литературного образования

Литературное образование в школе состоит из трех основных этапов, Каждый из которых имеет свою специфику и связан с остальными:

Первый этап - начальные классы;

Второй - средние классы (5-9);

Третий - старшие классы (10-11).

Первый этап (по определению А. Б. Есина, О. Н. Зайцевой и М. Б. Ладыгина): 1-З классы, начальное литературное образование.

Второй этап: 5-9 классы, общее литературное образование

Мифы и предания народов России и мира;

Произведения русской классической литературы, зарубежных и современных писателей;

Детские периодические издания;

Справочная литература.

Примерная тематика произведений:

О Родине;

Родной природе;

Отношении человека к природе, животным, труду, друг к другу; жизни детей, их дружбе и товариществе, их отношении к людям;

Нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть и т. д.);

Героических событиях и подвигах во имя служения Родине.

Жанры произведений:

Рассказы;

Стихотворения;

Малые формы фольклора - пословицы, поговорки, считалки, загадки, заклички, песенки и т. д.;

Народные и литературные сказки;

Сказки-пьесы;

Повести-сказки;

Справочная литература.

Работа с текстом:

Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;

Различение простейших случаев многозначности и сравнений, вьщеление в тексте эпитетов;

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Содержание литературного образования - Часть 1 . Литературные сочинения!

Государственный стандарт общего образования был введен Министерством образования и науки Российской Федерации и 2009 г. Стандарт включает нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания школьных учебных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников и основные требования к обеспечению образовательного стандарта.

Стандарт по литературному чтению для начальной школы содержит формулировки целей изучения литературы; обязательный минимум содержания начального литературного образования, требования к уровню подготовки учеников на выходе из начальной школы. Подчеркнем, что стандарт представляет собой минимум, на основе которого разрабатываются авторские вариативные учебные программы.

Обязательный минимум представлен в форме перечня имен писателей, тематики произведений, литературоведческих представлений, изучаемых в обязательном порядке, но он не устанавливает последовательность изучения материала, не определяет нормативов учебного времени, отводимых на изучение произведения или темы программы. Стандарт предусматривает возможность вариативного и разноуровнего обучения, так как даже в рамках обязательного минимума выделены темы, которые подлежат изучению, но не включаются в требования к уровню подготовки учеников. Обязательным для младших школьников признается знакомство с произведениями устного народного творчества, художественной и научно – популярной литературой. Поименно стандарт называет только классиков русской литературы: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. А. Есенина, В. В. Маяковского. Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, которые необходимо изучать младшим школьникам, определяют авторы вариативных программ.

Основные элементы содержания литературного образования.

Круг чтения

Предметом изучения школьных дисциплин эстетического цикла, и в частности литературного чтения, в отличие от естественно – научных предметов, являются не знания как таковые, а произведения искусства. Каждая из вариативных программ начального литературного образования в соответствии с выдвинутыми целями и задачами определяет свой круг обязательного классного чтения, многие программы предлагают перечень произведений для самостоятельного (внеклассного) чтения.

Круг чтения – самый подвижный элемент содержания образования. Определяя круг чтения, авторы школьной программы НЛО решают две основные задачи: какие произведения отобрать для классного и самостоятельного чтения, в какой последовательности знакомить с ними учащихся. В соответствии с этими задачами можно выделить две группы принципов: принципы отбора чтения и принципы расположения литературного материала. Рассмотрим их подробнее.

Принципы отбора круга чтения .

Эстетический принцип проявляется в отборе произведений с точки зрения их эстетической значимости. Этот же принцип требует, чтобы тексты давались без адаптации и сокращений. Если произведение сложно для восприятия младших школьников, лучше отказаться от его включения в программу, чем включать в урезанном и искаженном виде. Настанет время, когда дети дорастут и прочтут его полностью.

Согласно принципу сочетания доступности и направленности на литературное развитие школьников читательские интересы и возможности детей должны не только учитываться. Но и формироваться в процессе обучения. Младшие школьники отдают предпочтение веселым, юмористическим произведениям, сказкам, игровой поэзии, о животных. Природная детская жизнерадостность сказывается в неприятии произведения печальных. Конечно, в программе должны быть веселые стихи, юмористические рассказы, сказки. Но если ограничиваться только такой литературой, развитие читателя затормозится. В круг чтения необходимо включать произведения, расширяющие жизненный и читательский кругозор, произведения с трагическим финалом, трудные для восприятия. Только в том случае, когда существует противоречие между потенциалом смысла, способом существования художественной идеи и актуальным уровнем литературным развитием школьника возможен его рост как читателя.

Однако следует «дозировать» меру сложности текста, учитывая этот фактор и при отборе, и при определении последовательности изучение литературных произведений. Произведение, в которых изучения литературных произведений. Произведения, в которых все доступно младшим школьникам, могут быть рекомендованы для самостоятельного чтения, в школе же, когда ребенок воспринимает текс вместе со сверстниками и со взрослыми, более квалифицированным читателем – учителем. Есть смысл обращаться к таким текстам, в которых наличествует некий потенциал смысла, доступный детям, но требующий специальной работы, усилий читателя.

Принцип тематического разнообразия. Служит обеспечению четвертого элемента содержания образования – ознакомления с миро, выработке ценностных ориентиров. Поэтому важно подбирать произведения так, чтобы в них раскрывались основные линии отношения человека с миром: человек и человек, человек и общество, человек и природа, человек и искусство, человек и история, человек и родина.

Принцип жанрового разнообразия произведений необходим, чтобы дать ученикам опыт общения с литературными произведениями разных жанров, формировать определенные жанровые ожидания.

Принцип видового разнообразия предполагает введения в круг чтения не только художественной, но и детской познавательной литературы, ознакомления со справочными изданиями, что является специфической чертой начального обучения. Несколько десятилетий назад смысл изучения познавательных был прежде всего в том, чтобы дать детям необходимые сведения об окружающем мире. Количество познавательных текстов едва ли не превышало количество художественных произведений. Несмотря на то, что природоведение формировалось в самостоятельный предмет, чтение познавательных книг на уроках литературы нужно младшему школьнику и сегодня, чтобы научиться осознано выбирать способы общения с разными текстами, овладеть умением ориентироваться в книжном мире.

Принципы расположения литературного материала в учебнике – хрестоматии. Тематический принцип предполагает выделение в хрестоматии и последовательное изучение тематических разделов. Расположение произведений по тематическому принципу – наиболее традиционный и самый распространенный вариант построения хрестоматии для начальной школы.

Монографический принцип используется в средней и старшей школе, поскольку предполагает изучения творческого пути писателя, что недоступно младшим школьникам. Преимущество этого принципа в том, что внимание детей фиксируется на авторе как на творце, создателя произведения. Недостаток в том, что при таком построении учебника недостаточно четко прослеживается линия читательского развития ученика.

Технологии и методики обучения литературе Филология Коллектив авторов --

1.4. Этапы школьного литературного образования

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования:

1–4 классы – ступень начального общего образования,

5–9 классы – ступень основного общего образования,

10–11 классы – ступень полного общего среднего образования.

На ступени начальной школы формируется навык осмысленного чтения, закладываются основы литературного образования, отрабатываются элементарные способы общения с литературным текстом, стимулируя эмоциональное восприятие и отзывчивость.

На ступени основного общего образования продолжается работа по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

С учетом возрастных особенностей учащихся на ступени основного общего образования условно можно выделить три этапа литературного образования: 5–6 классы, 7–8 классы, 9 класс.

5–6 классы

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Отдельные теоретико-литературные понятия, изучаемые на этом этапе, связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

7–8 классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

9 класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Примерная программа для 5–6 и 7–8 классов является в большей степени открытой для различных вариантов авторских концепций курса, нежели программа для 9 класса, традиционно имеющая более жесткую структурно-содержательную основу.

Обязательным при составлении авторских программ и тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в 5–6 классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в 7–8 классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в 9 классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).

10–11 классы

На ступени полного общего образования изучение курса литературы осуществляется на базовом и профильном уровнях.

Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в углубленном изучении русской классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах.

Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечить преемственность ступеней образования (школа – вуз гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной последующей профессиональной деятельности в гуманитарной области.

Курс литературы в старшей школе базируется на знаниях, полученных в основной школе, и направлен на развитие и систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы. На профильном уровне старшей школы усиливается сопоставительный аспект изучения литературных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте.

Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет им глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Технологии и методики обучения литературе автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования Литература как школьная учебная дисциплина имеет целый ряд отличительных особенностей, которые определяют ее особое положение среди других школьных предметов и обязательно должны

Из книги автора

1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования Ключевые слова: образовательная область «Филология», научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Школьный курс литературы

Из книги автора

1.2. Цели и задачи литературного образования Цели и задачи современного школьного литературного образования определены в Государственном образовательном стандарте, который является нормативной основой для вариативных программ, творчески осмысленных и разработанных

Из книги автора

1.3.1. Документы, регламентирующие содержание литературного образования Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт, программы литературного образования, базисный учебный план. Содержание школьного литературного образования на концептуальном уровне

Из книги автора

1.3.2. Программы школьного литературного образования Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный) принцип. На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе

Из книги автора

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют

Из книги автора

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический

Из книги автора

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный

Из книги автора

3.3. Объекты изучения в процессе литературного образования Специфика литературы как учебного предмета определяет характер и особенности ее содержания. Обратимся к описанию объектов изучения в школьном курсе литературы.Обозначенный в предыдущем параграфе объект

Из книги автора

3.4.1. Чтение и его роль в процессе литературного образования КЛЮЧЕВАЯ ЦИТАТА «…Лучшее и вернейшее, что можем извлечь из различных педагогических мнений о преподавании словесности в гимназиях, есть то, что надобно читать писателей. Чтение есть основа теоретическому

Из книги автора

3.4.3. Виды чтения в процессе литературного образования ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

Из книги автора

3.5. Педагогическое общение в процессе литературного образования 3.5.1. Общение как основной механизм взаимодействия в образовательном процессе ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Общение – личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную

Из книги автора

3.5.2. Диалогическое общение в процессе литературного образования Ключевые понятия: диалог, диалогичность, монологичность, диалогический опыт. ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Диалог есть единственная форма отношения к человеку-личности, сохраняющая его свободу и незавершимость». М.М.

Из книги автора

ГЛАВА 4 Организация процесса литературного образования Ключевые слова: организационная форма обучения, внеклассная работа, классификация уроков, нетрадиционный урок, структура урока, самостоятельная деятельность. ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Организационная форма обучения –

Из книги автора

4.1. Формы организации процесса литературного образования Основными формами организации процесса литературного образования школьников являются: урок; самостоятельная деятельность учащихся; внеклассная работа.Успешное осуществление процесса литературного

Из книги автора

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования Среди личностно-ориентированных методов особое место в процессе современного литературного образования школьников принадлежит проектной методике. Методистами как в зарубежной, так и в российской науке

Навык чтения как элемент содержания литературного образования. Психологические закономерности формирования навыка чтения рассматривались ранее, сейчас обратимся к характеристике содержания работы по совершенствованию техники чтения. В методике традиционно выделяются четыре качества навыка чтения:

1) правильность - чтение без ошибок и искажений;

2) беглость - скорость чтения, измеряющаяся количеством слов, прочитанных за минуту;

3) сознательность (осознанность) - понимание фактического содержания прочитанного;

4) выразительность - интонирование предложения в соответствии со знаками препинания.

В последнее время многие методисты стали добавлять еще одну характеристику навыка: способ чтения. С этой точки зрения выделяют чтение побуквенное, слоговое, целыми словами, синтагмами, предложениями.

Беглость чтения не является самоцелью, но невнимание к этому ориентиру может привести к тяжелым последствиям для ученика, поскольку навык чтения - общеучебный навык, успех обучения по всем предметам, как было доказано исследованием В. Н. Зайцева, в первую очередь зависит от степени овладения навыком чтения.

Сознательность как качественная характеристика навыка чтения предполагает, что произнесение и понимание значения слова, синтагмы, предложения по времени совпадают. Термин «сознательность» употребляется и в том случае, когда характеризуют чтение не с технической, а с содержательной стороны, однако наполняемость термина при этом меняется. Сознательное чтение в этом случае предполагает понимание не только фактического содержания прочитанного, но и смысла текста, что требует овладения читательскими умениями.

Термин «выразительность» также многозначен. Выразительность как качество чтения связана с интонированием, соответствующим знакам препинания в предложении: паузе при запятой, понижением голоса в конце предложения, соблюдением восклицательной и вопросительной интонации. Исполнительская выразительность предполагает трактовку чтецом смысла произведения, выраженную с помощью интонации. Очевидно, что говорить об исполнительской выразительности можно лишь тогда, когда смысл текста не только понят учеником, но и пережит, интерпретирован по-своему.

Теоретико-литературные знания. Представления о специфике искусства слова формируются в процессе анализа текста. Так, например, анализируя сказку Г. М. Цыферова «Паровозик», учитель постоянно обращает внимание детей на роль слова в создании образа. Размышляя над авторским выбором, второклассники понимают, что слово «Паровозик», вынесенное в название, написанное с заглавной буквы, сообщает не о размерах паровоза, а о непосредственном детском взгляде на мир, свойственном персонажу, выражает нежное и трогательное авторское отношение к герою, для которого красота мира оказывается важнее жизненной суеты, сиюминутной выгоды. Размышляя о том, почему других персонажей рассказа в разных эпизодах автор называет по-разному (пассажиры, люди, дяди и тети), дети накапливают представление о значимости имени персонажа литературного произведения, о способах передачи авторского отношения к героям. От урока к уроку копятся наблюдения. Обращаясь к новому произведению, дети уже сами начинают размышлять о смысле названия текста, имени персонажа. Учитель может обобщить полученные представления, сделать теоретический вывод, но он не должен требовать от ребенка воспроизведения теоретических сведений.

Объем знаний и уровень их усвоения каждая программа устанавливает самостоятельно с учетом требований Государственного образовательного стандарта.

Эмоционально-оценочная деятельность на уроке литературного чтения. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру приобретается ребенком в процессе эмоционально-оценочной деятельности при восприятии художественного произведения и создании собственного высказывания. «Ценности не выучиваются, как знания, а переживаются и проживаются в собственном жизненном и художественном опытах зреющей личности», - писал М. С. Каган.

Организовать художественный опыт переживания и проживания жизненных ценностей помогает соблюдение определенных методических условий:

  • эмоциональность первого восприятия произведения;
  • поддержание эмоционального «градуса» урока;
  • преодоление эмоций материала эмоциями формы (переход от бытовой оценки к эстетической), проживание произведения;
  • право ученика на собственную интерпретацию (при ограничении произвольности истолкования текстом произведения).

Эмоциональное сопереживание - составляющая часть любого из приемов анализа текста.