Образовательный портал. Mind Maps для изучения иностранного языка Интеллект карта английский язык тема спорт

Недавно я начала активно использовать ментальные карты в моих занятиях языками. Меня удивил этот способ своей близостью тому, как мы в принципе думаем. Мы же не мыслим линейно (я нет:), а вести записи нас всегда учили именно так, сверху вниз и по полочкам.

Теперь у меня нет языковой тетрадки, зато есть языковой альбом ! Я рисую карты, фигурки, и радуюсь появившемуся размаху и свободе.

Грамматика

Ментальные карты отлично подходят для осознанной работы с грамматикой. Они помогают с одной стороны все разложить по полочкам, с другой — обобщить имеющиеся знания с систему.

  1. Во-первых , карты стоит использовать при изучении отдельной грамматической темы. Обычно она включается в себя форму и случаи ее употребления. Это особенно справедливо для изучения системы времен, поскольку почти у каждого есть несколько ситуаций использования.

Как пример, хочу взять английское время Present Continuous.

Однажды проработав тему вот таким образом, вы создадите для себя визуальное представление о том, насколько она объемная, а в последствии к ней легко можно будет вернуться и повторить забывшиеся моменты.

Я считаю, что карты лучше рисовать от руки. Здесь я даю образцы, созданные в программе MindMeister, чтобы все было легко разобрать. И конечно, это очень удобный инструмент. Однако я традиционно предпочитаю блокнот и ручку, когда занимаюсь сама.

Кроме того, очень полезно дополнять карты рисунками. Любыми образами, которые приходят к вам в голову при разборе темы.

  1. Во-вторых, это отличный инструмент для обобщения ваших знаний.

За пример опять возьму систему времен в английском. Известно, что на первых порах различать их помогают так называемые ключевые слова, т.е. ряд наречий, которые как правило употребляются только с конкретным временем.

Карта, иллюстрирующая эти слова, хороший помощник.

Слова

Ментальные карты — замечательная альтернатива традиционной записи слов. Думаю, что если ты любишь порядок в записях, новые слова ты записываешь в 2 или 3 колонки. У менее организованных личностей слова могут копиться на отдельных листах бумаги. А я предлагаю завести альбом или скетчбук! В нем мы будем рисовать карты слов, создавая между ними образные или логические связи.

Сначала про логику

  1. Самое очевидное применение ментальных карт — это для записи слов одной категории. Т.е. еда, одежда, животные, транспорт и т.д.
  1. Полезно группировать ключевые фразы на важные для вас темы.

А теперь образы

  1. Таким образом можно выписывать новые слова при чтении и прослушивании. В центр вы помещаете название источника, а вокруг как лучи солнца располагаете новые слова. Это можно делать по ходу чтения, а потом заглянуть в словарь и узнать перевод.

  1. И, наконец, процесс создания карты можно использовать как способ запомнить необходимый набор слов. Для этого нужно создать между этими (возможно, разрозненными словами) связи, который понятны вам, и это изобразить на карте.

Посмотрите мой пример на фото. Я взяла слова из списка и выделила одно (крепость), которое поставила в центр. Затем я просматриваю свой список и нахожу слова, которые в моем воображении связываются с крепостью, и рисую ответвления (часовня, свинопас и бархат). Потом нахожу то, что можно связать с этими тремя.

Чтение

Создание ментальных карт при чтении на любом языке способствует

  • вдумчивому чтению и анализу
  • запоминанию прочитанного
  • готовая карта — самый быстрый и удобный способ повторить материал

Это своеобразный конспект, который я бы рекомендовала попробовать ввести в рутину студентам и всем тем, кто не хочет проглатывать книги, а помнить прочитанное, чтобы при случае воспользоваться знаниями.

Вот отличный пример визуального конспекта

Карта из группы

Их называют по-разному: интеллект-карты, карты ума, ментальные карты, карты памяти, Mind Map и т. д. В своей жизни, особенно в детстве, Вы уже возможно составляли их - в центр листочка помещали какое-то слово или рисунок, от которого в разные стороны шли ответвления, которые пояснялись ключевыми словами или обозначениями. В этой статье я предложу Вам необычный, но очень эффективный способ изучения английского.

Что же такое Mind Map?

Грубо говоря, карта памяти (Mind Map) - это центральный образ и основные темы, связанные с ним, расходящиеся от него в виде ветвей.


Впервые я узнала о технике Mind mapping из замечательной книги Тони Бюзена «Супермышление».

Оказывается, каждый бит информации, который поступает из внешнего мира в наш мозг (ощущение, воспоминание, мысль и т д) - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, тысячи и даже миллионы ассоциаций!

Получается, что карты памяти (Mind Map) - это естественный продукт деятельности нашего мозга.
Составляя такие карты, мы графически выражаем процесс нашего мышления. Карты памяти являются очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге. Поэтому этот метод может найти применение в любой сфере человеческой жизни, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал личности.

И я подумала: почему бы не использовать карты памяти в изучении английского?
Я порылась в Интернете и литературе, и оказалось, что так подумала не только я. Множество людей применяют технику Mind Mapping для овладевания английской грамматикой, запоминания английских слов, составления плана занятий и т. д.

Вы можете применять эту технику, если занимаетесь изучением английского самостоятельно или в группе, или на занятиях с учениками, если Вы преподаватель.

Кстати, в рамках международного проекта «Креативное личностностно ориентированное обучение английскому языку » (Creative Learner Centred Teaching Programmes for International Teacher Trainings and Networking) в г. Ярославле проходил тренинг для преподавателей английского языка по использованию карт памяти на занятиях.

Примеры применения


Ознакомившись с техникой построения Mind Map более подробно, Вы найдете еще уйму способов, как применить Mind Map в изучении английского. Это может быть и подготовка к экзаменам, составление плана сочинения или эссе, выявление своих слабых мест в грамматике, и многое другое.
Лично я, например, при помощи карт памяти составляю структуру учебных пособий, по которым занимаюсь - это помогает мне быстро найти интересующую меня информацию.

Как составлять

Рисовать карты памяти нужно на листе формата А4 или А3 при помощи фломастеров, цветных ручек и карандашей и своей фантазии!

Принципы рисования очень просты:

1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.
4. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
7. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

Это основные идеи рисования карт памяти. Можно конечно воспользоваться специальными программами для составления Mind Map, такими как MindJet Mind Manager, ConceptDraw MINDMAP, MindMapper и др, но я рекомендую составлять карты памяти именно руками - это хороший способ отвлечься от компьютера и потренировать свое мышление и фантазию.

Дополнительная информация

Более подробно о составлении карт памяти можно прочитать в книге Тони Бьюзена «Супермышление» («

Использование ментальных карт на уроках английского языка

Ментальная карта, mind map (интеллектуальная, умственная карта, ассоциограмма) - это конспект, только не скучный и нудный текст с сокращениями, а конспект «стихийный» и яркий, нарисованный. Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле карта ума, при составлении которой задействованы:

Непосредственная память,

Ассоциативное мышление,

Творческое мышление.

Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и в то же время СЛОЖНОЙ форме свою индивидуальность.

Умственная карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление. Как дорожная карта, карта умственная помогает

охватить взглядом множество предметов и явлений,

позволяет наметить или выбрать маршрут, подсказать, куда вы двигаетесь,

содержит большое количество данных,

помогает решать проблемы, подсказывает новые пути для творчества,

радует глаз,

привлекает к себе глаза и мозг ребенка.

Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен – психолог, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д.

Интеллектуальные карты могут использоваться для :

1. запоминания

2. упорядочивания и систематизации информации

3. планирования деятельности

4. подготовки к выступлениям

5. поиска решений в сложной ситуации

6. рассмотрению различных вариантов решения задач.

За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт.

Классические интеллект-карты создаются таким образом :

1.Горизонтально располагаем чистый лист бумаги (лучше А4). Используем разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши. Пользоваться ластиком не рекомендуется. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует не менее трех.

2.В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему, с которого и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. Главное проявить фантазию. Тщательно прорисовываем существенные детали. ВООБРАЖЕНИЕ поможет создать рисунки, а мы знаем, что в одном рисунке можно выразить тысячи слов, сэкономив таким образом время и силы, которые потребовались бы, чтобы записать эти слова. Более того, рисунки и запоминаются лучше, чем слова. Рисунки могут быть красочными или схематичными, раскрашенными или черно-белыми. Все зависит от создателя интеллект-карты.

4.От центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) делаем их потолще. Пишем печатными буквами.

5.От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Расположите ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек не ограничено - их может быть столько, сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт! Таким образом получается «осьминожек» или «дерево».

Для более продвинутых в компьютерных технологиях учащихся можно порекомендовать создание интеллект-карт с помощью программ Mind Manager Pro 6, Concept Draw Mind Map Pro 4.5, Edraw Mind map . Это отличные программы с множеством символов и рисунков.

Интеллект-карты можно видоизменять и адаптировать в зависимости от целей и задач, поставленных перед учащимися.

Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой. Пересказать текст удобнее по карте, которая является опорой и наглядно логикой для пересказа.

Работу по изготовлению карт можно использовать на любом этапе урока, а также дома. Умственные карты можно использовать для мозгового штурма, обучения новой лексике, подведения итогов, пересказа, краткого изложения всех тем, которые нужно повторить или которые в данный момент изучаем, планирования, т.е. для активизации речемыслительной деятельности.

Тони Бьюзен считает, что создавать карты можно по любому поводу, на любую тему. Будь это интересы, хобби, друзья, этапы роста, достижения, семья, школа, мысли, книжки и мультики. И делать это интересно и приятно, в отличие от линейно записи информации.

Использование интеллект-карт при обучении:

На уроках английского языка мы создаем интеллект-карты тем или иным способом в зависимости от темы, целей и задач. В любом случае интеллект-карты – это наглядный способ представления информации, когда в центре записано понятие, от которого отходят лучами ассоциации или связанные понятия. Эти схемы очень похожи на солнце, поэтому учащиеся так и называют их «солнышко». «Солнышко» звучит намного позитивнее и вдохновляющее, чем spidergram (как называют такого рода схемы в англоязычной методической литературе):

    Это могут мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола . Их можно быстро нарисовать на уроке. В центре пишется глагол, от него лучиками отходят предлоги, с которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрел глагол. Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости.

    Это могут быть карты по определенной лексической теме . Тогда эти карты выглядят как огромные солнца со множеством лучей. У кого-то они больше похожи на деревья. Вкус составления и внешняя привлекательность интеллект-карт приходят с опытом, т.к. перед учащимися стоит задача – собрать всю лексику по одной теме вместе, распределить ее по группам (если возможно), показать эти связи графически (у многих это вызывает затруднение). Рекомендуется выписывать не просто слова, а словосочетания по темам. Под каждым словом или словосочетанием другой ручкой или карандашом пишется перевод.

    Это могут быть карты-опоры для пересказа текста . Тогда в центре записывается название текста или его основная мысль. Далее лучами выписываются словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с помощью стрелочек и линий.

    Интеллект-карта в качестве домашнего задания может ставить целью повторение лексики, пересказ текста. Если интеллект-карта рисуется дома, то вместо перевода слов можно использовать рисунки, схемы, значки, вырезанные картинки, т.е. внести личностный компонент.

    Интеллект-карты хороши для подведения итогов по теме, проблеме, вопросу.

    Интеллект-карты – это отличный инструмент для мозгового штурма.

    Интеллект-карты – это помощник при планировании.

Результат использования интеллект - карт на уроках:

    Интеллект-карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов . Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании (зубрежке).

    Информация запоминается уже усвоенной (понятой), устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами , что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.

    Интеллект-карта выступает опорой для быстрой актуализации необходимых лексических единиц после продолжительного перерыва . (А мы знаем, что то, что не употребляется активно, переходит из активной формы в пассивную). Интеллект-карта позволяет быстро перевести пассивную форму в активную, т.е. при необходимости вызвать в памяти и подтолкнуть к употреблению ЛЕ.

    Интеллект-карта позволяет увидеть информацию внутренним мысленным взором. Она как бы раскладывает по полочкам весь объем информации и в то же время позволяет удерживать большой объем информации в поле зрения.

    Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей . Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.

    Умственная карта дает ребенку полную картину, которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены . Для ребенка она является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа.

Широк диапазон применения карт памяти на уроках английского языка:

1) Работа с фонетическим материалом

2) Работа с лексическим материалом

3) Работа с грамматическим материалом.

4) Работа с текстовым материалом.

5) Обучение устному монологическому высказыванию.

6) Представление результатов проектной деятельности.

7) Подготовка к ГИА и ЕГЭ.

8) Проведение дискуссии, дебатов.

Рисование умственных карт

Экономит от 50 до 70 % времени, потраченных на записывание.

Приносит втрое больше удовольствия, чем простое планирование.

Помогает концентрироваться на существенных вопросах, а не вопросах второстепенных.

Разноцветно и многомерно «отрисованная» информация запоминается учеником лучше.

Стимулирует способность творить.

На данный момент много онлайн программ для построения freemind

Данная работа рассматривает методы использования ментальных карт (Mind maps) на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ментальных карт на уроках английского языка.

При переходе общего образования на стандарты нового поколения неотъемлемой частью педагогической деятельности любого учителя становится формирование на уроках универсальных учебных действий (УУД). Ученик должен научиться осмысливать полученные знания и уметь ими пользоваться в повседневной жизни, а так же научиться ставить учебные цели, задачи, проектировать пути их реализации, рефлексировать свои действия и использовать полученные знания на практике. Таким образом, чтобы ребенок был активным участником образовательного процесса, я применяю системно-деятельностный подход , который основывается на таких принципах как принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности и принцип творчества. Универсальные учебные действия также разработаны на основе системно-деятельностного подхода .

Главная цель системно-деятельностного подхода – научить детей учиться, т.е. усваивать и перерабатывать информацию. На современном этапе развития общества объём информации настолько велик, что учащимся неизбежно приходится сталкиваться с определёнными требованиями к памяти, умению решать задачи и анализировать сложные данные. Если приложить меньше усилий, большая часть информации останется неусвоенной. Упорство ведёт к снижению работоспособности, а учёба, как следствие, ассоциируется со скукой и постоянной усталостью.

Цель каждого учителя – заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит, в том числе, и от того, какие приёмы в обучении использует учитель.

Ментальные карты (интеллект-карты, ассоциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном – это один из приёмов технологии критического мышления. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто - это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее. Приём «ментальных карт» позволяет одновременно активизировать два полушария и оба вида мышления (логическое и творческое). Таким образом, ментальные карты – это техника, при помощи которой можно: 1) упорядочить мыслительный хаос, 2) запомнить большой объём данных, 3) составить планы любой сложности и контролировать их выполнение.

Тони Бьюзен описал и определённые правила создания карт памяти:

1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение

2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Ментальные карты можно использовать:

Работы с лексическим материалом:

  • введение новой лексики
  • закрепление новой лексики
  • контроль лексики.

Работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент);

Работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.);

Обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор (мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания);

Проведения “мозгового штурма” (с помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные);

Проведения дискуссии, дебатов (изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме).

В своей работе я наиболее часто использую Mind Maps при работе с лексикой. Мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные. Учащийся сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти и мышления. Ведь, представляя каждое слово в виде картинки, мы используем сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова – это функция левого полушария, а образы и фантазия – правого. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. К тому же, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами:

  • Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.
  • Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.
  • Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.
  • Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

Порядок и особенности создания мыслительных карт

(на примере темы “Праздники”).

  1. В центре располагаем основную тему, то есть пишем слово Holidays (Празники), можно нарисовать символ, прикрепить фотографию.
  2. Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3, каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название праздника, например Easter (Пасха), May day (Майский день),Halloween (День всех святых).Можно добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
  3. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово Пасха ассоциируется у нас с весной, следующая ветвь – символы этого дня, следующая – подарки и т.д. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, подарки разделятся на сладкие и торжественные. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания слов, особенно при введении новой лексики, так как они являются переводом слов на русский язык.
  4. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
  5. Поскольку время урока ограничено, я рекомендую ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Однако специфической особенностью мыслительных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Однако возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле лексики.
  6. При работе над созданием карты учителя вместе с учениками, я рекомендую учителю давать детям возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, только слега, направляя их, выступая лишь в роли “художника”. При введении нового лексического материала, я считаю, что необходимо также соблюдать это правило, давая возможность учащимся высказываться на русском языке, являясь в этом случае ещё и переводчиком на английский язык. В случае если учащиеся не назвали слово или словосочетание, входящее по программе в данную тему, учитель может подсказать им, задавая наводящие вопросы (на английском языке) или назвать это слово сам.

Тем не менее, я рекомендую учителю составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.

При составлении мыслительных карт на уроке учителем совместно с учащимися учитель может рисовать карты на доске цветным мелом, а дети – на листах формата А4 или на ватмане.

Оценивание мыслительных карт происходит с учётом

  • соблюдения правил составления мыслительных карт, предложенных Тони Бьюзеном;
  • правильности написания английских слов и выражений;
  • соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме;
  • наличия оригинальных идей, оформительских решений;
  • проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.

В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.


Закарьян Мария Михайловна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №471
Выборгского района Санкт-Петербурга

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Главная цель системно-деятельностного подхода - научить детей учиться, т.е. усваивать и перерабатывать информацию. На современном этапе развития общества объём информации настолько велик, что учащимся неизбежно приходится сталкиваться с определёнными требованиями к памяти, умению решать задачи и анализировать сложные данные. Если приложить меньше усилий, бОльшая часть информации останется неусвоенной. Упорство ведёт к снижению работоспособности, а учёба, как следствие, ассоциируется со скукой и постоянной усталостью.

Цель каждого учителя - заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит, в том числе, и от того, какие приёмы в обучении использует учитель.

Ментальные карты (интеллект-карты, ассоциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном - это один из приёмов технологии критического мышления. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто - это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.

Тони Бьюзеномв описал и определённые правила создания карт памяти.

1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение

2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7. Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово.

8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Ментальные карты можно использовать:

Для работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент)

Для работы с лексическим материалом, объемы которого не так уж малы.



Для работы с фонетическим материалом


Для работы с текстовым материалом

При подготовке к устному монологическому высказыванию

При представлении результатов проектной деятельности .

В своей работе я наиболее часто использую MindMapsпри работе с лексикой. Это очень удобный и эффективный приём для повторения, актуализации и систематизации лексики по теме. Интеллект-карты помогают сделать процесс расширения словарного запаса более интересным и увлекательным.

Преимущества ментальных карт

  • удобны в использовании
  • показывают связи между явлениями, логику мышления
  • способствуют лучшему запоминанию информации
  • собирают воедино большое количество данных
  • развивают креативность, мышление

Применение интеллект-карт на уроках английского языка позволяет:

1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.

3. Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

4. Организовать проектную деятельность школьников. Интеллект-карту можно использовать для представления результатов проектной деятельности.

5. Научить пользоваться специализированными словарями, справочниками с цельюовладения новыми языковыми средствами, увеличения объема знаний профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии).

В современном мире с большим потоком информации применение ментальных карт в обучении может принести огромные положительные результаты, так как дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в дальнейшем обучении и общении. Ментальные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

Источники:

2. Бьюзен Тони и Барри. Супермышление. Попурри.- М,.2007 г.

3. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М., 2007 г.