Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».
25. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. Флажная азбука. 24.05.1971.
Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет. Русская семафорная азбука.
Источники: Архипов С.Н. Наблюдение и связь на военном корабле. М изд. МО 1953г. 112с рис мягкий переплёт, уменьшенный формат.
24 мая 1971 года после обеда на второй паре занятий в севастопольской Морской школе ДОСААФ наш «Капитан» с ходу заявил нам, что «теоретическая часть темы «наблюдение и связь» нами с успехом пройдена и сейчас, на практике, мы будем учить русскую флажную или семафорную азбуку, язык кодов сигнальных флагов и одновременно азбуку Морзе.
Одновременно учить все сигнальные, семафорные или телеграфные азбуки очень удобно, - сказал нам «Капитан», - потому что они пересекаются, перекликаются и дополняют друг друга.
«Капитан» встал у классной доски, взял в руки два небольших красных флага и показал нам первую букву русской семафорной азбуки – «А».
Он встал прямо, гордо, вскинул голову, расправил плечи, вмиг помолодел, и вдруг резко, как крыльями, расставил опущенные вниз руки с флагами в стороны.
Посмотрите, - сказал нам «Капитан». – Я расставил руки в стороны не широко, а под углом в 45°, то есть так, чтобы флаги расправили свои полотнища и были хорошо видны издали. Со стороны видно, что моя фигура, с разведёнными вширь руками-крыльями-флагами, напоминает форму буквы «А» русского алфавита.
Запомните раз и навсегда! – сказал нам торжественно «Капитан». – Вид моряка, форма моряка, поза моряка, речь моряка и поведение моряка должно быть всегда чётким, по-военному слаженным, мужским, гордым, мужественным, красивым.
Морская служба, - сказал «Капитан», - это вам не «хухры-мухры» на берегу, где моряк может немного пошалить, покуражиться, снять напряжение от морской службы, а чёткая, ответственная и очень серьёзная боевая работа, от которой зависит не только жизнь самого моряка, но, прежде всего, жизнь его товарищей, братьев, жизнь корабля, жизнь и благополучие Родины и Отчизны, советского народа.
Это не бравада, не агитация и не пропаганда, - сказал «Капитан», - это истинная правда, потому что по международному праву корабль в море – это территория государства, само государство в масштабах корабля, а экипаж корабля – это советский народ, носитель государственного, многонационального и народного суверенитета, то есть независимости, самостоятельности и верховенства народовластия.
Вот что такое советский моряк, - сказал «Капитан». - Вот почему советский моряк всегда должен быть стройным, сильным, мужественным, достойным, бравым и внешне красивым. Люди традиционно видят в моряках себя, народ, государство, страну, Родину.
Вот почему, - сказал «Капитан», - известную всем поговорку: «Моряк всё пропьёт, но флот не опозорит» следует понимать так: «Моряк всё снесёт (то есть преодолеет), но народ не опозорит». Ясно?!
«Точно так!» - хором ответили мы, слушатели севастопольской Морской школы ДОСААФ по специальности «рулевой-сигнальщик»…
После этого «Капитан» не по-военному, но очень точно, чётко и красиво повернулся к классной доске и написал мелом первую букву телеграфной азбуки Морзе – «точка и тире» - буква «А».
Справа от того места, где находился «Капитан», стоял большой корабельный сигнальный прожектор. «Капитан» заранее подал на него электропитание и показал нам, как «моргает» жалюзи, передавая сигнал – «А», то есть краткое нажатие на гашетку (краткое открытие жалюзи), пауза и длинное нажатие на гашетку (более длительное открытие жалюзи).
Нажимать на гашетку сигнального прожектора нужно не быстро и не длительно, - сказал нам «Капитан». – Ровно так и ровно столько по времени, чтобы вы сами себя понимали и читали ваши сигналы, если бы вы сами были сейчас вдалеке.
Позаботьтесь о своём собрате, - сказал нам «Капитан», - который сейчас в бурном море, в дождь или в туман пытается прочитать ваши гордые, залихватские быстрые сигналы и вы выполните свою задачу достойно. Иначе вы получите от собрата сигнал «не понял», «повторить» и будете вынуждены из-за своей гордыни опять и опять передавать важное сообщение, теряя время, а значит, способствуя врагу.
Мы зашевелились и «Капитан» воспринял наше шевеление как несогласие…
Да, способствовать врагу, - сказал убеждённо «Капитан». – На флоте нет понятия: «это я так, просто так». На флоте либо ты своими действиями и поступками помогаешь и способствуешь победе над противником-врагом, либо ты мешаешь этой победе, устраняешься от неё, не исполняешь должным образом свои обязанности, а значит, способствуешь противнику-врагу. Другого не дано.
А знаете, почему так? – спросил нас «Капитан». Мы молчали…
Да потому, что моряки одни на корабле! – сказал просто и проникновенно «Капитан». – Кроме моряков экипажа на корабле больше никого нет. Никто в данный момент не придёт на помощь, не исполнит то, что нужно исполнять. На корабле нет лишних людей. Каждый на своём боевом посту исполняет не только свои личные обязанности, но участвует в едином коллективном деле. Поэтому побеждает не комендор, не торпедист и не ракетчик, и даже не командир, а все, весь экипаж, даже кок и поварёнком.
А вот погибнуть или потерпеть поражение можно из-за одного нерадивого, бесчестного, трусливого человека, - сказал горестно «Капитан». – Неправильно или не вовремя передаст важное сообщение, команду или координаты и всё – маленькая оплошность, порождённая себялюбием, леностью, гордыней, самохвальством или глупостью может привести к роковой ошибке.
Вы можете на гражданке, на берегу немного расслабиться и позволить себе поведение свободного расхлябанного молодого человека, - сказал миролюбиво «Капитан». - Юности и молодости многое дозволяется…, но взяв на себя обязанности профессионала или военного, будьте собранными, достойными своего уровня и статуса. Тогда даже самый невзрачный и неприметный из вас будет привлекательным и красивым, вызывать уважение и доверие.
Вы знаете «Боцмана» с Аполлоновки? – спросил неожиданно «Капитан».
Мы дружно закивали головами и сказали, что знаем.
Ну, вот, - удовлетворился «Капитан». – Вот вам и пример истинного моряка и красивого мужчины, с соответствующим настоящему моряку поведением. Берите пример с него. Правда, кроме одного его недостатка – уж больно сквернословит…
Мы дружно загоготали. В аудитории пронёсся шквал шуток, знаменитых «боцманских» выражений, мнений…
Итак, - «Капитан» напомнил всем тему занятия, - Как выглядит бука «А» русского семафорного алфавита. Суворов! К доске!
Я вышел на негнущихся от волнения ногах. Попытался чётко, по-военному, встать и повернуться на месте «Капитана», но у меня это получилось так, что ребята коротко хохотнули.
Затем я взял флажки в руки, встал в стойку, выпрямил гордо голову и резко, взмахом, чтобы флаги красиво разлетелись крыльями в стороны, - развёл руки и замер в позе фигуры-буквы «А».
Отлично! – сказал «Капитан». – Теперь буква «А» на сигнальном прожекторе.
До этого, мы все, конечно, баловались и нажимали на все кнопки и рычаги всех устройств, стоящих в аудитории, в том числе и сигнального прожектора. Единственно, мы не знали, где включается лампа прожектора, но жалюзи от наших игр «моргали» часто…
Я уже привычным жестом и движением пальцев «проморгал» жалюзи «точку» и через короткую паузу «тире».
Опять молодец! – сказал «Капитан». – Вы уже практиковались в сигнальном деле?
Я не стал испытывать судьбу и отвечать по-военному «Никак нет!», а просто ответил «Нет».
Хорошо, - сказал «Капитан». – Из вас может получиться хороший сигнальщик. Сядьте на место.
Теперь все хотели быть «хорошими сигнальщиками» и всем до единого «Капитан» дал возможность красиво и достойно взмахнуть флажками, показать сигнал-знак-фигуру-букву «А» и «поморгать» этот сигнал-букву сигнальным прожектором.
Точно так же мы стали изучать все буквы и знаки семафорной и телеграфной азбуки…
Последний час занятий 24 мая 1971 года промелькнули практически незаметно. К концу занятий мы уже знали множество фигур и знаков.
Выходя из здания севастопольской Морской школы ДОСААФ, мы всё ещё продолжали махать друг перед другом руками с воображаемыми флажками.
Я заметил, что мы выходим из здания и спускаемся по ступеням на улицу уже не так, как в прошлый раз, - шумной хулиганской толпой, а ровно, стройно, размеренно, не торопясь…
С этого дня я стал смотреться в витрины магазинов, а дома, в рабочем общежитии на Дзержинского, 53, я долго и тщательно смотрел на себя в зеркало шифоньера.
Теперь я стал вырабатывать свою собственную походку и манеру держаться, манеру двигаться, говорить, смотреть, поворачиваться, оборачиваться, сидеть и даже лежать на постели.
Теперь я стал сам «конструировать» свой мужской внешний вид и мужское поведение
Я начал создавать своё собственное поведение «настоящего моряка»…
Флажный семафор предназначен для связи в светлое время суток на небольшое расстояние, равное при приеме невооруженным глазом и при хорошей видимости 1 — 1,5 мили, при приеме с помощью оптических приборов и при хорошей видимости — 2,5 мили. Скорость обмена флажным семафором на предельных дальностях достигает 100—110 знаков в минуту. Связь флажным семафором осуществляется только словами, передаваемыми по буквам.
Каждая буква русского алфавита имеет присвоенный ей определенный условный знак, изображаемый определенным положением рук с флажками. Путем последовательного изображения знаков букв в порядке их очередности в слове они передаются на расстояние. Прием основан на правильном определении (чтении) слов и предложений. Передача и прием таким порядком слов и предложений составляют процесс связи флажным семафором. Условные знаки, установленные для букв алфавита, получили название семафорной азбуки.
Флажки, с помощью которых осуществляют связь семафором, изготовляют из древка длиной 45 см и диаметром 2,0—2,6 см, на одном конце древка крепят кусок ткани (штапель или флагдух) размером 30—35 см. Цвет ткани выбирают одинаковым для пары флажков. Для передачи семафора цвет флажков выбирают в зависимости от фона, на котором осуществляют связь: на темном фоне применяют флажки светлой окраски (желтый, белый), на светлом — темного цвета (черный, красный).
Русская семафорная азбука, составленная в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных знаков (передний форзац) и имеет особенности, знание которых ускоряет и обеспечивает процесс освоения техники приема и передачи флажным семафором. К ним относятся:
— схожесть изображения семафорных знаков А, Г, К, Т, У с принятым в русском алфавите изображением этих букв;
— установление одного и того же знака парам букв ЕиЭ, ИиЙ, ЬиЪ (поэтому в текстах семафоров буква Э пишется так же, как Е, буква Й, как И, мягкий знак, как твердый знак);
— попарная симметричность в изображении семафорных знаков А и У, Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и З, К и X, Л и М, Н и О, П и Р, Ф и Ы, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я. К тому же симметричные по изображению знаки В и Г, Ж и З, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я стоят рядом в семафорной азбуке;
— семафорные знаки Е и С, Ви Г, Ни О, ИиЙ изображаются одной рукой. При этом знаки В, Е, И (Й) и Н изображаются правой рукой, а знаки С, Г, О — левой;
— в семафорных знаках Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и 3, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я, являющихся попарно симметричными, положение флажка правой руки в первом знаке соответствует положению флажка левой руки рядом стоящего знака.
Служебные знаки русской семафорной азбуки:
— знак вызова — для установления связи флажным семафором. Дается взмахами семафорных флажков, поднятых над головой; при этим положение рук не переходит границ, установленных для буквы У;
— знак ответа —для подтверждения приема знака вызова на связь (вызов на связь замечен), а также для подтверждения каждого правильно принятого слова при ведении переговоров. Дается взмахами семафорных флажков, обращенных вниз. Руки при взмахах не должны выходить за пределы, установленные для буквы А;
— знак повторения (ошибки) — для запроса о повторении непринятого слова. Дается подъемом дважды вверх семафорных флажков над головой, соответствующих положению рук для знака Ь (Ъ). Применяется при передаче текста и как знак ошибки, после чего следует передача правильного (исправленного) слова;
— знак ожидания — при необходимости временно прервать передачу или прием семафора. Сигнальщик, прерывающий передачу (прием), описывает над головой горизонтальные круги поднятыми кверху семафорными флажками;
— знак окончания — для того, чтобы показать, что передача семафора или переговоры закончены. Обозначается поочередным подъемом кверху и опусканием вниз семафорных флажков левой и правой рукой несколько раз;
— знак вопроса—в случаях когда переданный текст семафора требует ответа. Обозначается передачей два раза знака, соответствующего букве Т;
— знак разделительный — при передаче сигнала, состоящего из нескольких сигнальных сочетаний, для разделения одного сигнального сочетания от другого. Обозначается подъемом семафорных флажков до положения, соответствующего знаку Ъ (Ь), и опусканием их к ногам. Этот служебный знак похож на знак повторения, разница только в том, что при знаке повторения семафорные флажки поднимаются кверху дважды, при знаке разделительном — один раз;
— знак невозможности приема — для показа передающему сигнальщику, что прием невозможен (плохо видны знаки), изображается списыванием одним или двумя семафорными флажками в одной руке трех окружностей в вертикальной плоскости.
Выбор места для передачи семафорными флажками предопределяет качество приема. Поэтому при необходимости принимающий сигнальщик может указать передающему место, с которого лучше видна передача. Для этой цели служат дополнительные служебные знаки (рис. 1.7):
— «Передвиньтесь в правую от меня (принимающего) сторону». Делается отмашкой 4—5 раз в правую сторону на 90° вытянутым вперед в горизонтальное положение семафорным флажком, т. е. повторяется несколько раз подряд знак, соответствующий букве В;
РУССКАЯ ФЛАЖНАЯ СЕМАФОРНАЯ АЗБУКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Научить детей приёмам передачи и приёма текстов посредством флажного семафора;
Закрепить знание алфавита и правильного произношения букв;
Повышение самооценки детей вследствие обладания новыми, необычными в повседневной жизни, знаниями.
Изучение проводится в три занятия, продолжительностью 30 – 40 мин.
На отработку материала каждого занятия должно ежедневно выделяться 2 занятия по ~ 30 мин в течение 2-3 дней.
1 ЗАНЯТИЕ.
Флажный семафор – наиболее простое средство зрительной связи в светлое время суток на небольшое расстояние (невооруженным глазом - около 2-х км, с помощью оптических приборов - около 4-х км). Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. За передачу сведений семафорной азбукой на корабле отвечает сигнальщик; эта специальность на флоте была введена в 1869 году.
Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных знаков. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» - словом «запятая».
Каждой букве соответствует определенное положение рук с флажками. Условные знаки, установленные буквам алфавита, сведены в таблицу, получившую название семафорной азбуки.
Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков. Цвет ткани зависит от времени суток: в сумерках или на фоне тёмного неба используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток - с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков - семафорят бескозырками. Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.
Для удобства изучения семафорная азбука разделена на несколько групп.
Первая группа букв – показывается симметричным положением обеих рук, стоя лицом к детям. Дети повторяют одновременно с педагогом, повторяя звучания букв.
Изображение букв А Т У похоже на их написание в русском языке.
Для изображения Ь Ъ установлен один и тот же знак.
Вторая группа букв – показывается одной рукой сначала спиной к детям, потом – лицом.
Н В Е Э И Й - изображаются правой рукой,
причёмпарам букв Е – Э, И – Й установлен один и тот же семафорный знак.
О Г С - изображаются левой рукой.
Симметричные по изображению знаки В и Г, Н и О, стоят рядом в семафорной азбуке.
Показ повторяется несколько раз.
В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой и второй групп. Показывает педагог.
Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой и второй групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов. Педагогу следует запастись большим количеством карточек со словами (по 5 - 10 слов в карточке). Можно предложить игру на составление предложений из слов, состоящих из букв первой и второй групп. Например: «У нас осень», «У Насти гость», «В тайге весна» и пр.
2 ЗАНЯТИЕ.
Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).
Третья группа букв – показываются двумя руками, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.
Этой группе свойственна попарная симметричность в изображении семафорных знаков.
Ж -З Л-М П-Р Ф-Ы
Ц - Ч Ш - Щ
К тому же почти все эти знаки стоят рядом в семафорной азбуке.
Показ повторяется несколько раз.
Для закрепления дети разбиваются на пары и поворачиваются лицом друг к другу. Педагог называет буквы, дети их показывают, глядя друг на друга. При этом происходит запоминание не только показа букв, но их восприятия. Педагог, при необходимости, подсказывает правильность изображения.
В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп. Показывает педагог.
Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов по карточкам.
Можно предложить игру на составление небольших текстов из 2-3 предложений на заданную или свободную тему, состоящих из букв первой, второй и третьей групп.
Можно увеличивать расстояние в паре до 10 метров. Состав пар менять до тех пор, пока не подберутся «идеальные» пары.
3 ЗАНЯТИЕ.
Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).
Знаки четвёртой группы букв также являются попарно симметричными, показываются двумя руками, обе руки находятся с одной стороны корпуса, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.
Б - Д, Х - К, Ю – Я
Повторение показа.
Закрепление показа и запоминание изображения букв в парах.
Чтение слов.
Отработка производится в парах на расстоянии до 50 метров.
Итогом обучения является проведение состязаний внутри отряда. Пары формируются по желанию. Участники, не подобравшие себе пары, могут показать свои достижения в паре с педагогом.
Цель обучения достигнута, если каждый ребёнок может, в разной степени мастерства, с разной скоростью, передать и принять простой текст.
Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» - словом «запятая».
Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.
Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30× 35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в темное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток - с тканью темного тона (красный, черный).
При отсутствии флажков - семафорят бескозырками.
Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.