Революция сродни шторму. Это стихия, меняющая мир. Старое время остается в прошлом, перестает существовать. На смену ему приходит новое время подобно тому, как день сменяется ночью, а старый год - новым. Часы бьют двенадцать ударов. Одно время кончилось, а другое вот-вот должно начаться.
Александр Блок слышал «музыку революции», звуки нового времени, чувствовал магию эпохи и изложил свои ощущения в поэме «Двенадцать». Это магическое число символизирует связь времен: старого и нового, дня и ночи.
Поэма от начала и до конца
Построена на контрасте: черный вечер, белый снег. Эти цвета противоположны: черный символизирует тьму, пустоту, неизвестность; белый - свет, простоту, открытость.
Цветовая гамма произведения небогата. Лишь три цвета, черный, белый и красный, использует А. Блок в этой поэме. Они меняются, преображаются.
Революция неизбежно несет разрушение, даже крушение старого мира. Блок изображает детали, характерные для дореволюционного общества. Все эти «буржуйские штучки» должны остаться в прошлом. Им на смену приходит «свобода без креста». Олицетворение этой свободы - двенадцать красногвардейцев с бубновыми тузами
На спинах. Эта карточная масть - символ неволи, знак заключенных.
Революционный патруль в поэме не выступает в роли двенадцати апостолов. Напротив, красногвардейцы шествуют гордой поступью по ночному городу вовсе не с целью защиты людей:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Вполне возможно, что эти псевдоапостолы - двенадцать самых настоящих разбойников, освобожденных революцией. Они видят одну-единственную цель: установление революционного порядка. И тут все методы хороши: и грабежи, и убийство дорогого тебе человека, и отречение от Бога.
У революционеров свой бог. Он появляется в самом конце поэмы. Блок называет этого предводителя Исусом Христом. Но Бог ли это? Неужели этот предводитель псевдоапостолов, «с кровавым флагом», «в белом венчике из роз», и есть сын Бога?
Имя Исус в сочетании с противоречивой внешностью (цвет крови и «белый венчик из роз») выдают в предводителе красногвардейцев Антихриста. Ибо только Бог и дьявол способны быть «за вьюгой невидимы» и «от пули невредимы», способны спуститься на землю в час, когда решается судьба не только России, но и всего мира. Ведь большевики открыто мечтают «раздуть мировой пожар».
Двенадцать революционеров приносят горе и страдания не только окружающим, но и самим себе. Петруха убивает свою возлюбленную, потому что неправильно понимает свободу. Для него свобода - это возможность действовать безнаказанно. Он не замечает, как становится убийцей. Поначалу Петьку мучает совесть. Но красногвардейцы не понимают страданий Петьки. Они бессердечны, не видят ничего предосудительного в убийстве ради великой пролетарской идеи.
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Будущее люди создают собственными руками, строят его из хрупких кирпичиков человеческих судеб. Но, если общество приемлет методы насилия и террора, то светлого будущего, ради которого свершилась революция, не видать.
Жизнь отдельного человека ничтожно низко ценится в глазах революционеров, она приравнивается к жизни куклы, которой манипулируют сильные мира сего.
Типичный представитель старого мира - «товарищ поп»:
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Любой священнослужитель воспринимается красногвардейцами как «буржуй», существо, которому не место в новом мире, ибо он поклоняется другому Богу. Во время революции доминирует коллективное сознание, роль отдельного человека в этом бурлящем, всепоглощающем потоке очень и очень мала.
Человек - это винтик в суровом и жестоком механизме революции. Мы видим на примере Петрухи, как несколько людей манипулируют им, давят на его сознание, на чувства.
Революция губит личность, безвозвратно исчезают сострадание, честность, вера в истинного Бога и в самого себя.
Духовная гибель подчас бывает гораздо страшнее физической, ибо приносит страдания. Боль души ни с чем не сравнима. В духовной смерти человек перерождается. И ничто более не способно растопить лед в его сердце, пробудить совесть и сострадание.
Двенадцать красногвардейцев своим шествием открывают новую эпоху, время страданий и великих испытаний. Скрываясь под масками апостолов, сподвижников Спасителя, они разрушают старый мир, не создавая при этом ничего взамен. Таким образом, смысл названия поэмы метафоричен. Название выражает и смену времени, и двойственность поступков двенадцати, а значит и ставит вопрос авторской позиции: Что принесет революция?
CОЧИНЕНИЕ
Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые подолгу бродили под окнами дома, где жил поэт, в мечтах заполучить хотя бы один его автограф, принадлежал к школе отечественного символизма. Все его стихи были пропитаны метафизическим восприятием объективной реальности, благодаря чему приобретали неизменный “блоковский” оттенок “жизни в безжизненном”. Блок наделял способностью ощущать, воспринимать окружающий мир вещи, неспособные к этому по определению. Кроме того, поэт вводил в повествование некие знаки - числа, цвета, которые, не будучи связанными с действием непосредственно, придают ему свойство сюрре-алистичности и вносят некий личностный подтекст. Наиболее полно и многогранно все эти черты поэзии Александра Блока отразились в его посвященной Октябрьской социалистической революции поэме “Двенадцать”.
С первых же слов Блок обращает внимание читателя на цветовую гамму событий:
Черный вечер.
Белый снег...
Черное, черное небо...
Символами добра и зла, правды и лжи, духовности и нечисти всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они также символизируют противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить, решает сам читатель. Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек...
В зубах - цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Такая карточная масть красного цвета символизирует неволю; это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему делу, их заветной цели, которая оправдывает любые средства.
При этом белый и красный являются антагонистическими цветами, ибо красный есть символ революции, а белый - монархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа:
Впереди - с кровавым флагом,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Символичным является и звучание революции. Вой вьюги, сопровождающий двенадцать красногвардейцев, лай “пса голодного” как символа старого мира в глазах революционеров, постоянные выстрелы: “трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!” - все это музыка революции, атональная и неритмичная. Подобной неритмичностью и атональностью отличается и построение поэмы. Также Блок вводит сугубо народные мотивы, частушки, символизируя стихию революции как праведный народный гнев, вышедший из берегов и бушующий, неподвластный, варварский, но все равно истинно народный:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!..
Но, пожалуй, самым символичным в поэме “Двенадцать” является ее название. Это число, подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстает перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”, это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несет вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” - это полночь, некая граница, рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:
И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они свято верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое коммунистическое будущее “огнем и мечом”. Далее читатель узнает имена двух из двенадцати:
Стой, стой!
Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..
Имена эти тоже весьма символичны и еще ближе подводят читателя к главному смыслу названия поэмы. Кульминация и одновременно развязка наступают в последней строке: “Впереди - Иисус Христос”. Двенадцать красногвардейцев - это двенадцать апостолов, проповедников нового учения. Коммунизм для них - новая религия. Они верят в нее, не требуя логического доказательства ее истинности. “Верую, ибо абсурдно”, - говорил Тертуллиан. Двенадцать апостолов-красногвардейцев, несущих революцию в массы, - вотсимволический образ, ставший стержнем великой поэмы Александра Александровича Блока “Двенадцать”.
В “Повести о Великом Инквизиторе” - одной из глав романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” - описано, как Христос возвратился на Землю, дабы посмотреть, что стало с людьми после того, как он даровал им свое учение. И узрел Иисус костры инквизиции, на которых безжалостно сжигали еретиков. Во имя Христа отнимались человеческие жизни, да и сам Сын Господний едва избежал языков пламени. Вывод напрашивается сам собой: даже столь уникальное гуманистическое учение, как христианство, может быть искажено до неузнаваемости. И тем более подобная участь постигает все остальные идеи. Поэтому если во главе какого-то нового начинания стоит сам Иисус Христос, это совсем не означает, что идущие за ним двенадцать апостолов смогут объективно и праведно следовать этому начинанию.
| | следующая лекция ==> | |
| |
Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые подолгу бродили под окнами дома, где жил поэт, в мечтах заполучить хотя бы один его автограф, принадлежал к школе отечественного символизма. Все его стихи были пропитаны метафизическим восприятием объективной реальности, благодаря чему приобретали неизменный “блоковский” оттенок “жизни в безжизненном”. Блок наделял способностью ощущать, воспринимать окружающий мир вещи, неспособные к этому по определению. Кроме того, поэт вводил в повествование некие знаки - числа, цвета, которые, не будучи связанными с действием непосредственно, придают ему свойство сюрре-алистичности и вносят некий личностный подтекст. Наиболее полно и многогранно все эти черты поэзии Александра Блока отразились в его посвященной Октябрьской социалистической революции поэме “Двенадцать”.
С первых же слов Блок обращает внимание читателя на цветовую гамму событий: Черный вечер.
Белый снег...
Черное, черное небо...
Символами добра и зла, правды и лжи, духовности и нечисти всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они также символизируют противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить, решает сам читатель. Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами: Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек...
В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Такая карточная масть красного цвета символизирует неволю; это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему делу, их заветной цели, которая оправдывает любые средства.
При этом белый и красный являются антагонистическими цветами, ибо красный есть символ революции, а белый - монархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа: Впереди - с кровавым флагом, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.
Символичным является и звучание революции. Вой вьюги, сопровождающий двенадцать красногвардейцев, лай “пса голодного” как символа старого мира в глазах революционеров, постоянные выстрелы: “трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!” - все это музыка революции, атональная и неритмичная. Подобной неритмичностью и атональностью отличается и построение поэмы. Также Блок вводит сугубо народные мотивы, частушки, символизируя стихию революции как праведный народный гнев, вышедший из берегов и бушующий, неподвластный, варварский, но все равно истинно народный: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови!..
Но, пожалуй, самым символичным в поэме “Двенадцать” является ее название. Это число, подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстает перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”, это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несет вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” - это полночь, некая граница, рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании: ..И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы, Ничего не жаль...
Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они свято верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое коммунистическое будущее “огнем и мечом”. Далее читатель узнает имена двух из двенадцати: Стой, стой! Андрюха, помогай! Петруха, сзаду забегай!..
Имена эти тоже весьма символичны и еще ближе подводят читателя к главному смыслу названия поэмы. Кульминация и одновременно развязка наступают в последней строке: “Впереди - Иисус Христос”. Двенадцать красногвардейцев - это двенадцать апостолов, проповедников нового учения. Коммунизм для них - новая религия. Они верят в нее, не требуя логического доказательства ее истинности. “Верую, ибо абсурдно”, - говорил Тертуллиан. Двенадцать апостолов-красногвардейцев, несущих революцию в массы, - вотсимволический образ, ставший стержнем великой поэмы Александра Александровича Блока “Двенадцать”.
В “Повести о Великом Инквизиторе” - одной из глав романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” - описано, как Христос возвратился на Землю, дабы посмотреть, что стало с людьми после того, как он даровал им свое учение. И узрел Иисус костры инквизиции, на которых безжалостно сжигали еретиков. Во имя Христа отнимались человеческие жизни, да и сам Сын Господний едва избежал языков пламени. Вывод напрашивается сам собой: даже столь уникальное гуманистическое учение, как христианство, может быть искажено до неузнаваемости. И тем более подобная участь постигает все остальные идеи. Поэтому если во главе какого-то нового начинания стоит сам Иисус Христос, это совсем не означает, что идущие за ним двенадцать апостолов смогут объективно и праведно следовать этому начинанию.
Художественный и концептуально-смысловой мир поэмы «Двенадцать», написанной А.Блоком в начале 1918 года, неизмеримо велик, что и позволило ряду исследователей творчества поэта воспринимать это произведение:
- Итоговым для всего его литературного пути
- Воплощением символистского миропонимания автора
- Текстом с множественными контекстуальными отношениями
Меж тем, для анализа данной конкретной блоковской произведения в рамках привычного метода литературоведения для начала рассмотрим ее основные теоретические позиции по сюжету, теме, жанру, образам и символике.
История создания «Двенадцать» и мировосприятие поэта
Это художественное произведение писалось Блоком единовременно с известной статьей . Из-за этого иногда может возникать упрощение или даже иллюзия, что «Двенадцать» создавалась как поэтическая иллюстрация основных идей поэта, провозглашенных им в своей публицистике. Разумеется, существует некая смысловая «перекличка» между этими двумя работами, но саму поэму нельзя трактовать лишь в таком «оформительском» плане. Напомним, что и публицистическое творчество поэта было особенным, Блок оперировал в нем словом не в его понятийном или терминологическом качестве, а как художественным сцеплением разных смыслов. Поэтому и в поэзии, и в публицистике для него характерно использование ассоциативного и метафорического принципа.
Общеизвестно, что поэт принял произошедшую в России революцию – и Февраль, и Октябрь 1917 года для Блока стали событиями как важными, так и желанными. Этому объяснение находится в его особом миропоэтическом и даже историософском концепте понимания истории, в котором существенные позиции занимали две категории – стихия и музыка.
Понятия «стихии» и «музыки» у Блока
В понятие «стихии» поэт вкладывал целый комплекс категорий и состояний – природных и космогонических, социальных и психоэмоциональных, духовных и исторических. Сама эта категория появилась у него в лирике задолго до революционных событий. Уже в 1910 годах поэт пытается разделить и структурировать ее по принципам этики. Так у Блока возникает следующая важнейшая для его творчества категория – музыки. Это понятие у поэта также многозначно и объемно. Под ее целью Блок понимает организацию и гармонизация всей истории и мироздания. Разумеется, категория «музыки» вводилась поэтом не в ее искусствоведческом значении, а в смысле
«..мистической первоосновы» мира, «первостихии» всей истории (Ф.Степун).
Поэтому в миросозерцании поэта случившаяся в России революция была воспринята как зарождение «новой музыки», слушать которую Блок и призывал. То есть «музыка революции» в поэме «Двенадцать» — это не просто прямые звуки городского шума с выстрелами, криками, песнями, а почти мистическое звучание ветра («мирового циклона», ветра с «запахом апельсиновых рощ» и т.д.). А стихия революционных масс – это восстановление закона нравственности в обществе, поэтому она может быть оправдана (и оправдывается поэтом). Когда стихия революция «чревата» музыкой, то все разрушения являются творческим актом, который ведет к дальнейшему одухотворению жизни. Эти умозаключения из статьи Блока позволяют понять, как именно воспринимал поэт саму революцию – для него она была балансом этих двух категорий – музыки и стихии.
Анализ поэмы «Двенадцать» — тема, образы, жанр и символы
Образ времени-пространства
Город в поэме у Блока одновременно подается как весь «божий свет», то есть не имеет топографической конкретики. Его:
- «Урбанистические признаки» — это здания (упоминание о них появляется в тексте лишь дважды)
- Социальные признаки – это маркеры кабаков, погребов
В пространстве поэмы «господствует» и природная стихия – это сугробы, лед, ветер — задачей которой становится уничтожение контуров созданного человеком, т.е. города. Блок привносит в текст таким образом и космогоническое звучание, которое «дополняется» также и цветовой символикой. Черным и белым у поэта обозначены не конкретные объекты, а именно явления космологические:
- Время – «черный вечер»
- Осадки – «белый снег»
- Мифообраз – «в белом венчике»
Функция светообразов здесь – обозначить свет и тень самого мироздания.
Для красного же света Блок оставляет «маркировку» энергии случившего взрыва.
Время в «Двенадцати» не имеет привычной линейности от прошлого к грядущему. Здесь они не отделяются друг от друга, а соединены в настоящем, которое пульсирует от их взаимодействия.
Время соединено в поэме также посредством красноармейцев.
Образы красноармейцев
По логике эти персонажи должны выражать собой грядущее, но у Блока они остаются «носителями старого мира»:
«В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!»
В задачи персонажей входит «мировой пожар», уничтожение «незримого врага» и т.д. То есть они являются для Блока не «новым человеком», а скорее – «ветхим». В попутчиках у красноармейцев обнаруживается «паршивый пес», которого считают:
- Образом «старого мира»
- Образом теневой стороны всего мироздания (пес – как символ дьявола)
Жанр «Двенадцати»
Блок определяет жанр «Двенадцати» как поэму. Но произведение не выдержано в нем как лиро-эпический текст. Скорее, здесь очевидно соединение разножанровых фрагментов, переходы меж которыми также не обусловлены конкретными задачами эстетики. Основной характеристикой по жанровому решению можно назвать разноречие, посредством которого и организован весь строй поэмы:
- Лирическое отступление – речевая характеристика лирического героя
- Повествование – речь рассказчика
- Диалог, частушка, романс, солдатская песнь – речь персонажей
Подытожим, такая жанровая разнородность требовалась Блоку для передачи того самого стихийного состояния, неупорядоченности мироздания и предчувствия его революционного обновления.
Композиция поэмы
Но творческие возможности стихии, ее потенциал «уравновеситься» музыкой Блок представляет в «Двенадцати» в их композиционном решении. Цельность поэме, такой разнородной по жанрам, придает ритм марша. Его преобладание над иными текстовыми интонациями ощущается как общая доминанта. Маршевая ритмика подается не отдельным субъектом, а всеми участниками произведения – от рассказчика и красноармейцев до лирического героя. Можно сказать, что так Блок «озвучил» саму стихию, показав ее потенциал самоорганизации в творческом акте.
Сюжет поэмы
Сюжетное построение в данном произведении очень простое, хотя его «очертания», по мысли М.Волошина, «несколько затуманены». Этот критик и современник Блока считал, что фабульная конструкция всей поэмы не является ее сущностью. Главным в ней он определял «волны ее лирических настроений», проходящих по душам 12-ти ее основных персонажей.
Меж тем, исследователи произведения определяют сюжет поэмы как историю героя Петрухи.
Поэт в нем реализует свое понимание сущности человека, который на своем пути:
- пребывает в стадии стихийного (вначале он просто «ветхий человек»)
- может откликнуться на вызов мира (духовный конфликт)
- внять ритмической гармонии мироздания (преобразиться)
Эти стадии и проходит красноармеец, совершая обход ночного города.
- Петруха может ощущать этот мир лишь телесно. Его отношение к Катьке неодухотворено ничем. Его восприятие мира эгоцентрично. Получив обиду, он озадачен местью. Это действия «ветхого человека»
- Свершается преступление, убита женщина, к которой Петруха испытывал чувства. Обидчик же жив. Разрушительный порыв становится преступлением против самого героя, т.е. саморазрушением
- Раскаянием, пришедшим вслед убийству, Петруха «перерождается» — этот процесс у Блока подан как однозначно созидающий. Более того, поэт даже выделяет этого персонажа из общей группы красноармейцев – Петруха «сбился» с ритма, потерял «лицо» как убийца, а затем, вняв общей «музыкальности», становится частью общего «мы».
- Злоба уходит со словами прощения-«молитвы»: «упокой…»
Образ Христа в поэме «Двенадцать»
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьПоэма Александра Блока «Двенадцать» - самое важное и самое бессмертное творение поэта. Оно подводит итог безумному увлечению русской интеллигенции идеей революции. Произведение бессмертно еще и потому, что является настоящим художественным шедевром. Его появление в печати в 1918 году произвело впечатление на читателей, прежде всего, своей необычностью. «Необычное явление, - удивлялся известный ученый Б.Эйхенбаум, - Блок, тихий поэт «лиры», пишет громкую, кричащую и гудящую поэму «Двенадцать», в которой учится у Маяковского».
По сей день исследователи пытаются разгадать многие символы и иносказания, заложенные автором в этом произведении. Тайной за семью печатями остается и смысл названия поэмы, в которой, совсем неслучайно, двенадцать глав, ровно по числу месяцев года, и двенадцать главных героев произведения (ровно по числу апостолов Христа).
Кто же такие эти двенадцать? Почему так, а не иначе, Блок назвал свою поэму?
Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 1917-го года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», оплакивающая Россию «барыня в каракуле», злобно шипящий «писатель, вития», отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.
Вообще, слово «двенадцать» впервые (после названия) встречается в начальных строках второй главки поэмы:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Сразу перед нами возникает слитный образ. Мы понимаем, что эти люди – главные герои поэмы. Они проходят сквозь всю ткань повествования. Мотив движения – главный мотив «Двенадцати».
Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик «влит» в повествование, его голос – такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы. Многоголосие «Двенадцати» – это воспроизведение многоголосия «переворотившейся» эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи. Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей «судьбы» двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы.
Но встает вопрос: кто эти двенадцать человек? Если рассматривать их в двух планах поэмы, то, с одной стороны, они простые красноармейцы. Но, с другой стороны, образ Иисуса в конец поэмы заставляет нас думать о других двенадцати – о двенадцати апостолах. И даже имена героев – Андрюха, Петруха – относят нас к библейским апостолам Андрею и Петру.
То есть герои поэмы выступают одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира. Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает именно благодаря числу двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев:
В зубах – цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу – носительницу стихийных сил, которая становится движущей силой мирового исторического процесса. Даже двенадцать красноармейцев ощущают себя песчинками того мирового вихря, размах и силу которого чувствуют представители враждебного революции мира: «писатель, вития», «барыня в каракуле», «невеселый товарищ поп».
Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои – представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к «верхам». «Святая злоба» владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок, в то же время, как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира.
Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха и Андрюха названы по имени, остальные десять даны в виде нерасчленимого образа движущейся массы. Какова же цель этого движения? Каков исход?
Главный вопрос поэмы: «Что впереди?» для Блока был ясен. Поэт внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев:
Так идут державным шагом,
Позади – голодный пес,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что символичное название поэмы Блока следует понимать двояко. Двенадцать у поэта – это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества.