Аргументы на тему "Война" к сочинению ЕГЭ. Влияние войны на жизнь человека

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная Важская основная школа»

I I школьная конференция учебно-исследовательских работ

Дети войны

Выполнил: ученик 5 класса

Шидровской основной школы

Бабаков Олег Андреевич.

Руководитель: учитель

Шидровской основной школы

Чернышёва Татьяна Витальевна .

Шидрово

2015

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3 стр

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5 стр

    Дети на фронте и в оккупации

    Дети – узники концлагерей

    Дети в тылу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12 стр

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13 стр

ВВЕДЕНИЕ

Почти 70 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Нет такой семьи, которой она не коснулась. 22 июня 1941 года горе ворвалось в сердце каждого человека. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами и победила! Военнослужащие, мирные жители и даже дети испытали на себе все ужасы войны.

Война и дети… Казалось бы, эти два понятия несовместимы. Дети войны… Они хорошо помнят Великую Отечественную, хотя в начале ее им было 5, 8, 12 лет. Они взрослели, неся на своих хрупких плечах и горечь поражений, и радость побед. Поколению, рожденному в 30-е, суждены были великие испытания. Это поколение внесло свой вклад в Победу. В годы войны тысячи ребят сражались: одни – на фронте, в действующей армии, другие – в подполье и партизанских отрядах. Миллионы 12-13 подростков становились к станкам. Нелегко пришлось обыкновенным мальчишкам и девчонкам. Война наложила отпечаток на всю их дальнейшую жизнь и судьбу.

Мы с интересом читаем и слушаем воспоминания тех людей, которые воевали на фронтах. Их, к сожалению, остается все меньше и меньше среди нас. Много книг написано про страшные бои, про героев войны, но немного сказано про детей войны – про тех, кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они были просто маленькими детьми. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Они жили и страдали вместе со всей страной. Они не награждены за это орденами и медалями. Они просто выжили, и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем. Это они, дети войны, повзрослев, отстроили разрушенные города и села, подняли целину, построили электростанции, проложили железные дороги…
Я задался вопросом: кто они – дети войны, мои ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Я понял, что моих знаний по проблеме недостаточно, так как на уроках в школе этот вопрос не поднимался. Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы с моим руководителем решили провести данное исследование.

Актуальность темы заключается в том, что приближается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, а людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и меньше, и их воспоминания чаще всего не записаны.

Цель: изучить жизнь детей и подростков нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

2. Попытаться раскрыть проблему детского патриотизма и героизма в годы войны.

3. Изучить степень участия детей и подростков в событиях ВОВ.

4. Составить список художественной литературы о детях войны, рекомендовать для прочтения учащимся 2-6 классов.

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования:
жизнь и роль детей в Великой Отечественной войне.
Гипотеза исследования:
поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Методы исследования:
чтение и анализ книг и ресурсов Интернета, размышления, беседа.
Значимостью работы
является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках в 1-6 классах и на внеклассных занятиях. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исторический обзор по проблеме исследования

Тема детей и войны является, на наш взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.
На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Даже звание Героя Советского Союза многие юные патриоты получили только в конце 50-х и в 60–е годы. В литературе тема войны и детей стала развиваться в 60–е- годы.
Разве эти дети не образцы поведения для современной молодежи? Почему же сегодня мы про них ничего не знаем? Почему в школьных учебниках истории нет и строчки о пионерах – героях?

Наши родители читали и перечитывали названные книги, старались быть похожими на юных героев войны. К сожалению, в современное время ценности изменились. В учебниках литературного чтения, литературы практически не осталось произведений о детях войны, по телевизору не увидишь фильмы про юных героев, да и читаем мы все больше фантастику, детективы и приключения.

Дети войны… Кто они? Какие они? У целого поколения, рожденного с 1928 по 1941 год, украли детство. Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы:

    Дети на фронте и в оккупации.

    Дети в фашистских концлагерях, дети-узники.

    Дети в тылу.

"Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети на фронте и в оккупации

В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах. В те суровые годы погибло около четырех миллионов детей. Звание "сын полка", не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами, ординарцами, а также сапожниками, портными, поварами, подпольщиками.

Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и другие.
Поколению наших родителей и некоторых учителей, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги, и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Сейчас же мало кто скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова. Тогда как для поколения детей 70- 80 годов они были образцом для подражания.

Володя Дубинин

Родился в 1927 году в городе Керчи Крымской области. Когда грянула Отечественная война, Володе было всего 14 лет. Володя был связным и разведчиком в каменоломнях - этой подземной крепости, около двух месяцев отчаянно сопротивлявшейся гитлеровским захватчикам. Оккупанты вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Успел предупредить командование отряда о затоплении каменоломен, приносил в отряд ценные сведения о расположении вражеских частей, о количестве гитлеровских войск, подносил партизанам боеприпасы.

После освобождения Керчи частями Красной Армии саперы принялись разминировать территорию вокруг каменоломен. Владимир вызвался помогать им. Там юный герой погиб, подорвавшись на мине. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалёку от каменоломен. Посмертно он был награжден орденом Красного Знамени.

Марат Казей

Родился в 1929 году в Белоруссии в крестьянской семье. За связь с партизанами его мама была схвачена, и вскоре Марат узнал, что её повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам и стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Он несколько раз ходил в атаку, десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные, неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. Погиб, взорвав себя вместе с немцами, когда попал в засаду, возвращаясь из разведки.

О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?

Марат Казей похоронен в родной деревне. Награжден Орденом Ленина, Орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги». За мужество и отвагу пионер Марат Казей 8 мая 1965 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Леня Голиков.

Родился в 1926 году в Новгородской области. Когда началась война, и фашисты заняли Лёнино село, он не захотел трудиться на гитлеровцев и ушел в партизанский отряд.

Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Находясь в разведке, Голиков застрелил из автомата немецкого генерала, а генеральский портфель с очень ценными документами доставил в штаб. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. Больше месяца выходили они из окружения. Когда, казалось бы, все осталось позади, нашёлся предатель, сообщивший немцам о партизанах… Из 50 человек в живых осталось только шестеро. Среди павших был и Леня Голиков.

Похоронен на родине - в деревне Лукино Парфинского района Новгородской области.

Награжден Орденом Ленина, Орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени, медалью «За отвагу».

Зина Портнова

Родилась в 1926 году в городе Ленинграде.

В июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню. Ей было пятнадцать... Там ее и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация "Юные мстители", Портнова стала ее членом. Ей удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В ответ на это гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. Позже Зина была схвачена, её просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли, спокойно расти в мирное время.
Валентин Котик - подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде - на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.

Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.

Галина Комлева - подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами.

Виктор Хоменко и Александр Кобер - подпольщики из города Николаева. По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.

Лариса Михеенко - ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ожесточенных сражениях с немецко-фашистской армией у детей и подростков ярко проявились высокие боевые и моральные качества советских воинов, организаторский талант и мастерство командиров всех степеней, их умение творчески применять передовую советскую военную науку и искусство. Советские дети, находившиеся на захваченной врагом территории, проявляли массовый героизм, самоотверженность и стойкость в непримиримой борьбе против фашистов.


Дети блокадного Ленинграда

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск. Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах. Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали как защитники города.
Детям было хуже, чем взрослым. Зимой 1941- 42 гг. город сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества. Смерть входила во все дома. От холода и голода люди умирали прямо на улицах. За водой ходили на реку. Дети получали в день всего лишь 125 граммов хлеба! Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, варили и употребляли их в пищу. Ели домашних питомцев. Я прочитал историю, как домашний кот спас жизнь маме и дочери, потому что ночью согревал их, а днем приносил птиц, крыс, мышей, которых они ели.

Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: «28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Леша, Мама-15 мая». А потом без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» Не удалось спасти и саму Таню, даже после того, как ее вывезли из блокадного города.
Истощенная голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться. 1 июля 1944 года она умерла.

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней.

Дети-узники.
В фашистских концлагерях содержалось более 20 млн. человек из 30 стран мира. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них, конечно же, были и дети – около 2 млн. человек.
Заключенных избивали дубинками, внутри которых были железные болты. Каждый день ранним утром эсэсовцы всех выгоняли на работу, заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. Ходить по территории лагеря запрещалось, можно было передвигаться только бегом. В зимний период заключенные просто замерзали, так как были одеты только в полосатую униформу, да ещё натягивали на себя мешки из-под овощей, прорезав дыры для рук и головы.

Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими - то семенами. Естественно, многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения.

Фашисты использовали малолетних узников в качестве рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом.
Как свидетельствуют бывшие узники, дети нередко становились донорами. Заборы крови делали прямо в бараках. Заходил врач, указывал пальцем на ребенка. Никто и не думал сопротивляться, ибо били сильно, да и просто особых сил не было (скудное питание, истощение). Цинично, систематически, пунктуально высасывались тельца белорусских, русских детей, спасая и омолаживая высших офицеров фашистской армии. Они, бывшие малолетние узники, продолжают жить с истерзанным сердцем, воспаленными почками, дышать одним легким. Здоровье осталось в концлагерях.

Дети в тылу

С первых месяцев войны численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Подростки старались работать за себя и старшего товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы.

Тысячи школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт рабочих, встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение “Молодёжь - на производство! ”. В это движение быстро включились дети и подростки.

Нам показалась интересной история, как фашисты попробовали «тульских пряников». Трудился в Туле на кондитерской фабрике Ваня Колосов. Изобретательный он был паренек. Как-то явился Ваня в цех, где теперь производили мины. Под мышкой у него была папка. Раскрыл он ее, а в ней наклейки от коробок, в которые упаковывали на фабрике тульские пряники. Подошел Ваня к готовым минам и прилепил к ним наклейки. На каждой мине теперь было написано «Тульский пряник». Ушли мины на передовую к защитникам города. Смеются красноармейцы: «Ай да сюрприз фашистам! Ай да «гостинец» фрицам!» Понравилось советским солдатам выражение «тульский пряник». Все, что из Тулы приходило теперь на фронт, - снаряды, патроны, минометы, мины – стали называть тульским пряником.
Дети работали и на полях. В деревнях сложилась тяжелейшая обстановка уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания.

Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно – Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги подростки помогали приобретать танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их воинам действующей армии. Пионеры и школьники приняли самое активное участие по сбору теплых вещей для воинов – фронтовиков.

Частыми гостями пионеры и школьники, дети из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они тяжелораненым читали книги, письма, писали письма их родным и друзьям – фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с концертами. Серьёзность, старательность детей вызывали у раненых не только волнение, но и уважение и ним.

Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой Отечественной войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников. Советские школьники берут на себя заботу о семьях бойцов, сражающихся с гитлеровскими бандами. Они – частые гости в семьях красногвардейцев, ухаживают за детьми, когда матери уходят на работу, следят за порядком и чистотой в квартирах, работают на огородах.

В Виноградовском районе дети тоже немало делали для фронта. В районной газете «Лесная правда» в ноябре 1941 года есть заметки о том, что школьники Устьваеньгской школы помогают семьям красноармейцев, а именно подвозят и распиливают дрова, а учащиеся Нижневаеньгской школы внесли деньги на постройку танковой колонны «Юный патриот Родины». В июне 1942 года воспитанники детского сада села Семеновское (в настоящее время п. Двинской Березник) дали концерт, а вырученные деньги передали на постройку самолета. Дети старались делать все для Победы!

Хоть и не было в нашем районе военных действий, жили тяжело, впроголодь. Мой дед, Котов Виталий Алексеевич, родился в 1938 году. Когда началась война, ему не было ещё и трех лет, поэтому начало войны он не помнил. А вот о последних годах войны он рассказывал, что есть было нечего. Ели мерзлую картошку, картофельные очистки, крапиву, лебеду. Когда пекли хлеб, в тесто добавляли мох. Из обуви были только валенки. Как только сходил снег, дети бегали босиком. Но и в таких условиях дети и подростки помогали взрослым.

Таким образом, в таких формах детских пожертвований, в самоотверженном труде для действующей армии проявились высокий советский патриотизм, единство, сплочённость и дружба юных советских граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большим испытанием явилась война для детей и подростков нашей страны, которые не только перенесли горечь утраты родных и близких, претерпели не только величайшие лишения и трудности военного времени, но и прошли сквозь все тяготы и невзгоды фронтовой жизни. А дети, работавшие в тылу страны, вынесли на своих плечах основную тяжесть труда на производстве и в сельском хозяйстве. Великая и благородная цель: защитить мирный труд, свободу и независимость Страны Советов - двигала всеми помыслами и свершениями советских детей, помогла им преодолеть все трудности и невзгоды, навязанные войной.

Дети войны… Кто спасал, согревал, утешал их тогда? Имен не перечесть, но память сохраняет все. Сегодня они - последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого… Дети войны, низкий вам поклон!

Через исследовательскую работу мы поняли, что:

1. Проблема детского героизма в годы ВОВ в наше время не только не теряет своей актуальности, но приобретает всё большую значимость.

2. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «…мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т. е. из чувства любви и долга перед Отечеством.

3. Проанализировав рассказы о нелегкой доле узников, работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедились в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время ВОВ характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.

В начале исследования мы предположили, что тема «Дети войны» недостаточно освещена в детской литературе. Наше предположение не подтвердилось. Мы выяснили в ходе исследования, что о детях войны создано немало художественных произведений. Большая их часть появилась в 40-60-е годы. В центре внимания оказались темы патриотизма и борьбы за мир.
Мы хотим продолжить работу над темой – составить при помощи библиотекарей школы и поселка рекомендательный список литературы о Великой Отечественной войне для чтения младшими школьниками и сверстниками.
Газета «Двиноважье» № 97 от 13.12.2014 г. и № 4 от 20.01.2015 г

Алексеев С.П . Сто рассказов о войне – М.: Детская классика, 2010. – 250 с.

Кассиль Л., Поляновский М. Улица младшего сына. - М.: Детская литература, 1977. - 480 с.

    Катаев В.П. Сын полка – М.: Детская литература , 1981. – 38 с.

    Миксон И.Л. Жила – была – М.: Детская литература , 1991. – 117 с.

    Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны. – М.: “Дрофа-Плюс”, 2012 – 64 с.

Проблема переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне. По А. П. Гайдару

Война и детство… Это два понятия, которые взаимно исключают друг друга. Война несёт разрушения, смерть, кровь, страдания, боль. Детство называют золотой порой, связывают с будущим. Но война началась, и дети волей или неволей переживают вместе со всей страной трагические события, оказываются вовлечены во всё, что происходит в сёлах и городах, которые захватил агрессор.

Что чувствуют дети, вовлечённые в орбиту войны? Могут ли они быть безучастными, когда взрослые принимают участие в борьбе с врагом? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. П. Гайдара, известного советского писателя, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Раскрывая проблему переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, писатель рассказывает о том, чему был свидетель, когда встречал детей в прифронтовой полосе. Одна из таких встреч на перекрёстке военных дорог особенно хорошо запомнилась рассказчику. Подросток пятнадцати лет попросил у него патроны, хотя ружья у мальчика не было. Комсомолец не мог спокойно сидеть дома в тот момент, когда взрослые уходят на фронт, сражаются в партизанских отрядах. Прекрасно понимая патриотический порыв подростка, писатель отдаёт мальчику целую обойму патронов, записанную на него. По мнению автора, дети острее, чем взрослые, воспринимают всё, что происходит на войне. Дети стремятся к активной деятельности, мечтают сражаться с фашистами и совершить подвиг, защищая родную землю. Писатель всей душой поддерживает такое стремление школьников, он утверждает, что после войны они будут с гордостью вспоминать о том, что помогали взрослым сражаться с захватчиками.

Авторская позиция заключается в следующем: Великая Отечественная война была тяжёлым испытанием не только для взрослых, но и для детей, которые принимали посильное участие в освобождении Родины от жестокого врага.
Позиция автора мне близка. В годы войны дети быстро повзрослели, почувствовали свою ответственность за судьбу страны и по примеру взрослых приняли посильное участие в драматических событиях Великой Отечественной войны.

В заключение хочу сказать, что восхищаюсь подвигом нашего народа, победившего фашизм. И это произошло потому, что в борьбе с лютым врагом приняли участие все от мала до велика.

Текст А. П. Гайдара

Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати. — Дяденька, дайте два патрона. — На что тебе патроны? — А так... на память. — На память патронов не дают. Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. Губы мальчишки презрительно кривятся: — Ну вот! Что с них толку? — Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? Может быть, отцепить от тягача небольшую противотанковую пушку? Лезь в машину, не ври и говори прямо. И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно. Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. А он ещё молод, но ловок, смел. Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе. Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо. Я смотрю ему в глаза. Я кладу ему в горячую руку обойму. Это — обойма от моей винтовки. Она записана на мне. Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону. — Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь? Грузовик трогается. Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли. Дети! На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки — мальчуганы, девочки — переживают события Великой Отечественной войны. Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых. Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига. Пройдут годы. Вы станете взрослыми. И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеко-ненавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару*)

Здесь вы найдете наиболее актуальные проблемы, касающиеся процесса взросления, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К каждой из них подобраны литературные аргументы из разнообразных книг. Таблицу со всеми ними вы можете скачать в конце статьи.

  1. И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» затронул проблему взаимоотношения старого и нового поколений. Главный герой, молодой нигилист Евгений Базаров, противостоит дворянину Павлу Кирсанову и собственным родителям. Павел Петрович активно защищает старые устои, в то время как Евгений старается их разрушить, чтобы построить на этом месте новые. Представители разных поколений спорят буквально обо всём. Родители Евгения переживают из-за того, что не могут найти общий язык с сыном. Когда он умер, они приходят на его могилу и сильно жалеют о случившемся несчастье, ведь какими бы ни были взаимоотношения, родители почти всегда любят детей больше всего на свете.
  2. Конфликт поколений можно встретить в драме А. Н. Островского «Гроза» . К старому относятся Кабаниха и Дикой. К новому - Катерина, Варвара, Борис и Тихон. Из-за морального угнетения со стороны свекрови главная героиня Катерина чувствует себя несчастной, одинокой, замученной, и это подавленное состояние толкает её на измену. Её муж слаб, у него нет силы воли, поэтому он оставляет жену наедине с проблемами, а сам идет в кабак. Это только усугубляет положение молодой женщины. Борис тоже оказывается слабовольным, поэтому не может взять на себя ответственность за любовь. Дикой плотно держит его в тисках, не желая нарушать старые порядки, а именно – держать отроков в строгости. Героиня, оставшись в одиночестве, не в силах вынести такой жизни, поэтому бросается с обрыва. Тихон лишь после смерти Катерины находит в себе силы обвинить мать в случившемся. Этот пример показывает, что не правы обе стороны конфликта, и очень важно научиться вовремя осознавать свою неправоту и находить компромисс.

Процесс взросления

  1. Процесс взросления хорошо описан в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Главный герой, Пётр Гринёв, в начале произведения был неопытным мальчишкой. Начал играть в карты, сильно обидел наставника Савельича, который относился к нему, как к родному. Однако позднее Пётр вырос и превратился в благородного и сильного мужчину. Больше всего этому поспособствовали чувства к Марье Мироновой и крестьянская война, в которой необходимо было принимать взрослые и ответственные решения. Из отрока, который только гонял голубей по двору, он вынужден был вырасти, ведь прямо перед ним вершилась судьба России, а также нуждалась в помощи любимая женщина. Под влиянием этих обстоятельств герой вспоминает завет отца: «Береги честь смолоду». Руководствуясь ими, он доблестно служит императрице и спасает свою любовь.
  2. Процесс взросления описывается в серии эпических фэнтези-романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня» . Одна из героинь, Санса Старк, в детстве была наивной и легкомысленной. Мечтала уехать из родного северного Винтерфелла на юг, выйдя замуж за знатного лорда, принца или короля. Однако позднее девушка оказалась в окружении врагов и поняла, что самое главное - это семья. Поэтому им, северянам, необходимо держаться вместе. После того, как Сансу дважды выдали замуж против воли, она стала сильной и смелой. Даже смогла отомстить мужу, который над ней издевался и убил её брата. Это значит, что несчастья заставляют людей взрослеть.
  3. Раннее взросление

    1. Проблема раннего взросления затронута в произведении А. П. Платонова «Возвращение» . Алексей Иванов возвращается домой после войны и видит, что место главы семьи занял его одиннадцатилетний сын Пётр. Автор отмечает, что мальчик казался старше своего возраста. Он был похож на маленького, небогатого, но исправного мужичка. Жизнь без отца научила его самому быть опорой для матери и сестры. Из этого примера следует, что на раннее взросление влияют условия жизни и воспитание. Если бы герой изначально не заложил нравственные основы в семье, то и сын его под давлением обстоятельств не выдержал бы испытаний.
    2. Проблему раннего взросления описывает Джоан Роулинг в произведении «Гарри Поттер и философский камень». Главный герой, мальчик одиннадцати лет, вырос без родителей в доме тёти, дяди и двоюродного брата. К нему относились, как к прислуге, и не считали нужным радовать подарками. Однажды Гарри подарили на день рождения зубочистку, а про одиннадцатилетие и вовсе не вспомнили. Мальчик с малых лет понимал, что может рассчитывать только на себя. Таким образом, он рано повзрослел из-за того, что остался без родной семьи в окружении равнодушных к нему людей. Однако необходимо учитывать, что Гарри был изначально воспитан правильно, поэтому такие обстоятельства не сломили его, а закалили дух.
    3. Последствия плохого воспитания

      1. Проблему плохого воспитания раскрыл Д. И. Фонвизин в произведении «Недоросль» . Помещица-крепостница Простакова совершенно не занимается воспитанием сына. Учителя наняты лишь для престижа. Мать ни во что не ставит подчинённых и грубо с ними обращается, пытается выгодно женить сына. Итог: Митрофанушка в свои 15 лет не умеет ни читать, ни писать, ни считать, ни вежливо разговаривать. Он глуп, как и Простакова. Мальчик плохо воспитан, дерзит даже матери. Отсюда известная фраза: «Вот злонравия достойные плоды». Сама героиня вела себя отвратительно и невежественно, поэтому ее сын впитал только пороки, присущие ей, а добродетели ему неоткуда было взять.
      2. Проблему плохого воспитания затронул Оскар Уаильд в произведении «Портрет Дориана Грея» . Дориан познакомился с Генри Уоттоном, который начал постепенно развращать юношеский разум. Встать на кривую дорожку молодому человеку также помогло неожиданно исполнившееся желание — чтобы портрет старел с годами вместо него. Дориан поддавался искушениям, творил ужасные вещи и поплатился за это. А всему виной необдуманные советы Генри Уоттона. Из этого можно сделать вывод, что воспитание играет важную роль в жизни человека.
      3. Желание детей стать старше

        1. В детском произведении «Коты-воители. Знак трёх» Эрин Хантер пишет о котёнке Львёнке, который мечтал повзрослеть и стать оруженосцем. Позднее это произошло, и ему дали новое имя - Львинолап. Он упорно тренировался, чтобы стать лучшим во всём. Бегал, прыгал, дрался, отрабатывал боевые приёмы, старался отличиться перед старшими, стремился к тому, чтобы родители им гордились. Маленькие дети тоже мечтают вырасти и получить престижную профессию. Это нормальное желание, которое не стоит критиковать или пресекать. Главное, чтобы ребенок не поступал опрометчиво, подражая не тому примеру.

Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Но в годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и горе не только взрослые, но и дети.

Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…

Война и дети…Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово война. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны… Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями…

…а ведь до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, как мы.… Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт

О войне написано немало книг. Заглядывая в завтрашний день, писатели и поэты были уверены, что память о Великой Отечественной войне будет священной всегда. Некоторые писатели и поэты уже ушли из жизни, но живут их прекрасные произведения. Они помогают нам яснее разглядеть за далью десятилетий то суровое время, когда мужеством, стойкостью, самоотверженным трудом людей была спасена наша Отчизна.

Одно из таких произведений повесть Альберта Анатольевича Лиханова «Крутые горы». Герои произведения – дети – сначала не поняли, что началась война. Они узнавали о ней постепенно. «Сначала это были письма. Отец посылал открытки с войны, и на открытках была нарисована женщина. В одной руке она держала листок, а другой указывала вверх. Вверху же было что-то написано, я разбирал по слогам: «Родина – мать зовёт!».А потом это были талончики для еды. Потом… потом ребята всем классом пошли смотреть эшелон. Эшелон с ранеными, с погибшими солдатами.

«А рядом с нами, на крутом берегу, стояли женщины…все на одно лицо – и молча, скорбно глядели вниз на эшелон. Некоторые женщины беззвучно плакали. А другие – нет, не плакали, и лица их были угрюмы.» После всего увиденного герой повести вспоминает беспечный для него летний день – когда отец уходил на войну, а он смеялся ему вслед и радостно махал рукой. А война была жестока и безжалостна. Об этом знали даже маленькие дети. Но как говорила Анна Николаевна, мало знать, надо понимать. И мальчик понимал. Понимал, что мама для того чтобы прокормить семью сдает кровь и приходит еле живая, что отец ранен, защищая Родину. Он тоже хочет помочь победить и решает сшить кисеты для защитников и дарит их солдатам (среди них был и отец мальчика), которые уходили на фронт. Поезд с солдатами уходил на войну. «Война продолжалась. У него было впереди всего. У меня – крутых гор. У отца – трудных дней.»

Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Можно привести не один пример мужества наших сверстников. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что и через много – много лет память о героях Великой Отечественной войны будет жить. Мы тоже будем помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу, а также будут помнить о детях, которые несли на своих плечах непосильную ношу военных лет. Я хочу, чтобы люди всегда помнили об этом, и ни одному ребёнку не пришлось бы больше пережить то, что пережили наши сверстники. Благодаря им мы дышим, играем, учимся – живём! Благодаря им над нами голубое и мирное небо! Не забывайте об этом!

Эссе на тему “Дети и война” обновлено: 31 июля, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Как дети переживали военные события? В чём заключалось их участие в борьбе с врагом? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя А. П. Гайдара.

Раскрывая проблему переживания детьми военных событий, посильного участия в войне, автор знакомит нас с «хлопчиком лет пятнадцати» из прифронтовой полосы, который попросил у рассказчика два патрона «на память». После расспросов герой узнаёт, что мальчик хочет принять участие в борьбе с врагом.

Отцы, дяди и старшие братья в партизанах, а он тоже мог бы сражаться, ведь он ловок, смел, знает все лощинки и тропинки на сорок километров в округе. Тронутый словами юного комсомольца, рассказчик отдаёт ему всю обойму от своей винтовки. По мнению автора, подростки острее, чем взрослые, переживают события Великой Отечественной войны. Он отмечает в детях «огромную жажду дела, работы и даже подвига». Писатель уважает в детях их стремление не сидеть сложа руки, а помогать своей стране в тяжёлый период.

Приведу литературный аргумент. В повести В. П. Катаева «Сын полка» мы узнаём о судьбе мальчика Вани Солнцева, которого нашли в окопчике спящим разведчики и приютили его на время у себя. Мальчик хотел участвовать в разведке, сбежал от ефрейтора Биденко, который вёз его в грузовике в детский дом. Мальчик убедил взрослых, и ему разрешили пойти в разведку. Под видом пастушка ребёнок собрал ценные сведения.

В романе А. Фадеева «Молодая гвардия» вчерашние школьники создали подпольную организацию для борьбы с оккупантами. Юные краснодонцы оказывали активное сопротивление врагам. Подпольщики слушали по ночам сводки Совинформбюро, расклеивали листовки, повесили над комендатурой красный флаг в день Великой Октябрьской социалистической революции, сожгли биржу труда со списками жителей, подлежащих отправке на работу в Германию. Юноши и девушки были арестованы, их подвергли жестоким пыткам, но они вели себя стойко и мужественно. Они отдали свою жизнь в борьбе с фашизмом. Пятеро из них: Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Ульяна Громова. Любовь Шевцова – увековечены в памятнике, стоящем в центре Краснодона, неподалёку от школы, где учились юные герои.

Мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны с фашистами сражались не только взрослые, но и дети как на фронте, так и в тылу у врага.

Обновлено: 2018-01-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме